От «нырка» до ДК Металлургов

В этом районе на ул. Свободы в 1992 году жила одна моя знакомая студентка Самарского издательско-полиграфического техникума, к которой меня ревновала моя первая жена, но я никогда в те давние времена не задумывался об истории этой площадки, предполагая что она росла от завода Металлург, однако Евгений Альмяшев ака HAZELSAMARA рассказывает более объективную историю поскольку ее развитие шло практически по всем азимутам.

Итак, что накопал в своем картографическом расследовании Евгений:

Район города, где улица Победы переходит в улицу Олимпийскую, достаточно интересен логистически. Здесь расположена единственная в Самаре трёхуровневая развязка с подныриванием трамваев под полотно железной дороги. «Нырок» (вполне официальный термин из городской прессы тех лет) на месте Зубчаниновского переезда был построен в 1970-1972 г.г., а в 1985 году через всё это оперативно перекинули путепровод, ведущий с Физкультурной прямиком в Восточный посёлок и далее на выезд из города.

Неподалёку много промышленных и торговых объектов. С точки зрения жилых зданий, прямоугольник в границах проспекта Металлургов — Елизарова — Победы — Пугачёвской малоинтересен. Навскидку припомню в нём лишь военный комиссариат Кировского района. Тем не менее, как раз на примере этих кварталов удобно порассуждать о сносе ветхого Куйбышева. Спутник 1965 года …

… и перечень жилых домов по данному району в двух избирательных округах того же года …

Обратите внимание на то, как чётко оформлен округ № 14. Его прямоугольные границы можно идентифицировать без особой сверки с картой города. Улица Юбилейная (по ней только нечётная нумерация) и улица Тихоокеанская / нынешняя Елизарова (по ней только чётная нумерация) — очевидные границы округа «по бокам». Точно так же, проспект Металлургов (по нему только нечётная нумерация) и улица Свободы (по ней только чётная нумерация) являются очевидными границами округа «сверху» и «снизу». «Внутренние» для округа улицы идут в чётком порядке, слева направо: Металлистов (после Юбилейной), Советская, Кузнецкая, Пугачёвская и Нежинская (перед Тихоокеанской). Единственный минус — почему-то существовала привычка относить в конец списка (т.е. после перечня всех улиц) проспекты и переулки, в честь чего и «пострадал» Ташкентский переулок. Округ № 16 в границах улиц Советской — Свободы — Крымской / нынешняя Марии Авейде — Олимпийской — Победы — Физкультурной , в принципе, тоже упорядочен, но его многоугольная форма сложнее для восприятия и для топографической привязки.

Теперь привычно черкаем спутник цветными линиями:

Красный прямоугольник — обозреваемый район, зелёная линия — Ташкентский переулок, жёлтая линия — улица Нежинская. В те времена она была гораздо длиннее нежели сейчас. Коричневая линия — некий внутриквартальный проезд, которого нет в списках округа № 14. [Визуально он является продолжением улицы Гвардейской, проскакивавшей за ДК «Металлург».] Фиолетовая и синяя линии относятся к округу № 16. Есть шанс на то, что эти линии относятся к «списочным» переулкам Кротовскому и Светлому, но это — пока лишь версия.

Итак, по данным на Первомай 1965 года с многоэтажными домами здесь было напряжённо. Даже на Тихоокеанской / Елизарова, где такие дома уже были, оставались места и для одноэтажной частной застройки. Фото 1958 года со строительства ДК «Металлург» нам в помощь:

Для удобства восприятия — направление съёмки 1958 года на спутнике 1965 года:

Общегородской стройкой 1965 года являлась работа трестов в районе Тухачевского — Гагарина — Мориса Тореза, а в 1966 году были начаты VI, VII и IX мкр. Тем не менее, нашлись силы и для того, чтобы зайти «по-крупному» и на Елизарова с Нежинской. Произошло это на уровне строительных цехов отдельных предприятий. Спутник 1966 года:

По сравнению с прошлым годом появились дома по Победе, 168 А (малый кружок) и по Пугачёвской, 19 (левый овал). В среднем овале возводятся три дома по адресу Свободы, 175, 177, 179, а в правом овале — дома по проспекту Металлургов, 69 и 71.

