Вклад старообрядцев Самары в подготовку к мундиалю

День памяти святого пророка Илии, 2 августа, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий встретил в приходе Самары. В понедельник, в канун Ильина дня, были отслужены вечерня и утреня, а утром следующего дня архиерея торжественно встречали у храма, после чего началось праздничное богослужение.

По окончании богослужения владыка сердечно поздравил прихожан с праздником и произнес проповедь, рассказав про жизнь и подвиг святаго пророка Илии. После этого прихожане пригласили дорогих гостей на праздничную трапезу. Примечательно, что гости в этот день собрались из разных мест, в том числе из Тольятти и из Казани.

За трапезой звучало множество поздравлений, слова благодарности настоятелю и приходу за гостеприимство. Владыка Корнилий еще раз отметил усердие и старание иерея Димитрия на благо прихода, пожелав ему сил и Божией помощи для завершения начатых работ и осуществления задуманных планов.

После торжества состоялось епархиальное совещание, на котором присутствовало священство и представители приходов епархии. Настоятели рассказали о положении дел в своих приходах и развитии общин.

2 августа предстоятель Церкви отбыл в свою московскую резиденцию.

3 августа в представительстве Губернатора Самарской области при Президенте и Правительстве РФ в Москве  состоялась рабочая встреча Губернатора Николая Меркушкина и преосвященнейшего Корнилия, митрополита Московского и всея Руси.

Во встрече также приняли участие И. Еремин, вице-губернатор, полномочный представитель Губернатора Самарской области при Президенте и Правительстве России, заместитель руководителя Администрации Губернатора руководитель департамента мониторинга общественного мнения Денис Подсеваткин, а также настоятель кафедрального собора во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Самаре иерей Димитрий Мартышин и секретарь предстоятеля Старообрядческой Церкви протодиакон Виктор Савельев.

Участники встречи обсудили вопрос о продолжении реставрационных работ в самарском кафедральном соборе. Тема эта более чем актуальна, ведь в 2016 году этот храм, являющийся памятником регионального значения, был официально включен в перечень объектов на гостевых и туристических маршрутах города в период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Владыка Корнилий выразил благодарность лично главе региона и в целом правительству губернии за помощь в восстановлении храма, отметив при этом внимание властей к сохранению объектов культурного наследия Самарской области и нуждам старообрядцев.

— Наш священник, отец Димитрий, настоятель собора в Самаре, который также окормляет и общину в Тольятти, давно и очень успешно решает задачи, связанные с реставрацией храма, а также духовно укрепляет общины старообрядцев, способствует их развитию.

Митрополит Корнилий рассказал губернатору о заявке, которую направила самарская старообрядческая община в Министерство культуры РФ, о предоставлении ей в 2017 году субсидии из федерального бюджета по программе «Культура России. 2012–2018 годы» и попросил правительство Самарской области о софинансировании предстоящих работ.

В свою очередь, Губернатор отметил духовную значимость и архитектурную ценность Казанского собора для Самарской области, тем более что он расположен в историческом центре Самары. Глава региона пообещал и впредь помогать в возрождении регионального духовного центра старообрядцев.

Во время встречи владыка Корнилий подарил Губернатору новоизданный альбом «Старообрядчество: История и культура» и пригласил его посетить исторический духовный центр российских старообрядцев на Рогожском.

По материалам сайта старообрядцев взято и отсюда

38 responses to “Вклад старообрядцев Самары в подготовку к мундиалю

  1. «После этого прихожане пригласили дорогих гостей на праздничную трапезу.»
    Как интересно. В 1960 году сразу после сдачи вступительных экзаменов в ВУЗ нас отправили на сельхозработы. Попали мы в село Константиновку, что на реке Большой Иргиз. А вот какой район я забыл. В селе в основном жили старообрядцы. Не хотел бы я жить в этом селе, ну во всяком случае в те годы. Можно много чего рассказывать об их обычаях. Но расскажу только о двух эпизодах. Единственный общественный колодец был очень далеко и из-за того что из него воды никто не брал, вода в нем была довольно тухлая. А рядом с нами жил одинокий старик и у него на участке колодец. Ну мы и взяли у него водички. Да взяли-то его же ведром — в своё только перелили. А он узнал и сказал нам, что если ещё раз возьмём то он кого-нибудь застрелит. Ружьё у него было. Потом долго возился около колодца — то ли ведро менял, то ли крышку с замком прилаживал. А ещё в последний день мы кухню свернули, а машины во-время не пришли. И мы сидели голодными. Хозяйка дома в котором мы жили (сама жила в соседнем) принесла нам хлеб, но спрятав его от посторонних глаз и очень просила никому об этом из местных не говорить. А уж когда мы на речку пришли купаться (а у нас ведь и девушки были) мы сначала не поняли, что это народ недалеко от нас собирается. Как в цирке на нас смотрят, но не смеются. А потом нас предупредили чтобы мы от греха быстренько и подальше с их глаз смотались иначе могут и побить. Впредь пришлось не нарушать их традиции. Там ещё много чего было. Может разные течения старообрядничества? А Вы, Игорь, неоднократно об них помещаете статье. Даже о православии меньше. ???

