Куйбышев за забором

забор обозначен красным

забор обозначен красным

Недавно вернулся к старому посту где исследовал карту Куйбышева за последний предвоенный 1940 год. 

Что сподвигло? Дело в том, что обнаружил среди условных обозначений знак, который показывал изгороди, заборы. Так вот согласно нему выходит, что за забором тогда почти полгорода находилось. Между молодой Безымянкой и старой, исторической Самарой. Это сколько леса должно было уйти на такую изгородь!

Вообще-то за забором де-факто были Черновские сады, но подумайте сколько людей должны были охранять то, что огородили в таких гигантских масштабах!  Батальоны, причем не только пеших охранников.

О том, что у охраны были и моторизированные экипажи говорит и тот факт, что вдоль самых крупных городских трасс заборов не было, следовательно их охраняли другим путем — разъездами.

Короче моя версия такова — Черновские сады помимо снабжения населения фруктами имели и другой функционал — они с их сторожами и заборами как бы отделяли Безымянку с ее Безымянлагом от основной части города. Чтобы народ туда сюда не шнырял без дела.

Задача — предотвращение утечки информации о том, что на Безымянке при помощи зк происходят масштабные работы по подготовке района к приему новых промышленных гигантов.

Безымянка была секретным объектом, а Черновские сады как бы его фильтрационной зоной.

А еще меня интересует вопрос — неужели нигде в городе не осталось следов от этого многокилометрового забора?

80 responses to “Куйбышев за забором

  1. Игорь, я буквально позавчера рассматривал эту карту и тоже задумался о предназначении заборов 🙂
    Заборы в то время строили в основном деревянные (и до 1950-х годов включительно; заборы из ж/б плит стали появляться только в конце 1950-х — начале 1960-х), реже кирпичные. Видимо, большая часть этих заборов была деревянной, потому ничего и не осталось, на первый взгляд. Но нельзя исключать, что отдельные участки были кирпичными, может где-то и сохранились фрагменты.
    С другой стороны, забор вокруг яблоневых садов, которые были в районе нынешнего 15 микрорайона, был кирпичным, об этом многие вспоминают. Интересно, он был построен тогда же (в конце 1930-х), или уже после войны?

  2. Верная версия. Раньше оперативное прикрытие было на должном уровне.
    Покопайся в вопросе — в какой структуре состояли в штате охранники да и прочие сотрудники «Черновских садов». Всё и прояснится.

  3. Ну ничего себе теорию об охранной функции Чёрновских садов развернули!!! А что до Безымянлага забора вокруг Чёрновских садов не было? А мимо чёрновских садов народ «шнырять» не мог? А струковский сад тоже был огорожен, и молоканский сад за забором. В 1956 году после окончания шестого класса мы с моим одноклассником решили немного подзаработать денег. И отправились в сад-совхоз как раз за клинической больницей по Чёрновскому шоссе. Нас приняли и послали собирать сливу. Платили за количество собранной сливы. Вот какой был забор не помню. Но вооружённой охраны и тем более моторизованной не видел. Обычно такие сады охраняли по ночам силами 2 — 3 сторожей.

    • Ну, тут вопрос рассматривается относительно определенного времени, а именно предвоенного и военного. Именно с этой позиции надо рассматривать понятную логику действий компетентных органов.

    • я обсуждаю карту 1940 года, а не состояние на 1956 год, когда даже подземный город уже не рыли

      а может еще что-то с той поры вспомните — это интересно

  4. Не очень в этом уверен, но кто-то из старожилов мне рассказывал, что якобы в войну и в первые годы после войны в западной стороне города стояли милицейские кордоны и проверяли документы. Делали это, что бы ограничить доступ в город со стороны Безымянки. Я стал сомневаться, а как же студенты на трамвае в институт ездили? Но вот за что купил, за то и продаю. Если знает кто-либо было ли это на самом деле — попраьте меня.

    • так на момент создания карты в 1940 году трамвай на Безымянку не ходил, сообщение было по железной дороге, которая еще не была электрофицирована