Два дома по проспекту Металлургов строил, естественно, одноимённый проспекту завод. Дом № 69 на 70 квартир сдали к 7 ноября 1966 года. Дом № 71 был рассчитан на 100 квартир и его сдавали в 1967 году в два захода, по 50 квартир. Фото дома № 69 в многотиражке «Металлурга» от 17 августа 1966 года:

Общежитие на 294 человека по Победе, 168 А и три дома дома по Свободе, 175, 177, 179 суммарно на 220 квартир были возведены усилиями Авиазавода. В 1966 году завод, помимо вышеизложенного, получил ещё 73 квартиры от стройтрестов через УКС Горисполкома, 115 квартир по линии ЖСК, а также возвёл детский сад на 140 мест в квартале 752 (вероятно, по адресу Победы, 121 А). К слову говоря, «сталинки» по Победе — Елизарова тоже относились к Авиазаводу. Про Пугачёвскую, 19 подробностей не наблюдаю, но территориально и этот дом «напрашивается» к авиаторам.

Спутник 1967 года:

Изменения за год — застройка на углу Пугачёвской и Свободы (Пугачёвская, 21 и Свободы, 173), на углу Пугачёвской и Металлургов (№№ 55/67), дом на Металлургов, 71 А (у него самый маленький кружочек) и дома на углу Свободы и Елизарова (Свободы, 190 и Елизарова, 34). Везде всё в самом разгаре.

Угловой дом №№ 55/67 на 110 квартир был сдан «Металлургом» в канун 1968 года. На фото из газеты от 19 января 1968 года снята та часть его фасада, которая выходит на Пугачёвскую:

Угол Свободы и Елизарова разрабатывал строительный цех КАПО (нынешнего «Авиаагрегата»). Дом № 71 А на 70 квартир заселили в конце 1967 года, дом № 190 на 100 квартир — в январе 1968 (фото из газеты от 22 января 1968 года), дом № 34 на 64 квартиры со встроенными ателье и сберкассой — в октябре 1968 (фото из газеты от 4 ноября 1968 года).

Поскольку снимок от 22 января 1968 года имеет панорамный характер и включает в себя частную застройку, готовящуюся под снос («Металлург» и КАПО дозастроят этот квартал в 1968-1969 г.г.), есть смысл показать направление съёмки на спутнике 1967 года:

Что же до домов № 21 (на 100 квартир) и № 173 (на 64 квартиры) квартала Авиазавода, то они будут построены в 1967 году. На фото от 5 ноября 1967 года изображён дом № 21.

На плечи заводских строителей регулярно ложилась обязанность по превращению «курмышей» в нечто вменяемое — ведь они работали на свободных площадях реже нежели их коллеги из стройтрестов. Вот что будет сделано с кварталом в границах Металлургов — Елизарова — Свободы — Пугачёвской к лету 1968 года, т.е. через год после спутника. Панорама из газеты от 19 июля 1968 г. (съёмка с дома по Свободе, 175 в сторону Пугачёвской/Металлургов на первой части снимка и в сторону Пугачёвской/Елизарова на второй части снимка):

Вот примерно таким образом и укоротили улицу Нежинскую …

Advertisements

36 responses to “От «нырка» до ДК Металлургов

  1. Спасибо, очень интересно! Я сейчас как раз почти про этот район написал в соседней теме, повторю сюда:
    Ещё был большой кластер бараков между улицами Победы и Свободы от Металлистов и до Пугачёвской.
    В 1941-42 годах эти кварталы были, как и Негритянский (Восточный), застроены прогрессовскими бараками. А строить новое жильё Прогресс тут стал после Восточного, с начала 1980-х. Когда в начале 1980-х пустили 24-й трамвай по Советской, бараки точно ещё были. А некоторая часть их оставалась кажется и до 1990-х годов. В 1990-х годах Прогресс строил из из силикатных блоков уже не 5-этажки, а 10-этажки, в квадрате Победа-Советская-Свободы-Пугачёвская. Продолжалось этот вплоть до 2000 года, и ещё один дом (заключительный) построили в 2006-2007 годах.

