Аббас ушел…

таким мы помним Аббаса

С этим символом самарских боксеров познакомился в 1980 г., когда Саша Аббасов — тогда пивник на «Дне» возле Жигулевского пивзавода давал возможность таким ребятам как мы попить пивка без драки в очереди.

Потом ранней весной 1988 г. стал свидетелем, как Сашку «хлопнули» на проверке внештатные инспекторы Госторгинспекции – ребята, которых снарядила в рейд знаменитая Наталья Виноградская. Тогда Саша улыбнулся, когда услышал слова «контрольная закупка» и без злобы подвинул канистры с веселящим напитком инспекторам:

его книга

— Ребята, пиво то вы оплатили, пейте…

Говорят, что в 1980 гг. он сидел – не знаю – да и по барабану мне это… Потом, правда, в 2001 году видел как возле его домика на Никитинской на корточках правильно 🙂 присаживались разные ребята, но и это тоже пустяки по сравнению с ним как с личностью, боксером легчайшего веса, выигравшим бой у знаменитого Василия Соломина из Перми – чемпиона мира 1974 года и бронзового призера Олимпиады в Монреале.

Сам Аббас был тоже титулованным до предела. 1970 г. – призер СССР по молодежи, 1971 г. – чемпион СССР, серебряный призер на международном турнире. В 1970-х гг. — трижды чемпион России, а потом его карьера стала невыездной – органы не выпускали Александра на соревнования за границу.

его награды

Сашка или правильно Зульфигар – красавец, с таким сиплым голосом, немного разочарованный, немного артист

Он – мастер спорта СССР, символ советского бокса,  не конвертировавшего свои спортивные заслуги в бизнес. Аббас – ученик Анатолия Морщинина, которого он и в глаза и за глаза называл «отцом». 

его диплом (выдан Виктором Черепковым)

Помню, как в 1999 г. он появился на ГТРК Самара в телеэфире у Сашки Князева – это было нечто.

Хотя на «голубом глазу» Аббас был зажат – понятное дело, не каждый день на ТВ выступаешь. Да и Князев, знал его только с одной стороны…, как легенду «Дна» — он, сын кандидата филологических наук, его не знал.

Аббас не стал пожизненной звездой бокса, он был трудягой, рефери международного класса AIBA, таким немного приблатненным, но правильным по жизни

его изредка награждали при жизни

Писал в соавторстве книжки про русских политзаключенных, книги изданные за копейки на дешевой бумаге, искал справедливости, в последние годы по просьбе президента СГПТУ Калашникова поставил хорошую школу бокса в бывшем Политехе.  На работу в Технический Университет Аббасов попал в 2005 г. и с тех пор СГТУ четырежды выиграл чемпионат вузов.

Из тех боксеров, с которыми он иногда душевно общался последние годы, знаю Александра Фетисова, руководителя самарского исполкома Единой России. Эти два человека уважали друг друга.

Последний раз видел Аббаса 7 апреля 2010. Говорили с ним примерно час, впечатление осталось очень светлое. В его планах было много командировок с ребятами из вуза по соревнованиям

И вот его не стало. Саши Аббасова. В 59 лет. Жаль узнал поздновато. Неделю назад его похоронили. Как незаметно уходят легенды: спортсмены, художники Самары…

Спасибо, Саш, тебе за твою яркую жизнь от пацанов и парней Куйбышева 1970-1980 гг…

Ты был для нас очень узнаваемым человеком

15 responses to “Аббас ушел…

  1. Собираю материал о Зульфигаре Аббасове для моей авторской Программы «Люди России», где я рассказываю о жизни известных и достойных граждан страны .
    тел.mob.9-903-901. Звоните.

