Почему татары и мордва братья из века в век

Этот пост не новостной, из числа тех, которые анализируют высказывание Алексея Кудрина о возможном сборе волжских регионов вокруг Казани, это скорее  попытка анализа на тему недавней истории и этнографии для тех, кто помнит дружбу губернатора Николая Меркушкина и его советника, философа Николая Еналеева…

Я, к примеру, аналогов подобных отношений в новейшей истории самарского Белого дома вообще не знаю…

У генерал-губернатора Артякова все подчиненные были, Азаров только с Кудряшовым вроде бы дружит, они сверстники, одной национальности, а уже Лапушкина для него – подельница – вместе свои дела делают, остальные – копошащиеся внизу, так людишки какие-то презренные, философ Виктор Кузнецов хоть и советником работал тоже не друг, несмотря на то, что рядом с Азаровым еще со времен Тархова — 2006 года, время здесь не имеет значения.

Правда, вот Константин Титов тоже во время пребывания в Белом доме мог если и не дружить, то очень уважительно к Габибулле Хасаеву относится.

А Еналеев для Меркушкина даже больше друга был – гуру. Он же не по марксистско-ленинской философии защищался и не по истории КПСС, как куйбышевского-самарские кандидаты наук, а по Адорно. Вполне цивилизованному, правда западному мыслителю.

Смотрел я тогда на эту дружбу – сотрудничество представителей двух братских волжских народов – татарина и мокша и понимал, что это больше чем просто дружба двух харизматиков, нашедших друг друга во взрослой жизни.

этническая чертополосица Поволжья

Правда глубоко не копал, как-то споткнулся в записях средневекового ливонского хрониста Русова о том, как татарские мурзы командовали мордовскими отрядами, отправленными Иваном Грозным на разграбление Ливонии в XVI веке и зациклился на этом. Думал, ну что за ерунда – финский народ мокша во время Ливонской войны выводил своих родственников,  бедных эстов на продажу в Среднюю Азию через невольничьи рынки в Казани и Астрахани? У меня пазл не складывался – мокша были втравлены в разборки с родственными финскими племенами Прибалтики, которые до этого изнывали под немецкими баронами, а тут пришли «братья» с Волги отловили их и продали в Хиву, Коканд и Бухару рабами… Неправильно это.

Наверное так бы и остался этот вопрос для меня загадкой, если бы не две вещи, пришедшие в одно время – январе 2022 года.

Первое – это политическая карта Европы на 1444 год, изготовленная где-то в Европе. Примечательна она тем, что в отличие от советских и российских исторических карт, изображающих пространство вокруг тогдашней Московии пустыней, где нет никаких государств, дает реальные границы тех протогосударств, которые существовали на тот момент.

И тут мы видим не просто бывшую Волжскую Булгарию в виде крохотной территории вокруг современной Казани, а громадное государство, в котором прописаны входящие в него районы, относящиеся к разным этносам.

Эта карта конечно полностью ломает концепцию тысячелетия вхождения Мордовии в Русь, но зато она показывает идущие в глубь веков отношения татар,  мокши и эрзя, которые жили в одном государстве еще в те времена, когда Московия была маленьким вассальным по отношению к Орде княжеством.

Второй фактор, которые открыл мне глаза на отношения этих двух народов – это этнографическое описание исследователя Галеева того, что современный татарский народ произошел в результате этногенеза, в котором активное участие принимали угро-финские народы Поволжья. А современный президент Республики Татарстан Минниханов, по его мнению, имеет финские корни, поскольку из некогда марийского села, когда-то принявшего ислам.

Вот так. С легкой руки Николая Карамзина в России два века гуляла поговорка, что поскреби русского – найдешь татарина, на самом же деле – поскреби татарина – найдешь угро-финна. Причем в отличие от Самары, где еще 5 лет назад мордвой пропагандисты, работавшие против Меркушкина, пугали детей, в Татарстане с этим все ровно.

И тогда в исторической ретроспективе получается, что участие мокши в набегах на Ливонию и вывод оттуда рабов в Туркестан ничем не отличается от разборок между разными князьями древней Руси, там тоже потом невольников на рынках Яффы продавали в Европу рабами. Никакой национальной идентификации – только принадлежность к одному протогосударству.

Зато становится понятным почему среди татарского народа такие разные генотипы представлены – это не т.н. русский оккупант «постарался», голубоглазые блондины среди татар потомки фино-угров.

И когда некоторые деятели современной Украины называют русских отатаренными угро-финнами, это всего лишь пропаганда – угро-финские народы на территории РФ де-факто выступили в качестве «наполнителя» большинства крупных сегодняшних этносов – русских и татар, видимо в зависимости от того какую мировую религию они принимали. Православие вело бывших угро-финнов к статусу русских со всеми вытекающими в виде крепостного права, не зря краеведы говорят, что Ново-Семейкино основали бежавшие от своих крепостников мордовские крестьяне.

Правда в XIX веке по мере вхождения в капитализм кроме православия складывающуюся молодую русскую нацию начала связывать еще и зарождающаяся великая русская культура, но в наши дни она фактически уничтожается сверху, что из этого эксперимента получится станет ясно достаточно быстро.

PS Еналеев и похоронить завещал себя в родной деревне… Народы Поволжья не рвутся в Лондон.

PPS Исследования ученых по этнографии Среднего Поволжья здесь.  и здесь 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s