    • Иргиз — сердце старообрядцев, я же рассказывал, как их монастыри там в начале 19 века армия штурмовала, а старообрядцев уважаю — развитие России конца 19 века — начала 20 века шло во многом за счет них
      трезвый народ

      а православие до 1917 года было частью государственной машины, обер-прокурор Синода — это как Суслов в ЦК КПСС

      • «а православие до 1917 года было частью государственной машины, …»
        И что из этого? Православие перестало быть православием? Да мало ли в каких государствах религия в какой-то период становилась государственной. И не всегда это было отрицательным моментом для развития государственности. А разве в Византии христианство не было государственной религией когда мы приняли от них религию? И на Руси православие было объединяющим фактором для собирания русских земель. Не зря Сергий Радонежский пешком пошёл по городам и весям перед куликовской битвой. Ну если бы не раскол то и старообрядцы были бы вместе с властью.

        • в истории сослагательного наклонения нет, а то что РПЦ была при государстве до 1917 и привело к тому что громадное число было в сектах, я писал об этом когда описывал фильм про Пришвина

          • И никакого сослагательного наклонения. Раскол произошёл в результате борьбы церковной верхушки и светской за впасть. Церковная раньше стояла над светской, а светская только формально была выше. А троеперстие и двуперсти, а также исправление книг это для народа. Кстати быстро отменённое и разрешено было и то и другое. И даже по старым книгам разрешили. Нет не объединились — власть потеряли. Пусть маленькая, но власть. По такому же принципу катакомбная церковь. Уж какие катакомбы? А других различий и нет.

    • Есть у них такое. Если бы старообрядцы угостили едой не старообрядца, то потом эту посуду они выбрасывают. Пользоваться такой посудой старообрядцам уже нельзя — осквернена.

      Так, похоже, получилось и с колодцем. Пришлось тому старику ведро поменять — ведь осквернили.

      • Да мы же из ведра не пили. Мы же его ведром воду достали и в своё перелили даже не прикасаясь к последнему.

  2. Нет, мне больше баптисты понравились в селе Семёновка Кинель-Черкасского района (может сейчас и район по другому называется). Они нас студентов-медиков за посланников Бога считали. А когда мы им говорили, что это не так и что мы и Бога-то не видели, они говорили нам, что мы и сами об этом не ведаем. А уж как старалась нам готовить баба Маша (она нам так велела её звать)! Пальчики оближешь от картошки приготовленной ей в русской печи и с кислым топленом молоком с корочкой наверху. И всё в глиняных горшочках. И в селе все дружелюбно к нам относились.

  3. Если раньше еще до раскола в церковь заходил иностранец или забегала собака церковь освящали заново. Наверное такого мракобесия у раскольников сохранилось больше чем у православия. В принципе староверы это такие хард православные как и 600-700 лет назад. Все таки чтобы отвечать требованиям времени православие немного изменяется. Так перестали ссылать в монастыри бывших жен и незамужниих дочерей князей и царей. Просто у староверов князей нет. Но мы за толерантность и мультикультурализм? А ещё в Российской Империи было много сектантов. Самые одиозные это хлысты и скопцы. А всякие малокяне, дырочники и адвентисты существуют и сейчас. Не знаю есть ли у них всероссийские митрополиты. А звучало бы прикольно всероссийский митрополит дырочников :-). Да здравствует духовность во всех её формах за исключение ДАИШ запрещенного в РФ!!!