  5. Ну так статья о заборах и их предназначение. А так как они были поставлены до создания Безымянлага, то и назначение их было чисто «мирное». Насчёт милицейских кордонов с западной части города никогда не слышал. Моё раннее детство прошло в частном доме в переулке Школьный. Это район оврага Подпольщиков (Постников оваг). Но не в самом овраге, а сразу за заводскими домами рядом со школой. Сейчас там и переулка этого нет. Так вот во время войны и сразу после у нас был огород за клинической больницей. Мы на него ходили пешком и переходили железные пути на которых всегда шла интенсивная работа маневрового паровозика. От чего я был в восторге. Никаких патрулей в этом районе я не видел. А вот на проспекте Масленникова около воинской части кирпичный забор появился позднее. В военные и послевоенные годы ограждение было проволочное и за проволокой ходил часовой с винтовкой. Он периодически кричал на проходящих мимо чтобы не задерживались. Однажды у меня развязался шнурок ботинка и мама стала мне завязывать. Так часовой так разорался и даже винтовку снял с плеча. Может это из-за того, что рядом стояли один или два (сейчас не помню сколько) стога сена? И достаточно брошенного окурка для пожара. Ну я очень боялся проходить там. Ещё одно жуткое для меня в детстве место было у здания НКВД (КГБ). Но это отдельная история. А где-то в 1947 или в 1948 году мы с моей бабушкой к кому-то иногда ездили на Безымянку из центральной части города только на электричке. Хотя трамвай туда должен был ходить. Никаких милицейских проверок тоже не было.

    • Вы верно подметили: ограждение — не обязательно есть какой-либо сплошной забор (деревянный, кирпичный или каменный). Это может быть банальная «колючка» — столбы с натянутой между ними колючей проволокой. Что, видимо, и практиковалось и тогда и позже весьма широко.

    • Semba, а вы не путаете название переулка? Рядом со школой был и есть Учительский переулок.

      • Нет не ошибаюсь. Сам забыл название переулка в котором дом моего раннего детства, но только название, а не расположение. Но нашёл несколько юридических документов моих родителей в которых указан точный адрес. В 2006 году находясь в Самаре решил сфотографировать дом моего детства, но вместо дома увидел забор за которым котлован и подъёмный кран. А рядом вместо частных домов с садами многоэтажные здания. Переулок Школьный как раз вписывался в улицу…. . Вот забыл какую улицу туда продлили. Улица-то давно существует, кажется с шестидесятых годов, известная всем. Но не помню. Надо посмотреть какие там вокруг школы улицы. Я даже фотоснимок телефоном сделал остатки ещё Школьного переулка. Больше на том месте я не был. Так что нет Школьного переулка, а был.

      • Посмотрел по карте. Улица Революционная поглатила переулок Школьный.

        • Может это тот переулок, что шел от революционной и упирался в Скляренко? как бы деля поселок по 2 части. Тоесть если идти по революционной вниз, то направо шел Учительский, а прямо был проход на скляренко. Такой небольшой. Там несколько домов всего выходило.
          ЗЫ. Если есть фоты, то покажите.

          • Ну Вы нарисовали современную схему. А я всё-таки жил в этом районе в дошкольном своём детстве и иногда появлялся там в раннем школьном возрасте. Тогда эти улочки по которым я проходил были ни столь прямолинейными, да и названия их не помню. Вот если идти от трамвайного кольца, а к трамвайному кольцу примыкал рыночек (говорили «вшивый рынок»), подходили к углу школьной ограды. Основная дорога шла дальше вдоль ограды, а вправо от угла школьной ограды узенький и не совсем прямолинейный переулок. Справа частные дома с садами, а слева школьная ограда, а потом тоже несколько частных домов. По этому переулку и выходили в школьный переулок. Его направление примерно совпадало с современной Революционной. Школьная ограда как и сама школа проходила под некоторым углом к Школьному переулку. Поэтому ограда только в дальней части переулка являлась его границей. А в остальной части по обе стороны шли частные дома. Школьный переулок одним своим концом заканчивался перпендикулярно расположенной улицей Скляренко. Я могу предоставить фотографию 2006 года остатков переулка, но вот здесь на блоге никогда фотографии не вставлял и не знаю как это делать.

          • Ну это я так нарисовал прямолинейно квадратами :). Не думаю что там многой поменялось как вы помнили и как я, потому что основные домишки там самые первые что и появились на этих улицах.
            Короче вот что получается. Я конечно уже не помню, но меня терзают смутные сомнения, что революционная шла до сегодняшней мичурина. А там где на моей схемке надпись «Революционная» как раз и находился школьный переулок. Как раз от забора школы и вник к Скляренко.
            Кстати смотрел карту, ходящую здесь от 1940г. Смешно там как-то. Не школы, не поселка. И серые дома как бы отсутствуют. Явно для шпионов, вернее для будущих поколений.

