Сначала о том, как иногда рождаются информационные материалы в интернете. Вот смотрят, смотрят те же блогеры, как некогда авторитетные самарские медиа гонят волну «черного пиара» на реальный сектор экономики, а потом созваниваются и договариваются сходить туда, на кого «наезжают» больше всего.
Так это случилось и в ноябре — после очередной порции «чернухи», мне позвонил Евгений Синюков и предложил:
— А помнишь мы в декабре 2015 года были на «Русском Трансформаторе», пошли, попросимся в гости еще раз, посмотрим, что у них изменилось за это время?
Так это и произошло, более того, нам сразу повезло, потому что нашим гидом по производству вызвался быть сам Виталий Куликов — руководитель производства в этой компании.
Я писал про него раньше, но могу повториться — Виталий один из тех, кто сделал сам себя в Электрощит Самара. Начинал он в отделе продаж, когда в 1990 годы завод выживал за счет производства гаражей — ракушек, потом неожиданно ушел на производство, был мастером, начальником цеха, постоянно учился, теперь де-факто уже год руководитель серьезного завода: производство — его епархия. Кроме того, Куликов активный общественник — депутат Красноглинского районного совета депутатов, а еще без него не обходится ни одно корпоративное мероприятие.
В общем на таких как Куликов многое держится. Будь у нас Советская власть, его бы давно утащили куда-нибудь в Райком — Горисполком, а сейчас кто же его отдаст? Такие грамотные руководители нужны везде и, прежде всего, на производстве, там где создается товар с высокой добавочной стоимостью. Именно благодаря таким кадрам за Самарой еще сохраняется репутация индустриального центра.
Уже в кабинете Виталия Куликова мы попросили его показать нам производство с таким расчетом, чтобы мы получили для себя ответ — каким образом Самара Электрощит выходит из ситуации, когда он первоначально объявил, что собирается строить завод по производству сухих трансформаторов, а потом откорректировал свои планы?
Начало этого разговора было еще в октябре, когда мы с группой блогеров встречались за чашкой чая в Испытательном центре Самара Электрощит с руководителем департамента по корпоративным коммуникациям и социальной ответственности бизнеса Маргаритой Киселевой. Тогда она объяснила, что среди причин, приведших к срыву сроков строительства нового завода стало изменение рыночного спроса на трансформаторы, а также не совсем прозрачные отношения относительно земельной площадки и не только…
Куликов более детально конкретизировал эту позицию с «не только»…
Во-первых, после того как Виталий возглавил производство на «Русском Трансформаторе», он оптимизировал его производственную площадку. Отдельные производства были переведены на Красную Глинку на основную площадку завода. Оптимизация произошла и в самих помещениях «РТ», например, в одно место переехала сварка, в других цехах цикл работ разместили так, чтобы избежать дополнительной логистики и сократить время на изготовление изделий (всего их в номенклатуре завода порядка 5000 наименований). Где-то были поставлены дополнительные вытяжки и теперь производство там напоминает конвейер. Из цехов убрали даже отдельные стойки и укрепили несущие конструкции — это облегчило проход по помещениям завода. Скоро «РТ» избавится от арендованного станочного оборудования — здесь предпочитают покупать свое и более современное. Упростили управление цеховыми кранами. Изменили подачу газа сварщикам и т.д. Очистили склады.
За счет освободившихся площадей на самом «Русском Трансформаторе» было налажено производство сухих трансформаторов, однако как показала практика — среди потребителей России в отличие от Европы этот вид электротехнического оборудования не пользуется популярностью — их недолюбливают наши эксплуатационные службы. За хрупкость.
Вообще эксплуатационники задают моду не только в этом — они, например, предпочитают керамические изоляторы — их не надо мыть в отличие полимерных, а достаточно просто протереть сухой тряпкой.
Таким образом на сегодня в Самаре выпускается столько сухих трансформаторов сколько на них получено заказов, на склад производство не работает. В этих условиях строить завод, который будет массово выпускать продукцию, не пользующуюся массовым спросом, нецелесообразно, Самара Электрощит — клиентоориентированное предприятие.
Что еще интересно — некоторые виды трансформаторов сейчас разрабатываются конструкторами Schneider Electric на заводах в Мексике, наши специалисты с «РТ» помогают им консультациями, после того, как эти варианты будут доведены до выпуска, технологии получат и волжане — это и есть та самая международная кооперация на практике, благодаря которой выигрывают все стороны, принимающие в ней участие.
Наши же трансформаторы имеют репутацию как наиболее надежных при эксплуатации в условиях низких температурах. Сейчас «Русский Трансформатор» тоже, как и весь Самара Электрощит выполняет заказ для Роснефти.
В настоящий момент на «РТ» официально трудится порядка 550 сотрудников, еще по лизингу и аутсортингу работают около 80, завод работает в две смены, рабочий день начинается в 7.00, чтобы было удобно добираться домой коллегам, заканчивающим вторую смену вечером — выбраться с Заводского шоссе в это время достаточно проблематично и для части рабочих организован разъезд газелями.
Питаются рабочие в специально оборудованных помещениях, сюда же приезжает буфет, для желающих есть и столовая неподалеку. Там, в обеденной мы увидели нарды — после еды кто-то коротает время за игрой.
Что интересно Виталий Куликов сократил управленческую цепочку на предприятии, теперь между ним и рабочим, только мастер и начальник цеха, никаких замов. Технологические службы выведены в отдельную линию, кстати, проектные работы производят здесь же на «РТ», а не на Инжинириговом центре, хотя главный конструктор «Русского Трансформатора» входит в технологическую цепочку Самара Электрощит, он работает со специалистами на Красной Глинке.
Мы с Синюковым несколько часов были на предприятии, ходили фотографировали, расспрашивали, смотрели, реально хотели увидеть проблемные затыки на «РТ», увы мы — их не нашли. А увидели предприятие, которое Жене нравится даже больше, чем Самара Электрощит на Красной Глинке (это он еще в 2015 году сказал). Я думаю причина этого в том, что он еще многого там просто не видел. А посмотреть там тоже есть на что, особенно в наше время, когда большая часть того же креативного класса и тех же молодых журналистов, пишущих на темы экономики, даже не была на серьезных промышленных предприятиях.
вот всё-таки уважаю я таких людей, которые создают материальные вещи, материальный наш мир, несмотря на роботизацию, цифровизацию…как-то у меня так получается по жизни.
как все радужно….
так на РТ линейку как бы не резали …