    • Я обрабатывал многотиражки «Прогресса» где-то по начало 1992 года, т.е. до конца советского периода. Про застройку в районе Советской там писали достаточно часто. Для примера — снимок тридцатилетней давности:

      https://postimg.org/image/97b0atmv7/

      • Спасибо, хорошо знаю этот двор, часто там гулял с сыном) Сейчас там хорошая детская площадка. Одно время (конец 80-х — начало 90-х) Прогресс строил панельные дома (как в этом дворе). Потом в конце 90-х вернулся к блочным, но уже 10-этажным (а не 5), таких домов тоже немало в этом квартале.

  2. Спасибо за интересную информацию по развитию отдельных районов Куйбышева! Весьма поучительно!

  3. На спутниковых снимках, особенно 1965 года, хорошо видно, что раньше Кузнецкая доходила до Победы. В начале 1990х годов в связи с прогрессовской застройкой 776 квартала она укоротилась до Свободы.

    • Ранее аналогично укоротили и Нежинскую. В принципе, это регулярно происходит в местах массовой застройки: улица Дзержинского, улица Пролетарская, переулок Ташкентский …

  4. Клыч

    О! Родные места. Родился в доме на на Свободе 186, потом на Елизарова 30 почти всю сознательную жизнь. Все дома на фотках родные!
    Эк, детство/юность/молодость! Счастливые года. Ни давления, ни склероза, ни простатита, хе-хе-хе!

    Спасибо за дежавю!

  5. что интересно, уже в первой половине 60-хх среди частных домиков была отстроена школа. в 70 году авиационным заводом был сдан дом по ул Пугачёвская 19а. он единственный в этом квартале с плоской крышей. путепровод в продолжение ул Физкультурной строился довольно долго, в первой половине 80-хх годов мы изрядно полазали по одиноко стоящим опорам моста воображая себя скалолазами.

    • Мост возвели к концу 1985 года. В прессе тех лет о нём не писали как о долгострое, в отличие от строительства здания областной библиотеки, «Рашпиля» или «Колизея»:

      https://postimg.org/image/9crwrasgf/

        • Да, помню, был шлагбаум.
          Про него еще анегдот рассказывали, как один дед в ожидании поезда к нему свою козу привязал 🙂

        • До этого моста не было ничего, а Зубчаниновский переезд был на месте «нырка».

        • В честь этого переезда (исчезнувшего примерно в 1973 году) была названа остановка общ. транспорта «Переезд» на Днепровском проезде. Возникла она, видимо, сразу после войны (когда в принципе в этих краях стал ходить автобус) и сохраняла это название вплоть до недавнего времени. Пару лет назад её переименовали в «Железнодорожный музей».

      • Открытие моста приурочили к 400-летию города. На решётках моста есть надписи «Куйбышев 1586-1986».

  6. Я вот сейчас еще раз прочитал этот довольно интересный материал. Но не упомню, что бы проезд под мостом (там действительно, впадина), называли «нырком». А ведь я в тех местах родился и прожил почти до полтинника. Помню, мы там с пацанами, когда лет по 12-13 нам было, на поездах «чалили». Так и называлось — «чалить». Ну, это когда подбегаешь к вагону очень медленно едущего товарняка, вспрыгиваешь на ступеньку, зацепляешься… До Средневолжской так доезжали. А один раз поезд разогнался и увез аж к Курумочу, без остановок. И спрыгнуть нельзя было 😦
    Но вот название «Нырок», что-то не запомнилось.

        • А кто-то писал (не Вы?), как какой-то наркоман убегал от милиции и спрыгнул с «нырка», весь переломался, но остался жив.
          З.ы. У нас в Негритянском я тоже слова «нырок» не слышал в те годы.

