Забытые полустанки. Железная, но хорошо, что не Куйбышевская

мост к станции

станция Грачевка

инженерные сооружения здесь тоже есть

От окраин Самары до жд полустанка Грачевка в Кинельском районе километров 80. Когда-то это была мощная железнодорожная станция. Сюда приходили составы с эвакуированными с Запада беженцами во время I Мировой войны (в одну Мало-Малышевку привезли около 380 человек). Здесь стояли военные команды и когда я маленьким пацаном в 1969 году на огороде бабки Маши неподалеку от станции нашел четырехграненый штык и старинную каску, висевшую на заборе, родные мне так и объясняли, что это, мол, с мпериалистической войны (ее так называли).

До революции здесь был мощнейший логистический узел и многолюдный край. Отсюда люди добирались в почти 10 тысячную Мало-Малышевку, большое село Грачевку и монастырь Шихобаловых, который находился в сегодняшнем селе Центральное Богатовского района.

Потом во времена Советов на станцию Грачевка эвакуировали военные летные училища, здесь останавливался пассажирский поезд Куйбышев — Ташкент и наверное совсем не случайно — в 1930 годы многих т.н. «кулаков» из этого угла Кинельского района выселяли в Джамбул и  Ташкент.

Южно_уральская жд заходит в 63 регион до Кинеля

раритеты остались, водокачка помнит гражданскую войну

дом жд служащих 19 века

На сегодня железнодорожная станция Грачевка — уникальный объект, она как и еще 12 станций входит в систему не Куйбышевской железной дороги, а Южно-Уральскую, с центром в Оренбурге. Сами железнодорожники, сравнивая амбиции дорог говорят, что ЮУ ЖД — более трудовая дистанция и понтов там на порядок меньше, мол, вон как у них даже небольшие станции отремонтированы.

Хотя бог бы с ним где сидит руководство дороги загвоздка в другом — этот участок железной дороги от Кинеля до Бузулука не электрифицирован и по нему ходят дизельные тепловозы. А почему Кбш ЖД — электрифицирована? — спросите вы. Так она в отличие от Южного Урала входила в систему Транссиба, а ЮУ ЖД была менее пафосной и более трудовой дорогой, хотя сейчас цена дизельных перевозок тоже выросла по сравнению с советским периодом.

Мимо Грачевки в основном перевозят грузы, что же касается пассажиров, то на сегодня на этой станции останавливаются только пригородные электрички, бегающие по маршруту Бузулук — Кинель и обратно, а также Самара -Бузулук. В электричках всего 3 вагона, но мест хватает.

Если хотите скривить губу, что, мол, ерунда какая — не торопитесь…

на полустанке живут

Путь из Кинеля до Грачевки занимает всего 36 минут и это прекрасная возможность для тех кого на селе называют «дачниками» добираться до своих деревенских фазенд. Никакое автобусное сообщение не сравнится ни по цене, ни по скорости.

Стоянка пригородного поезда на станции — 1 минута.

Что интересно — по маршруту ходит три дизельные электрички, одна из них скоростная — время ее движения из Кинеля в Бузулук  3 часа 48 минут, другие едут по 4 часа 4 минуты.

Южно-Уральская железная дорога не держит самарскую Грачевку в роли Золушки — при комплексной модернизации устройств СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки) на участке Бузулук — Кинель в 63 регионе были построены здания новых постов электрической централизации на станциях Богатое, Грачевка, Неприк, Заливная,  Спиридоновка. Построена новое здании станции «Грачевка» — хотя старое мне нравилось больше.

на платформе пассажиров не видно

дорога в Кинель

А вообще железная дорога в сельской местности также поддерживает населенные пункты. где она находится, как и нефтяники. Села где есть жд станции чище, в них больше новых дорогих домов.

Хотя что касается Грачевки, то тут есть одна проблемка — рядом с ней нет регулируемого переезда через пути, нет и асфальтовой дороги со стороны Грачевки, хотя соединить здесь дорогу от села Грачевки (6 км до одноименной жд станции) до Малышевки было бы самым правильным решением.