          • Уважаемый Numis Вы серые дома назвали «серыми домами». Я давно уже не слышал от самарцев такое название которое очень давно широко употреблялось в название домов п/я 42 (номера в разные годы были и другие у завода им. Масленникова)

          • Ага. Назвал те самые дома серыми. Они у нас так всегда назывались и вообще все ЗИМовские люди их так называли. Как и продуктовый в них назывался ЭТэРовский до самого своего последнего дня как магазин продуктов. Короче кто в теме, тот поймет

  6. Нет я не отрицаю наличие каких-то кордонов где-то. Военное время было, военных заводов полно на Безымянке. Но я их не видел в конце войны и послевоенные годы. Да и трудно себе представить, как трамвай и электрички такую массу народа утром и вечером на работу и с работы через какие-то кордоны провозят.

    • Вы современные представления о работе заводов Безымянки переносите на прошлое. В военные годы и немного после войны трудовой коллектив заводов весь жил на Безымянке.
      И, поверьте, организованные перемещения людей легче контролировать.

      • дед и бабушка переехали в Куйбышев в 1937 г. и с тех пор бабушка до смерти в 1960 г. работала на 9 гпз, тогда сажерезе, жили рядом с заводом на безымянке — спросил мать — вы куда ездили до войны, ей тогда 8 лет было
        она говорит на хутора по нынешнему пр. Кирова пешком ходили , там ее бабушка жила, а в Самаре не ездили они до войны

        и даже позже — в 1951 г. когда она поступила в авиационный институт ей сняли комнату на Молодогвардейской, потому что добираться до учебы с Безымянки было целой историей

      • Я представления не имею о том как работают и работали заводы на Беземянке. Во-первых, я с 1966 года не живу в Куйбышеве (Самаре), но просто часто в нём бываю. А во-вторых, я вообще не бываю на заводах, тем более безымянских, а работал всю жизнь в медицине. Но вот мои родители работали на военных заводах и жёсткие порядки во время войны и в первые послевоенные годы знаю. Но все годы сколько я жил в Куйбышеве каждое утро и в послерабочее время трамваи и автобусы идущие на Безымянку и обратно были переполненными. Хотя конечно, основная масса «работяг» там и жила.

  7. Да, вот с этим я согласен. Наверное, те кто жили в городе в 1941-45, а может быть и чуть позже, на безымянских заводах мало работали. Может, они (городские) на ЗИМе работали, на ГПЗ, на Заводе Клапанов. Ну т.е. на тех предприятиях, которые были в городской черте или в зоне ее доступа. А на военных заводах Безымянки работали эвакуированные из Москвы, Воронежа. Их селили в бараках, землянках. У них не было, наверное, в этот период возможности доступа в город; да и времени тоже. Может я что-то путаю. Но знаю, что бабушка и мама (они из Москвы были эвакуированы, а затем и дед израненный в 43 г приехал в Куйбышев) жили в землянке, а за тем в бараке и работали на 18 заводе. Мама 29 г.р. первый раз в город отправилась, в мединститут поступать (47 г). До этого в городе не была, жили где-то в районе то ли Воронежской, то ли Краснодонской, в бараке. В институт уже, как она мне рассказывала, с подружками с Безымянки, ездили на трамвае (училась она с 1947 по 53). Уменя все документы про стариков в архиве домашнем сохранились. И помню хорошо, как она говорила, что трамвай часто ломался и они чуть ли не пешком шли от Крестов до дома. Значит, трамвай в этот период уже был. Раз трамвай был, была и связь Безымянки с городом, не только через электричку. У Мединститута всегда было несколько корпусов, еще с 30-х, наверное. Так что пешком могли ходить домой. И с пары на пару по городу. У них читали дисциплины циклами, в одном здании. Возможно, как в Политехе, сейчас, не надо было из одного корпуса, в другой долго перебираться. Как они добирались домой, если трамвай был битком, в этот период? Может быть, уважаемый Семба, меня подкорректирует.
    Про кордоны мне говорил мой старый товарищ, 44 года рождения. Ему тогда было всего-ничего. Может, тоже путает.
    Вообще, старики все ушли. А когда живы были, не очень-то распространялись. Точных сведений почерпнуть теперь, очень сложно.

    • Уважаемый Клыч. Я учился в медицинском всё-таки позже моих воспоминаний из раннего детства. Учился с 1960 по 1961 год. Я ездил из центра (Галактионовская и Красноармейская), но направление-то было безымянское. И каждый раз влезешь в трамвай или автобус (остановка одна) и радость на душе. Ну вот в середине дня было посвободнее. На Безымянку старались пускать трамваи отечественного производства. Чешские такой нагрузки и такой дороги долго не выдерживали. Да и двери у них ломали когда на подножках висели. А наших «громыхал» ломаться нечему было. А двери без автоматики, всегда открытыми были. А ребята жившие на Безымянки так и мучились каждый день. Даже с металлурга ездили. Самый длинный трамвайный маршрут в Европе был № 13 в Куйбышеве. От хлебной площади до металлурга. Вот когда вторую ветку трамвая провели, да троллейбус пустили стало легче. А те ребята которые жили на Управленческом старались снять комнату в центральной части. Вот почему в советское время было строгое разграничение начало работы для разных категорий рабочих и служащих.