          • Нет, про нарка не я писал. Я про то, как в гаражах кутят кушали писал. Почти правда 🙂

      • Интересно, что в статье про открытие нырка он назван «тоннелем» и «тоннельным комплексом». В ней же упомянуто о грядущей постройке путепровода по ул. Псковской через жд линию Куйбышев-Кинель. Этот путепровод строили довольно долго, лет 5, начали где-то в 1974, пустили в эксплуатацию примерно в 1979 году. А в начале 1980-х по нему пошёл трамвай из Юнгородка, сначала № 9 до Металлурга и № 10 «почти кольцевой» в Юнгородок, несколько позже и № 24 по Советской в 15 мкрн, № 23 Юнгородок-Фадеева. Через несколько лет № 23 закрыли, позже он возродился по совсем другой трассе.

        • Мост в районе платформы Мирная и электродепо открыли к 60-летию Октября:

          https://postimg.org/image/mdpngtc33/

          P.S. Лень фоткать вырезку из «Зари», поэтому тиснул снимок из группы ВКонтакте Транспорт 63 Самара.

          • я дочь этого фотографа знаю, она строяк закончила, а потом в Тамбове у нее мужа, моего товарища убили

          • Спасибо за уточнение!)
            А вот пешеходы по мосту почти не ходили (предпочитали привычные тропки под мостом через жд линию), т.к. осенью и весной (да и летом после дождя) из-под колёс машин летела грязево-водяная взвесь прямо на узкий тротуар.

  7. тоже впервые слышу название » нырок «. хотя жил там с 70 по 83 годы и значительную часть времени проводили на » пустыре » и конечно же » чалили» поезда. пацаны же с 141 школы прыгали с моста на пр Кирова в проходящие вагоны с песком, не все удачно приземлялись.

    • Мне кажется, по доброй воле такие прыжки нереальны. Кроме того, как прыгать мимо проводов контактной сети?

  8. Вот в районе депо, недалеко от мирной, на столбах, на уровне роста, висели такие кнопочные громкоговорители. Они были как бы в свободном доступе. И мы, пацанами подбегали к столбу, нажимали кнопку и кричали в микрофон всякие непортебства 🙂 Ну а служащий нам отвечал.
    Кто-нибудь помнит, или мне это приснилось? 🙂

    • Было, было) Я лично так не делал, но пацаны с нашего двора делали. И то же самое на станции Средневолжская. Один раз поздравили по этой громкой связи сотрудников с наступившим новым годом, тётенька ответила «Спасибо!» 🙂
      Ещё некоторые жители Негритянского, хорошо знакомые с расписанием электричек, приходили в депо и проникали в готовую к рейсу электричку (стоящую «под парами»), руками разжимали двери и садились в салон, затем в пустой электричке с шиком подъезжали к платформе Мирная, где ожидала толпа пассажиров)

  9. Было, было) Я лично так не делал, но пацаны с нашего двора делали. И то же самое на станции Средневолжская. Один раз поздравили по этой громкой связи сотрудников с наступившим новым годом, тётенька ответила «Спасибо!» 🙂
    Ещё некоторые жители Негритянского, хорошо знакомые с расписанием электричек, приходили в депо и проникали в готовую к рейсу электричку (стоящую «под парами»), руками разжимали двери и садились в салон, затем в пустой электричке с шиком подъезжали к платформе Мирная, где ожидала толпа пассажиров)

  10. КЛЫЧ

    А еще там недалеко Хлебозавод №5 располагается. В заборе из красного кирпича была дыра. Мы в эту дыру лазили, проникали на территорию и воровали карбид из железной бочки.
    Карбид проносили в школу и кидали в унитаз…
    Последствия объяснять никому не нужно,
    надеюсь 🙂

    • что-то Металлург разбушевался на Физкультурной 🙂
      а магниевые бомбы? карбид это ерунда 🙂

    • Круче карбида в унитаз могут быть только дрожжи в туалет типа сортир 🙂
      Кстати, в этом районе направление ветра по запаху можно определять. При южном ветре (с хлебозавода) пахнет хлебом, при северо-западном (с шоколадки) — шоколадом, а точнее какао.
      Ну а когда тут были бараки, запах был специфический (кажется, его даже хлебозавод не перебивал), т.к. и туалеты уличные были у каждого барака, да ещё многие держали в сараях курей и свиней. Деревня была почти самая натуральная, только без коров 🙂 Хотя, вероятно, до хрущёвского запрета и коровы у кого-то тоже были.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s