    • Уважаемый г-н Романюк-Гулевский я случайно зашел на блог Игоря Кондратьева «Город на реке Самара» (в детстве мы называли ее Самаркой) и много интересного прочитал про свой родной город Самару. Но больше всего меня поразила статья о моем друге детства «Аббас ушел…». Пусть с большим опозданием, но я хочу пренести соболезнования от нашей семьи близким и родственникам Саши Аббасова:Любе,Руслану,Людмиле и Анатолию Ивановичу Морщинину. К сожалению об этом я узнал только сегодня. Царствие ему небесное и пусть земля ему будет пухом!
      С Сашкой я познакомился в далеком 1963-1964 гг. в школе-интернате #1 в п.Южный на Красной Глинке. На одном из уроков меня выгнали из класса и в школьном коридоре у окна я увидел плачущего пацана. Он плохо говорил по-русски и немного заикался, я с трудом понял,что он новенький и зовут его Закир. Так мне запомнилась эта встреча из нашего далекого детства и сыграла определенную роль в моей жизни. С Сашкой мы подружились и были как братья. Нам русским сиротам было тяжело в детдоме, а ему азейрбаджанскому пацану тем более. Он был старше меня на год, но из-за русского его определили на класс младше. Я как мог помогал ему с русским и другими уроками, за что нас в двоем часто били старшие пацаны, которые в страхе держали весь поселок. Это намного позже от нашего директора Николая Ивановича Пыхтина мы узнали, что многие из старшеклассников ушли на зону. Мы с Сашкой отбивались от них как могли, но силы были не равные и нам порою доставалось как следует. Но прошло какое-то время и все изменилось Аббас стал авторитетом в нашей школе. Он стал заниматься в секции бокса, ну и естественно через массу разборок (тогда еще не было в нашем лексиконе такого словца), а по-простому драк, он завоевал авторитет. И хочу сказать, что его авторитет держался не только на кулаках, а в основном на пацанской справедливости, а это дорогого стоит. Потом он и меня познакомил с Анатолием Ивановичем Морщининым и попросил его взять меня в секцию бокса. Было нам тогда по 11-12 лет и приходилось ездить на тренировки 2-3 раза в неделю, за 30 км от города, без денег,без разрешения, в любую погоду. Спасало одно,огромное желание стать сильным и постоять за себя и друзей, когда будет необходимость. А эта необходимость встречалась на каждом шагу. Кроме того, у меня после гибели родителей оставались две бабушки, у которых иногда оставались переночевать и стрельнуть немного денег на автобус (30 копеек в один конец были для нас огромной суммой). Когда попадалась добрая кондукторша доезжали до пл.Куйбышева на одном автобусе, ну а если злая тетка, то с пересадками. Поэтому нередко наши тренировки заканчивались поздно вечером и нередко с Сашкой мы ночевали у Анатолия Ивановича. Он для всех нас был как отец родной. Всегда выслушает, поможет советом, покормит,поможет деньгами. Конечно Сашку он любил как сына. Сашка был от природы ТАЛАНТ, если бы вы видели, что он вытворял на тренировках, а если еще в спарринге с Сашкой Старостиным, то все бросали тренировку и смотрели на их бой. Жалко, что не было тогда i-phone and video-camera и эти тренировки,спарринги,соревнования остались только в памяти. Да сейчас спустя 50 лет все это вспоминается как вчерашний день. В 1967 г. я закончил 8 классов и меня перевели в школу-интернат # 4, Самара, улица Вольская, дом 40, где я закончил 9-10 класс. Через год и Сашку перевели туда-же (где он встретил Любу и уже позже у них родился Руслан, а потом и Людмила, все как по А.С.Пушкину). Тренировки продолжались Саша был уже многократным чемпионом города и области, потом уже России и Союза. Те годы нашей юности были прекрасными и счастливыми, несмотря на трудности и отсутствие родителей. Анатолий Иванович, Сашка и все спартаковские ребята нашей секции многому научили меня и помогли стать тем, кем я стал. В 1971 г. я поступил в мединститут и с головой ушел в учебу. Учиться было трудно особенно 1-3 курс. И на тренировки практически не оставалось ни времени, ни сил. Анатолий Иванович и Сашка отговаривали меня, тем более в ближайшей перспективе светило звание кмс, но медицина взяла вверх. В 1974 г. Саша был моим свидетелем на свадьбе. В 1975 г. у нас с Таней родилась дочка Юля. В 1977 мы по распределению уехали работать на Сахалин, где проработали врачами почти 30 лет. Я хирургом, а жена терапевтом. Дочка закончила Южно-Сахалинский педагогический университет, затем уехала на стажировку в США, где закончила два университета. Получила юридическое образование. И работает сейчас адвокатом в г.Сиэтл. В 2009 г. мы тоже переехали на постоянное место жительства к ней в США. С Сашей мы последний раз встречались в конце 80-х точно не помню. Он бросил бокс и работал в каком-то вино-водочном магазине. Я его с трудом узнал. Встреча была короткой, толпа у магазина не дала нам спокойно поговорить. Больше мы не встречались. Потом от знакомых я узнал, что он спился и умер. И вот сегодня я узнал правду. И был рад, что Аббас переборол свой недуг и вернулся к любимому делу-Боксу. Но все мы под Богом. И каждому отпущен свой срок.

      P.S.: К сожалению не знаю Вашего имени отчества. Но если у Вас есть возможность сообщите мне e-mail кого-нибудь из семьи Саши и Анатолия Ивановича.
      И желаю успехов в написании книги о Сашке Аббасове — друге моего детства.

      С уважением,

      Борис и Татьяна Русиновы

      06/05/2012

        • Уважаемые Борис и Татьяна, моя фамилия Романюк-Гулевский проф. писатель, бывший спортсмен. Живу и работаю в Самаре. О знаменитых спортсменах и вообще о выдающихся личностях России я написал множество книг.
          Всех перечислять места не хватит. Там и боксёры, и каратисты, и самбисты, и дзюдоисты, и рукопашники, и суммисты, и тхеквондисты, и айкидисты и скайбисты и мастеоа ju-jutsu, и «миксфайтингисты», и панкратионщики, и о депутатах, о больших чинах, и т.д. Разве что нет ничего о «классиках» и «вольниках» по причине одиозности некоего депутата Губ. Думы, бывшего «классика».
          Зульфигар Аббасов, а по-русски его называли Сашей, мой младший товарищ, действительно был особенный человек и как боксёр, и как друг. Он достоин данного выбора «Люди России».
          Депутаты пройдут и их забудут, а такие знаменитости останутся в великой памяти потомков.
          Благодарю вас за отклик. Я продолжаю принимать материалы о Зульфигаре Аббасове.

          • Вячеслав Степанович,сбросьте мне свой адрес электронной почты.У меня есть,что Вам сообщить.

    • хороший след в жизни он оставил — столько лет с дня смерти прошло, а люди его все вспоминают…

  2. Все Аббасовы скорбят, в том числе Аббасов Махмуд Халилович его дядя который привёз его сюда из Азербайджана в том числе и Аббасова Рамиза ,Аббасова Аббаса его родного брата и двоюродного брата

  3. Предлагаю узнать некоторые детали из жизни Вам известного Вячеслава Романюка-Гулевского. http://www.pravdaromgul.com/ Немного о том, как он обращался со своими детьми, женой. И о его взглядах на мир. Хотите ли вы тренироваться у такого человека?

  4. Спасибо ребята,что не забываете таких людей как Зульфигар. Боксёр — виртуоз, удивительной чистоты и артистизма техника
    Широкой и доброй души человек, ноль зазнайства, не смотря на все его заслуги. Пухом ему земля и царства небесного.

Оставьте комментарий