    • В конце 1941 года было официально открыто движение трамваев (маршрут № 3) от улицы Полевой до 4-го района Управления особого строительства (район современной площади Кирова). От конечной остановки трамвая до авиационных заводов (около 2 километров) работники шли пешком.
      Строительство новой трамвайной линии внутри Безымянки — от кольца 3-го маршрута далее по Кировскому и Заводскому шоссе до промплощадки завода № 18 (современная остановка «Юнгородок») было завершено в июле 1943 года.
      Что касается персонала эвакуированных заводов и членов их семей, сначала (летом и осенью 1941 года) их расселяли в старой части Куйбышева (методом уплотнения, а также с использованием школ, клубов и т.п.). Но уже в октябре 1941 года на Безымянке было развёрнуто строительство двух жилых городков каждый на 7 тысяч человек каждый из деревянных бараков облегчённой конструкции. 30 тысяч квадратных метров жилой площади было передано заводам за счет лагерных бараков Безымянлага (это ещё на 10 тысяч человек, т.к. в бараки заселяли по 2 человека в комнату размером 6 кв.м). С конца 1941 года до начала 1943 года Куйбышев принял свыше 250 тысяч эвакуированных, значительная часть из которых была размещена на Безымянке. Уже к концу 1941 года были построены несколько кварталов двухэтажных домов (в границах современных улиц Победы, Воронежской, Юных Пионеров и проспекта Кирова).

  8. Организовывать и контролировать перемещение потоков людей всегда была заботой местной власти вкупе и с правоохранительными органами, а уж тем более во время войны. Но речь-то в статье не о контроле, а о милицейских кордонах. А то что всё контролировалось с этим никто и не спорит. Во время войны особо жёстко контролировалось, хотя и без войны контроль зашкаливал.

    • Позволю себе уточнить, что речь в посте идет о де-факто оперативном прикрытии Безымянки (с ее режимными объектами) путем использования сугубо вроде гражданских организаций (в данном случае — Черновских садов). Что весьма результативно показало себя на практике.

      • Осталось понять, против кого это оперативное прикрытие было в 1940 году направлено 🙂 Против куйбышевцев, которым бы взбрело в голову пешком (или на лошади) прогуляться из старого города в сторону Безымянки по убитой грунтовой дороге? Черновского шоссе ещё не было, его поcтроили в 1941/42 годах.
        На 1940-41 годы основным средством сообщения Куйбышева с Безымянкой были пригородные поезда, которые несколько раз в день ходили в сторону Смышляевки (и обратно). На них постоянно ездил народ как в саму Смышляевку, так и в дачный посёлок Зубчаниновка, основанный ещё в начале 20 века. С жд линии прекрасно было видно грандиозную стройку, разворачивающуюся на территории нынешнего Юнгородка. Кстати, из окон транзитных проходящих поездов тоже (а трафик уже тогда был приличный). Вот что было более ощутимой проблемой, и как её решали, пока непонятно.

        • Правильный вопрос не «против кого», а «для чего».
          Ну, а видеть, проезжая мимо, какие-то строительные работы (в эпоху, когда, по статистике, перед войной в СССР новое пром.предприятие открывалось каждые 48ч.) — это несравнимо со сбором информации на месте с конкретной фактурой.
          А вообще-то о качестве опер.прикрытия г.Куйбышева с 1935г. весьма показательно говорит то, что до сих пор история предвоенного г.Куйбышева и «запасной столицы» рассматривается и «обсасывается» в рамках соответствующих мифов.

        • думается, что тогда прогулки в рабочее время были крайне нераспространенным явлением — все работали или учились

  9. Ой. что это я написал? а исправить нельзя. Учился в мединституте с 1960 по 1966 год, конечно. Ну простите старика.