    • В монастыри больше ссылали ещё до раскола. А после раскола не могли ссылать в староверческие монастыри — их ещё найти нужно было, да и власть на них не распространялась. Да и вскоре перестали жён ссылать.

    • поерничай — поерничай, но сначала посмотри на процент старообрядцев среди твоих любимых капиталистов в начале 20 века

  4. Да, действительно в Самаре много было деловых людей из старообрядцев сыгравших большую роль в развитии города. Но как это не вяжется с тем что я видел в староверческом селе. Где это благочестие? Где интерес к просвещению?

  5. Лет двадцать-двадцать пять назад (но уже после того, как все религии в стране разрешили, естественно) хоронили мы старенькую-престаренькую маму одного сослуживца. Его мама, как он сам говорил, была из «кержаков», то есть старообрядцев. И покойная завещала, что бы всё сделали «по древлему благочестию».
    Отпевали (?) её в церкви, расположенной, кажется, на улице Партизанской.
    Так вот, когда мы подъехали на автобусе, то к нам подошла женщина в платочке и в корректной, но очень категоричной форме запретила заходить в церковь тем, кто не крещен по староверческому обряду. Естественно, что никто, в том числе и сын усопшей! зайти не смогли.
    А вообще, действительно, очень много среди староверов трудолюбивых людей и трезвенников! И даже табак они не курят (это у них грех). Кажется, у Мельникова-Печерского много о них написано. Он сам не будучи старовером, тем не менее, очень положительно о них писал.

    • про народ на Промышленности — я ничего сказать не могу, они действительно чужих вообще не подпускают — там настоящие сектанты, но вот про других старообрядцев ничего плохого не скажу

      Мельников — Печерский был чиновником который следил за коржаками — это его работа была

  6. По теме поста а где собственно сам вклад? О главном ни слова. Походу нет его к чемпионату по ногомячу или он в то что старопопики не назвали это происком сатаны.

      • Что-то смысл последнего поста до моего мозга не дошёл. Извините, Игорь. Тропа тропой, но ведь она с двусторонним движением. И в какую сторону с грузом? И куда этот вклад? Я положительно относящийся к православию и тем не менее считаю, что бюджетные деньги ни в коем случае не должны использоваться для поддержания религий. За очень редким исключением когда государство несёт прямую вину за уничтожение храма построенного на народные средства и сам храм имеет историческую или культурную ценность. Другое дело помочь религиозной общине в подборе места для размещения храма, благоустройстве прилегающей территории принадлежащей государству, способствовать в подключении к различным коммуникациям и т.д. И уж совсем мне непонятно когда монахи начинают собирать деньги на свой монастырь. Извините за грубые слова, но собрались несколько мужиков уединённо жить и молится Богу. Это их право и их выбор, но собственный дом пусть строят как и положено монахам собственными силами. Это их дом. А мы за них помолимся. Мне мой дом никто не строил. Если мне квартиру когда-то и дали, то я за неё государству сполна отработал. Хотят храм при монастыре построить — пусть на него и зарабатывают, организуют какое-нибудь дело. Другое дело когда при монастыре хотят построить приют для стариков или инвалидов. Здесь можно и помочь. А вот приют для детей это перебор. Детьми должно заниматься государство, а религию выбирать или не выбирать дети должны сами когда это осмыслят.

        • смысл здесь простой _ до 1917 года в Самаре был построен красивый старообрядческий собор с часами наверху, после 1917 года храм у них открутили и отдали станкозаводу под клуб. к 1991 году этот клуб там все накрутил — навертел =храм пришел в негодность, а еще его пытались по время приватизации открутить с нескольких сторон

          Затем его пыталась отнять РПЦ, а сейчас старообрядцы получат деньги из федерального бюджета на его восстановление — не они же его разрушили… Что тут непонятного, государство на протяжении 70 лет использовало собор как клуб, сейчас оно частично свою вину закроет…
          Строили то его старообрядцы на свои кровные