дорога на нерегулируемый переезд через железную дорогу в село Грачевку, туда ездят на водохранилище и порыбачить ночью (ночью там хороший клев)

здесь был тракт на монастырь Шихобаловых, в объезд Мало-Малышевского бора

7 responses to “Забытые полустанки. Железная, но хорошо, что не Куйбышевская

  1. С 1929 года электрификация начала внедряться на магистральных железных дорогах, в основном, для пригородного движения, где электропоезда заменяли пригородные поезда на паровой тяге. Первым участком стала линия Москва — Мытищи длиной 18 км. В 1930-х гг. на московском узле были электрифицированы Ярославское (Москва — Александров, Мытищи — Монино), Горьковское (Москва — Обираловка, Реутово — Балашиха), Рязанское (Москва — Раменское), Курское (Москва — Подольск) направления.
    В 1943 году на Куйбышевской дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев — Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы. В 1944 году для обслуживания электропоездов было построено моторвагонное депо «Безымянка». Электрификация железной дороги стала важнейшим событием для Куйбышева, в связи с этим новая улица города, протянувшаяся вдоль железнодорожной линии от моторвагонного депо «Безымянка» в сторону посёлка Смышляевка, получила название Электрифицированная (позже, в 1984 году, улица переименована в улицу Литвинова).
    С 1956 года начался новый этап массовой электрификации железных дорог СССР, который стремительно вывел электротягу и тепловозную тягу с 15 % доли в перевозках в 1955 году до 85 % доли в 1965 году.
    На электрическую тягу были переведены крупнейшие ж.-д. направления: Москва — Куйбышев — Челябинск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск (свыше 5 тыс. км), Москва—Горький—Свердловск (около 2 тыс. км) и др., а также пригородные участки крупных городов и промышленных центров.

    • на станции Киркомбинат рядом с электроподстанцией — есть жилой дом бывших жд работников — это дом вдов, все мужики там умерли, много от онкологии

  2. Попалась интересная схема Оренбургской железной дороги 1943 года.
    http://www.retromap.ru/m/#14194331_z7_51.791629,56.370849
    Эта дорога пролегала по территории Самарской, Оренбургской, Актюбинской, Кзыл-Ординской, Гурьевской и Западно-Казахстанской областей СССР. Организована путём реорганизации нескольких дорог в 1934 году. Основная часть дороги была выделена из Среднеазиатской железной дороги. В состав дороги вошла часть Самаро-Златоустовской железной дороги.

    В состав дороги входили линии Кинель — Оренбург — Илецк — Кандагач — Джусалы, Оренбург — Орск — Айдырля, Гудрон — Профинтерн.[9]

    В годы Великой Отечественной войны была построена линии Никель — Кандагач и Кандагач — Гурьев, позволившие кратчайшим путем перевозить грузы с Урала и из Сибири на Кавказ (с перевалкой через Каспийское море).

    В 1953 году от Рязано-Уральской был передан участок Озинки — Уральск — Илецк. Протяжённость дороги на 1954 год составляла 3150 км, управление дороги располагалось в Оренбурге.

    В 1959 году дорога была присоединена к Куйбышевской железной дороге в рамках общего укрупнения «в целях улучшения использования технических средств, упрощения и удешевления управленческого аппарата». При этом Уральское отделение Оренбургской железной дороги (линии Илецк — Кандагач — Джусалы, Кандагач — Гурьев, Никель — Кандагач, Озинки — Уральск — Илецк) вошло в состав Казахской железной дороги (в 1977 году выделено в Западно-Казахстанскую железную дорогу с центром в Актюбинске, ныне — Уральское, Актюбинское и Кызылординское отделения Казахстанской железной дороги). Несколько позже линии Кинель — Оренбург — Илецк, Оренбург — Орск — Айдырля были переданы из Куйбышевской железной дороги в состав Южно-Уральской железной дороги.

  3. Меня больше всего впечатлило то, что, как оказалось (я ранее не знал об этом), владения Оренбургской жд до 1959 года простирались аж до станции Джусалы (это в окрестностях Байконура). Думал, что до Казахстанской жд эта ветка относилась к Ташкентской.

    • в 1950х не было республик — хотя Казахстан тогда воспрепятствовал передаче России нескольких территорий

  4. С 1920 по 1925 годы была Киргизская АССР (в составе РСФСР) с центром в Оренбурге, затем Казакская АССР.
    Административный центр КазАССР — сначала Кзыл-Орда (1925—1927), а с 1927 года — Алма-Ата. И лишь в 1936 году была создана Казахская ССР в составе СССР.
    Развитие региона, где сейчас находится Байконур, с середины 19 века шло именно со стороны Оренбурга (приток и людей, и средств, и материалов). По иронии судьбы с 2014 года Байконур опять тесно связан с Оренбургом: после девальвации рубля по отношению к тенге стало выгодно возить сюда российские продукты (из Оренбурга, как ближайшего крупного города), что и делается с тех пор еженедельно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s