  10. Да, 13 трамвай помню. Жил в доме на Елизарова. В Строяк поступил в 1979. Садился у лесоторговой базы и доезжал на нем за 40-45 минут до остановки «Пять углов». Это я так прикалываюсь по-питерски 🙂 Остановка была у сложного перекрестка Арцибушевская — Ульяновская — Ярморочная. Далее — по Ульяновской пешком вниз минут 15 до Молодогвардейки. И, считай, приехал. Почти не опаздывали на лекции. А буквально через полгода метро начали делать и 13 стал не удобным. Вообще уже не помню, каким маршрутом он ходил. Так что пересели на 34 автобус на оставшиеся 4 года. Наверное, во времена учебы уважаемого Semba, (1960-1966) кольцо на Елизарова уже было. И ветка шла дальше по Алма-Атинке, т.к. Металлургический завод уже работал. А вот когда мама училась, шли они, наверное, до площади Кирова и там садились на 3 трамвай. В 47-53 гг, конечно, Дворца имени Кирова еще не было. Победа только строилась пленными немцами. А на Елизарова что в это время было, а также на участке Победы от Елизарова до Кирова, сказать затрудняюсь. Была двухэтажная застройка на Дальневосточной с сараями, где кроликов держали. Хлебозавод N 5 или строился, или был построен к середине 50-х. Бараки точно были. 2-3 корпуса и сейчас осталисьчерез трамвайную линию на ост. Хлебозавод. Был завод ЖБИ и рядом с ним тюрьма на Физкультурной, ближе к Пугачевской (там и сейчас, наверное, тюремная больничка осталась).

    • Сожалею, что уже нет моей покойной матушки, которая, будучи «Ветераном труда» в ТТУ (где проработала с 1958г.), могла многое пояснить по затронутому Вами вопросу. Всё же проработала в СД — службе движения.

  11. А по-моему представленная карта какая-то «левая» или для врагов. Достаточно посмотреть как на ней проведена железная дорога. Да и Чёрновское шоссе от клинической больницы немного не так отходит.

    • В советское все карты-схемы городов, предназначенные для открытой публикации, имели умышленные искажения (не только в середине 20 века, но и вплоть до 1980-х годов). Настоящие точные планы городов имели гриф «Секретно» и очень ограниченный круг доступа. И выглядели они совсем не так, как эта приблизительная карта.

      • С этим не поспоришь.
        Постоянно с этим сталкиваюсь, когда гости называют озера как они указаны на картах (при этом зачастую демонстрируется прямо какая-то фанатичная вера в «пруфы»), а все местные называют озера как оно всегда было.

  12. Ну это понятно, что военные заводы никогда на схемах не обозначали. На публикуемых планах города всегда завод им. Масленникова выглядел или как пустырь, или как частная застройка, а железнодорожная ветка упиралась в Волгу. Но всё-таки дороги были на своих местах и вокзалы тоже. Иначе для чего и для кого схема предназначалась? Только для врагов. Но ведь и своих тех кто ей пользуется запутать может. В незнакомых городах мы же ориентируемся по картам купленным в киосках когда хотим узнать, как до вокзала добраться. А здесь вокзалу колёса приделали. Да и водитель автомашины около клинической больнице долго будет голову ломать над такой схемой и глядя в окно в поисках Чёрновского шоссе. А мы спустя столько лет смотрим на обозначенные заборы на таких схемах-картах и мечтаем их следы найти на местности. Да ещё гадаем сколько моторизованных (!!!) человек их охраняли, когда в воинской части на проспекте Масленникова стога сена стояли.

  13. Дорогие товарищи! После долгих своих размусоливаний, наконец-то открыл эту карту укрупненно. И вот кажется мне, что заборы, которые красным цветом, подрисованы! Наверное, это просто прикол!

  14. Так там речь идёт о кордонах для транспорта. Ну так и сейчас посты ГИБДД. Правда у нас в области их все упразднили. Я помню в 90-е годы в районе Кошек на посту ГИБДД стоял бронетранспортёр с пулемётом, а в районе любого поста дорога перекрывалась бетонными блоками проехать мимо которых можно было только зигзагом на малой скорости. А мы тут про военное время говорим. Конечно усиленные посты были на всех дорогах с досмотром всего транспорта. Тем более в таком городе как Куйбышев. Здесь и ссылок никаких на «очевидцев» не нужно. Но паспорта у людей перемещающихся между Безымянкой и центральной частью города никто не проверял. И уж тем более заборы Чёрновских садов (с «моторизованной» охраной?!) к этому делу не надо пристёгивать.

    • Не в обиду. У Вас весьма поверхностное понимание обеспечения секретности объектов и мер, предпринимаемых для этого профильными структурами. Тем более, касаемо рассматриваемого периода.
      Советский гос.аппарат — значительно сложнее и продуманней, чем его хотят ноне представить.

