Почему самарские крестьяне доламывали церкви и после Советов?

не месте где была церковь в Грачевке такая игрушка

После того как объездил те места, где когда-то в XIX веке – начале XX века жили мои предки по отцу в Кинельском и Богатовском районах задумался – почему в одних селах старые церкви даже в советское время не тронули, а в других – остатки храмов окончательно добили уже после 1991 года. Например, в Малой Малышевке ее как построили в начале XIX века, так она до сих пор и стоит, а вот в других селах поблизости – кинельской Грачевке (раньше это было громадное  поселение — 3300 жителей в 1920 году) и Тростянке Богатовского района их извели вплоть до фундамента, в Тростянке остатки фундамента свели после Советов, хотя потом в селе построили новую церковь.  

Но вот в руки мне попали «Ссудные операции русских монастырей в XIV-XVII веках» историка Александра Бугрова и читаю там про роль монастырского банкинга в становлении политики и экономики Московии.

Историк фактами, подтверждает давнюю мысль, что в основе Московии лежит не мифическая массовая «славянская колонизация», а колонизация монастырская, перекроившая и переформатировавшая с начиная с XIII века огромные пространства страны и населявшие их автохтонные народы и племена. Роль монаха – монашки банкира-черноризца и монастырской экономики в ассимиляции других народов краеугольна.

Александр Бугров пишет: Несмотря на то что ростовщичество осуждалось Священным Писанием и Правилами св. Апостолов, случаи, когда священнослужители прибегали к росту, не были редкостью…

Видные представители духовенства осуждали не столько сам факт дачи денег в рост, сколько грабительские проценты по ссудам. По уставу Владимира Мономаха процент не должен был превышать 50% одолженной суммы. Эта норма сохранялась в XIV-XV веках. Со временем законный процент понижался, и в XVII в. обычным ростом считался уже на пять шестой (то есть 20%).

В долг давались как деньги, так и натуральные продукты пшеница, рожь, овес и т.д. В последнем случае проценты нередко взимались натуральной доплатой в насып, если речь шла о зерне…. Обычно ссуда давалась на срок до одного года, а ее возвращение приурочивалось к какому-либо религиозному празднику. Займы документально оформлялись с помощью заемной кабалы или ее сокращенного варианта заемной памяти. Эту функцию могли выполнять также закладная и служилая кабала. Закладная оформляла залог земель, угодий, другой собственности на время погашения долга и процентов по нему, а в служилой кабале фиксировалась отработка долга службой у кредитора. В отличие от них, заемная кабала и заемная память фиксировали сделку по ссуде и оговаривали выплаты по ней процентов деньгами или продуктами.

В Самаре, как известно первый монастырь появился в XVI веке сразу после появления города Самарский Спасо-Преображенский мужской, ему были отписаны села и деревни – Подкараульная, Ахтулина, Терновая поляна с пустошами, озерами и другими угодьями. Сам монастырь имел вотчину в селе Рождественское и рыбные ловли на Волге и Самаре.

Судя по всему, монастырское хозяйство находилось на правобережье Волги и занималось русификацией и закабалением эрзянских племен, живших в Жигулях.

Мой же интерес более приближен к нашим временам – это Свято-Троицкий Женский Монастырь, Шихобаловский находившийся между рекой Самара и нынешними селами Тростянка (Богатовский район) и Грачевка (Кинельский район). 1216 десятин земли монашки сдавали в аренду крестьянам Тростянки, 500 десятин находилось вблизи Грачевки.

Когда Шихобалову давали разрешение построить монастырь в этой местности, то прописывалось, что это делается для распространения православия, нравственности и просвещения, якобы потому, что там находилось много приходов разных сект.

Насчет сект не знаю откуда они там появится могли – места заселяли в XIX веке люди из Рязани, а вот местных автохтонных жителей – т.н. батков было первоначально много и жили они компактно как раз в треугольнике Грачевка – Тростянка — Кутулук. Этнограф и культуровед Кирилл Серебренитский считал батков родственниками курдских племен, потомки которых сумели сохраниться здесь со времен Хазарского каганата (они уцелели даже после нашествия Тимура, выводившего все население Среднего Поволжья в хорезмское рабство).  

а храм в Малой Малышевке не тронули

Так вот Таммерлана батки пережили, а монастырь, который официально появился в 1898 году – нет, видимо, хозяйственная и миссионерская деятельность шихобаловских монашек в тех краях была очень бурной. Ныне нет в тех краях больше тех, кого называли батками, исчезли, видимо так окрестили, что люди от своих корней отказались. Ближе к нашим дням последних батков можно было найти только в нескольких поселениях вблизи Кутулукского водохранилища – туда не дотягивалась рука миссионеров Свято-Троицкого Женского Монастыря.

Не дотягивались они до Малой Малышевки, где с 1808 года жили потомки однодворцев, боярских детей из Рязанского воеводства, когда земли не хватало – маломалышевцы не шли в монастырь, а выселялись на хутора типа Сосновского.  

Поэтому они и не тронули церковь в Малой Малышевке. Там не было миссионеров, живших за счет сдачи земли в аренду крестьянам.

Церкви в Грачевке и Тростянке, скорее всего связанные с Шихобаловским монастырем, в 1930 годы разгромили, а на базе самого женского монастыря в 1920 году была сначала основана  коммуна «Лучток», а затем детская колония ШОР — Школа имени Октябрьской революции с численностью 800 беспризорников, в голодном 1921 г. половина из них умерла.

Прошли годы, когда в 2009 году работал в Богатовском районе и общался с главами сельских поселений, все в один голос говорили, что тростянские – очень специфические люди. Не совсем похожие на других жителей Богатовского района, а в Грачевке коренных аборигенов вообще не осталось и население ее сократилось за столетие в 20 раз.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s