  7. Следует отметить, что уважаемые комментаторы весьма поверхностно знакомы со «старообрядчеством», собственно Расколом и его, надо признать, ведущей роли в истории нашего государства.
    Во-первых, упомянутый Сергий Радонежские (и прочие Святители) — в понимании веры и обрядов был «старообрядцем», коими после Раскола стали называть последователей Руськой(Русской) Церкви, которая являлась одним из направлений Восточной Церкви и никогда, в отличие от той же Византии, не шла на унию с «латинянами» ( Римским Папой), поскольку не приняла изменение Символа Веры и пр.важных атрибутов христианства, что и проделала Западная церковь. Тут следует отметить, что по своим религиозным представлениям и обрядам Русская Церковь была очень близка к дохристианским верованиям, мусульманству и иудаизму, что и обусловило отсутствие каких-либо межконфессиональных конфликтов в Золотой Орде, а позднее Московсковии, Русском царстве.
    Во-вторых, последователи Раскола (куда кроме старообрядцев-поповцев входило много течений), изначально выступали против «царской фамилии Романовых», считая их «антихристовой властью», и потому стояли за всеми народными «бунтами», поддерживая их как людскими ресурсами (и тут их всегда поддерживали близкие им по духу и исторической памяти т.н. «иноверцы»), так и материально. И за свою Веру и неприятие «латинянства» тысячами самосжигались и шли на мучительную смерть по суду. Кстати, РПЦ на Синоде в конце 20-х прошлого века (а потом подтвердили в 70-х) признали «невиновность иных вероучений христианства России» и свою «излишнюю жестокость».
    В-третьих, будучи по сути «патриотами и евразийцами»(как их бы сейчас назвали, капиталы «раскольников» стояли за развитием промышленности и с/х в нашей стране. Мануфактуры, заводы, транспорт, банки, с/х-предприятия, расширение границ государства и осваивание ее окраин — вот неполный перечень сфер их влияния.
    Кстати, именно с концентрацией «раскольников» по окраинам Российской империи связано быстрое установление там Советской власти, свергнувшей царизм Романовых, на что старообрядцы и финансово поддерживали «большевиков» (да и сам В.Ульянов много времени в юности провел в самарской семье «раскольников»-«поморцев» Кулагиных, где, возможно,и сформировалось его революционное неприятие царского режима Романовых).
    А Синод РПЦ, после Петра Первого, который по сути был сторонником протестантизма, — стал обычным «ведомством православного вероисповедания». И немудрено, что перед Первой Мировой войной после указа Николая Второго о веротерпимости тот же Синод с ужасом отмечал, что огромный процент «православных» тут же «отошел в Раскол»., идеи и представления которого тем или иным образом сохранялись и культивировались в основной массе христиан России.

  8. Ну знаю я этот храм. Нас в него в детстве водили на какие-то представления. Помню фокусник, видимо из самодеятельности, нам фокусы показывал такие простейшие, что даже мы дети понимали как это делается. Иногда нам там кино показывали. Если восстанавливать все храмы разрушенные, то никаких денег не хватит. Мало ли что было сделано — тогда политика была другая и законы другие. Кстати, храмы часто разрушало не государство, а сам народ. Голосовали на сходах и находились добровольцы разрушать. Конечно всё это планировалось наверху, а юридически по воле народа. Так может часть предприятий, старых домов, земли отдать потомкам бывших владельцев, ведь государство когда-то отобрало. А сейчас частная собственность охраняется законом. Сейчас другое государство и оно правоприемницей объявило себя только в международных обязательствах и делах. Но не несёт ответственности за внутренние грехи прежнего государства иначе его и не надо было разрушать. Значит старообрядческий храм будут восстанавливать за счёт жителей Самары. А жителей Самары об этом спросили?

  9. Ну какая же это альтернатива? Старообрядничество никогда не выступало как консолидирующая сила для русского народа. Скорее наоборот создавая замкнутые обособленные группы. Отдельные представители купцов, промышленников сыгравших большую роль в развитии Самары как коммерческого города, тем не менее не замечены в каких либо патриотических движениях. Вы можете назвать хотя бы одну какую-нибудь богодельню которую содержали бы старообрядцы для всех?

    • да, встречал, но это надо рыться, а насчет патриотизма старообрядцев это вы зря — кержаки всегда стояли насмерть, те же сибирские дивизии под Москвой из кого состояли?
      да и народовольцам они помогли в т.ч. строить подпольную работу — старообрядцы в условиях России были представителем гражданского общества пусть и в такой форме, а не государства

  10. Я не совсем точно выразился о богадельни. Я имел в виду не столько содержание её финансово, а работа в ней по уходу за старыми и немощными.