  15. Ну обиды здесь как-то не причём. Я только не могу понять, как обнаружив на старой карте изгородь вокруг сада можно развить целый боевик о применении его, разумеется, спецорганами о защите военных секретов, контроле за перемещением потоков людей, моторизованной охране этой изгороди громадным штатом, милицейских кордонах проверяющих у всех паспорта, и даже количестве леса на устройство забора. Да и вся изгородь-то скорее всего состояла из столбиков и проволоки и то только вдоль дороги. У нас даже в наши дни крупнейший аэродром двойного назначения для любого типа самолётов (не буду называть какой) только недавно полностью оградили бетонным забором. А то только вдоль шоссе. А насчёт поверхности взгляда на советский период и попытки как-то не так его «ноне» представить — это не ко мне. Ну если Вам так хочется, не буду спорить. Секретность была и есть. Но при чём тут изгородь? Есть факты связи забора с секретами — приведите. А легенд всяких вокруг Куйбышева и так выше крыши. Чего одна только окаменевшая Зоя стОит! А я могу Вам ещё из этой серии кучу рассказать.

  16. Уважаемый alexpsw, в таких дискуссиях никогда не нужно переходить на оценку личностей. Вы второй раз уже высказываетесь о моих представлениях то о работе заводов, то о моём понимании секретности и так далее. Это не корректно. Обсуждать можно пост, а не личность. Если Вы не согласны, я могу уйти из темы — меня это никак не обидит.

    • Никоим образом не желал затронуть Вашу личность, но высказал обоснованное (уж поверьте на слово) суждение (оценочное мнение) относительно высказанному Вами подходу к рассмотрению темы, который является весьма распространенным.
      Понимаете ли, упомянутые темы весьма серьезные, и потому хочется поправить Ваш пытливый взгляд с обывательской точки зрения.

  17. А, Вы специалист. Тогда Вам можно обсуждать личности и поправлять нас обывателей. Ну тогда я сдаюсь и ухожу с темы.

    • Повторюсь, что даже не думал оценивать Вашу личность (тем более я даже не представляю Вас, да и не привык делать заочные оценки). Как и указал выше была оценка подхода к теме. В которой лично весьма осведомлен и разбираюсь.
      А уж попытаетесь Вы разобраться в интересующей теме сами или будете как сейчас принято и привычно ждать пруфов — выбор за Вами.

  18. Уважаемый semba! Думаю, что alexpsw не хотел Вас обидеть. Просто так уж мы дискуссии ведем, а, вернее, не умеем их вести. Вот, иногда, чисто не вольно и получается у нас у всех не совсем корректно. Если бы в живой компании мы все сидели, а не в виртуале, наверняка всё бы по-другому было. Я лично до сих пор всех правил виртуального общения усвоить не могу. Вот нажал на что-то не так и откуда-то, вместо псевдонима КЛЫЧ, появилась абракадабра из цифр: 25101962.
    А по поводу заборов — думаю, что Вы правы. Не было никаких капитальных заборов вокруг Черновских садов. Скорее всего, была обычная колючка. И сделали ее не для «Тотального контроля НКВД-МГБ» над перемещением граждан в войну, а чтобы сады защитить от пацанвы. Ну типа как в той песне «…созрели груши в саду у дяди Вани, а вместо груш в саду веселый смех» 🙂
    Думаю, также, что ни об одной городской тайне — от второго метро до стояния Зои, от тоннеля под Волгой до сверхсекретных сооружениях в Жигулях, от клада Разина до памятника Александру II или Татищевского архива на дне Волги мы никогда не узнаем. Даже если и были архивы, то уничтожены. А скорее всего и не было никаких архивов. И карты Самары, наверняка, подретушированы. Но ведь, как дал понять Аналитик в своем знаменитом сайте: все мы стоим «На пути к мечте»! Поэтому часто и выдаем желаемое за действительное. Версии разные строим, фантазируем. Все ведь мы родом из детства, не зависимо от возраста и убеждений. Поэтому и развили вокруг сада «целый боевик». Сам удивляюсь, что по данному посту уже аж целых 45 responses. Кто бы мог подумать?! 🙂
    И вообще, все наши вопросы и искания «…на пути к мечте» скорее всего, увы, не смогут разрешить meteocenter, semba, Клыч, alexpsw, Gon1969 и даже наш уважаемый gregorkon! А решат их, возможно, когда-нибудь, ребята с кафедр физики СамГУ, СамГТУ и СамГАКУ. Может быть и прав Николай Иванович, что надо их объединять. Вот объединяться и вместе с ребятами из ФИАНа, что на улице Ново-Садовой стоит, изобретут континуумальный инверсор или еще-какую Машину Времени. И тогда уж мы точно узнаем, как там все в Самаре было и еще будет: от Адама Олеария до Сергея Палия 🙂 Хотя, конечно, не хотел бы я такого будущего как в романе «Безымянка» 😦

    • никто, кстати, про капитальные заборы и не говорил — даже в тексте написано — столько дерева извели на ограды 🙂
      про Зою сегодня у Нины интересные воспоминания чекистов — не было стояния http://seleste-rusa.livejournal.com/932249.html
      насчет же машины времени мы с вами сейчас практически ее делаем 🙂 обсуждая эти древности

      и все-таки временами контроль над Куйбышевом принимал тотальный характер — вспомните даже времена Андропова, когда людей забирали в рабочее время из кинотеатров, а что тогда говорить про 1930 годы, когда обычных людей в рабочее время думаю вообще не было

  19. Прочитал в Блоге Нины Дюковой. Я так и думал, что с Зоей — туфта. Интересно, а книгу С.Г. Хумарьяна где-нибудь достать можно?

  20. Уважаемый Клыч и Игорь Вам я, конечно, отвечу. С вами обоими я полностью согласен. Дискуссии полезны тем, что кто-то был свидетелем каких-то событий, кто-то вспомнит по теме рассказы своих ушедших предков, кто-то отыщет какие-то документы или приведёт параллели. Вот, например, уважаемый Клыч пишет, что многие загадки так и останутся загадками и перечисляет их. А вот, так называемое, Зоино стояние для меня загадкой никогда не было. Я был прямым свидетелем этой легенды, и возмущаюсь поведением самарской церкви по данному вопросу. Ну это другая тема. Вот для этого дискуссии и нужны, а не для создания новых легенд. Вы мне про Андропова, а я Сталина помню. И ближайшие родственники одни в ГПУ и НКВД служили, а другие репрессированные кадровые военные. А уж при Андропове сам попался в рабочее время в магазине. Вызвали неожиданно в обком партии, по пути решил за сигаретами заскочить. Вот и заскочил. Проверили, что кроме сигарет (уже тридцать лет не курю) ничего и убедились, что рядом служебная машина. Отпустили с миром. Много мог бы рассказать, но темы не про это. Я же обыватель.

    • А вот, так называемое, Зоино стояние для меня загадкой никогда не было. Я был прямым свидетелем этой легенды, и возмущаюсь поведением самарской церкви по данному вопросу.
      =====
      Может, есть смыл про Зоино стояние отдельный пост сделать? Раз есть прямые свидетели.

      • Да! Было бы очень не плохо такой пост сделать. Это же — история края. И вообще, история мифотворчества в Самарской области. Хотя, это отдельное направление, и профессионалы-фольклористы нам могут крепко надавать

      • зато какой фильм получился — даже в Хрущева плюнули, правда и город наш в какой-то Мухосранск превратили

  21. В те годы, как из рога изобилия на город сыпались «ужасные» слухи. То про женщину замурованную в стене дома, то про профессора (называлась конкретная фамилия одного из лучших врачей города) который ночью выгружал из машины «вакцины рака» чтобы заражать им всех, то про женщину у которой швейная иголка ходит по всему телу и её никак не могут поймать и так далее. Но вот окаменевшая девушка оказалась самой живучей не без помощи церкви. Даже в 60-е годы мы, дружинники (ДНД) мединститута на своём участке задержали старика (ну не такой уж он и старый был), который расклеивал листовки с очередным мифом.

    • а сегодня один из деятелей РПЦ обвинил советскую власть, что она была хуже Гитлера раз аборты разрешила, плохо видимо вы ловили в ДНД таких граждан 🙂

  22. Так и сейчас создателей самарских легенд не меньше. Вот только что читал статьи о боестолкновении с использованием миномётов в районе старой набережной и хлебной площади с немецкими диверсантами прибывших в Куйбышев на баржах. И во всех статьях ссылка на рассказ единственного участника того боя. Только почему-то бой около бункера Сталина в одной статье у клуба Дзержинского, а другой около драматического театра. А перед этим оказывается завод имени Масленникова который выпускал «катюши»бомбили. Ну липа же. Мои родители всю войну на этом заводе проработали. Не бомбили завод и Куйбышев не бомбили. Пожар на заводе был, но не от бомб. И «катюши» он не выпускал, а взрыватели к снарядам и к реактивным тоже. Моя мама браковщицей от военпредов работала, а позднее копировщицей в конструкторском бюро. Как понимаете, военная дисциплина и «недремлющий глаз» и там и там.

    • Чуток развеем дым от огня.
      Лето 1942г. — реальная высадка немецких диверсантов в форме НКВД на пристань у Гавриловой поляны (действительно пришли на барже). Боестолкновение с охраной пункта №1 Особстроя, в результате которого отряд был рассеян (гнали до Ширяева по берегу) и уничтожен. Так что ветеран не соврал, а чуток поправил историю с поправкой на «секретность». А уж журналисты, по самарскому обыкновению, — додумали.
      Так же и про «ЗиМ».
      Кстати, сам Куйбышев — не бомбили, поскольку в силу мощной ПВО-защиты — летчики люфтваффе несколько раз отбомбились на подходе. (Кажется, на блоге даже были приведена официальная фактура этого).