      • Финансовое содержание это благотворительность купцов и промышленников без которого нельзя было добиться ни наград, ни положения в обществе. А положение в обществе ведёт к успеху в делах. А религия здесь на десятом месте.

  11. И пусть любая официально зарегистрированная религия у нас живёт и процветает в дружбе и согласии используя только свои собственные ресурсы не нарушая и строго соблюдая конституцию, законы государства и не нарушая традиции большинства населения той местности в которой находишься. И помнить, что в священном писании написано, что любая власть от Бога нам дана. И не роптать и не требовать компенсации за её деятельность — ведь она от Бога. А вот для чего и почему такая власть это Божий промысел нам неизвестен. Может в наказание нам за грехи наши, а может, как испытание нам в вере нашей, а может как спасение наше — именно такая жёсткая власть спасла нас от более разрушительной уничтожающей всё силы. А не грешим ли мы сейчас критикуя и требуя компенсации. Неужели религиозные люди не понимают, что для постройки их храма или его восстановления потребуется отнять деньги от и так бедных людей. Ведь это бюджет, а не зарубежный счёт миллиардера. А разве Богу недостаточно, что вы молитесь в скромных церквях и молельных домах? Разве он требует от вас роскоши, а не веры? Разве это не проявление гордыни? Это относится ко всем ветвям русского православия тоже.

    • если государство восстановило церкви РПЦ, то отказав старообрядцам в восстановлении их собора — это будет беспредел какой-то и дискриминация со стороны государства

  12. И государству тоже не нужно было восстанавливать церкви РПЦ, если они не относились к памятникам истории и архитектуры. Об этом я и писал. Хотя всё же РПЦ и ислам в России занимают особое место по числу верующих. А старообрядцев может и много, но и конфессий у них ещё больше и каждое «самое каноническое». Им же предлагалось объединится с РПЦ сохранив свои обряды и обычаи. Ведь единоверцы так и сделали. В селе где я свободное время провожу такой замечательный храм стоит в котором в советское время какие-то мастерские были. Изуродовали как только могли. Кстати, закрывали его по голосованию на сходе жителей села. И кресты с куполов сдёргивали тоже жители. Известны фамилии трактористов. Вандалы всегда найдутся. Его же государство не восстанавливает. Жители села собрали деньги и рядом деревянную церквушку поставили. Правда тот кто собирал деньги на церквушку одновременно и себе новый дом соорудил. Ну, вероятно, это просто совпадение по времени. А сейчас в деревянной церквушке идёт сбор средств на восстановление старого храма. Но храм красавец!

  13. Игорь, Вы рассуждаете как светский человек и обсуждаете поступки государства. А я пытаюсь донести, что религиозный человек не должен так мыслить. Ведь староверы считают себя более религиозными чем члены РПЦ. Так зачем ровняться с ними и требовать от государства равных преференций. Не по христиански это. Храм им видите ли нужно с часами. Гордыня это. Вот катакомбная церковь выползла из катакомб, гонений оказывается нет, а расстаться со своим статусом ну никак не хотят. Может им тоже храмы строить?

    • да, нужен тот храм который государство разрушило и из использования которого государство 70 лет получало прибыль, здесь я поддерживаю старообрядцев — они не сироты в России и ничем не хуже РПЦ

  14. Какую прибыль государство получало от клуба станкозавода? Там же всё бесплатно проходило. Это же не кинотеатр. Содержание таких клубов заводам в копеечку обходилось. Другое дело у нас клуб автозавода — там постоянно действующий кинотеатр с большим залом. С утра до ночи кино крутили. И какое государство? Нет того государства вместе с «прибылью». Вы ещё за внутренние долги царской России вспомните. Скажите, что к староверам у Вас почему-то особое отношение. Колитесь, но можете и не колоться.

    • не ко всем — те которые по Промышленности мне не нравятся, а вот на Льва Толстого народ уважаю

  15. Ну и ладно. Религия дело сугубо личное дело. Но она часто помогает людям переносить тяжёлые для них моменты. Как правильно как-то сказал один из не очень мной любимых священников, что на фронте неверующих нет. Как начнут пули свистеть над головой так «Пронеси Господи». И в этом он прав. Но и без пуль похожие ситуации рано или поздно бывают у всех. Мне-то это хорошо известно по моей профессии и опыта.

Ответить на gregorkon Отменить ответ