  23. Насчет того, что не бомбили Куйбышев — все правильно. Бомбили мост под Сызранью и советский летчик сбил немца и сам при этом погиб. Кажется в данном портале есть информация. И «рамы » над городом летали и тоже здесь есть сведения и фото. А вот про отряд фашистских диверсантов и бой в районе Гавриловой поляны — наверное, всё же вымысел. Диверсанты были, конечно в Самаре в войну, но не в таком количестве. И их СМЕРШ хорошо отлавливал.

    • Старожилы из местных жителей поведали исследователям (другой тематики). Вкупе с иной информацией полностью отвечает логике событий того времени.
      Да и цель диверсии понятна — захватить/уничтожить «центр управления вражеской страны» вместе с Правительством. 1942г., фашисткая армия вышла к Волге под Сталинградом…
      Кстати, Хвалынск (если не ошибаюсь) таким «макаром» был захвачен немецким диверсионным отрядом в то время. Также подошла к пристани баржа с «сотрудниками НКВД». А вот в наших краях — настоящие сотрудники НКВД оказались бдительнее или система доступа-идентификации была более сложной и продуманной.

      • Саш, ошибаешься — не встречал такой информации, на Волге они вышли только в Сталинграде и разбомбили Саратов

        • Не ошибаюсь. Написал реальные факты. Ранее широко неафишируемые.
          Кстати, по Хвалынску даже обсуждение было на каком-то профильном ресурсе со свидетельствами очевидцев. Там к пристани ранним утром подошло судно с «нквд-шниками», тихо сняли охрану и зашли в город, захватив определенные офиц.здания. Конечно, немецких диверсантов вскоре выбили, а вот информацию о событии попытались всячески «закрыть». Всё ж 1942г., и за «распространение слухов» и «панику» — расстрел по законам военного времени.

  24. Ничего себе поправил на секретность!!! Гаврилова поляна или штурм бункера Сталина в центре города. Нет дело в другом. Авторы этой легенды пытаются навязать нам мысль, что Сталин настолько испугался этого боя, что не поехал в Куйбышев, а остался в Москве. Они же прямо об этом пишут. А на самом деле Волга настолько была перекрыта, что не только что две баржи, даже ни одна плавающая мина долго плыть не могла.

    • Ну, журналюги — чего тут сказать!
      Кстати, Сталин всего лишь один раз собирался уехать из Москвы — в октябре 1941г. И в Куйбышеве тогда т.н. «бункер Сталина» был не готов.
      Ну, а хорошая диверсионно-разведовательная группа (а у немцев был высокий уровень сего направления) — за собой парашют не тянет и разговаривает на местном акценте., да и с документами прикрытия и с транспортом (в данном случае — речным) — проблем не имеет.

  25. Так я не о диверсионно-разведывательных группах, а о самарских легендах и любителей выдумывать их на пустом месте. А группы были и, вероятно, в Куйбышеве тоже. Откуда же на немецких аэрофотоснимках куйбышевских заводов помечены номера и названия цехов? И патрули были и светомаскировки, и нефтяные баки после войны ещё долго стояли разрисованные под жилые дома. Только ничего выдумывать не нужно и без этого хватило действительности.

    • В этом и есть искусство «прикрытия»: максимально скрыть действительное за выдуманным, якобы «реальным». Но что бы системно и взаимосвязано.

  26. Немцы бомбили не только Саратов, но и ряд городов и станций Саратовской области (Балашов, Ртищево, Красный Кут и т.п.). Сильно досталось Горьковской области и Горькому, особенно ГАЗу. Всё это подробно описано в книге «Свастика над Волгой». Там же описаны (в т.ч. с использованием немецких архивов) многочисленные заброски агентов абвера в Саратовскую, Астраханскую, Горьковскую области (экипированных одеждой, документами, хорошо легендированных). Выявлена и арестована только часть этих агентов. С 1943 года (когда бомбёжки и заброски прекратились), по самым скромным подсчётам в одной только Горьковской области области осело свыше 200 (вдумайтесь в эту цифру!) невыявленных агентов абвера, которые, вероятно, остались там на ПМЖ, устроились на работу, обзавелись семьями и т.д. А может и подались в другие регионы СССР — факт в том, что они потом многие десятилетия жили в стране, никем не разоблачённые.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s