— Вернемся к Кинелю, какие реформы в управлении городом прошли при вас после 2005 года?
— Это был период, когда ведомства сбрасывали социалку на муниципалитет, а реформа местного самоуправления наши налоги отдавала центру, из 2 млрд. налогооблагаемой базы у нас осталось 200 млн. Тогда мы даже переименовали городской стадион и футбольную команду – прежние спонсоры отказались им помогать.
В тот момент мы создали на городской округ 4 управляющих компании, потому что пришли к мнению, что система управления жильем через систему ТСЖ создает много коррупционных проблем для людей, особенно в том случае если руководство товариществ смыкается с силовиками. Они могут запросто разграбить жильцов и оставить их без имущества и все сделать согласно закону.
4 управляющих компании на относительно небольшой город – сегодня эти структуры конкурируют между собой в Кинеле. Управляющие компании находятся хоть на каком-то контроле со стороны жильцов.

центр Алексеевки
Еще мы находили новые варианты взаимодействия с другими муниципалитетами. Для этого через суд мы увеличили территорию городского округа, в черте города впервые появились площадки, выходящие на реки Кинель и Самара – раньше такого не было. В границы г.о. Кинель вошла Алексеевка. Мы начали готовить площадки для инвесторов и в какой-то в момент вышли в лидеры региона по количеству сдаваемого жилья. В Кинеле была минимальная цена за подключение к сетям и поэтому к нам активно пошли строители. Я делал предложения Виктору Тархову – строить в нашем городе для переселения людей из аварийного фонда Самары, но он остановился на Озерном. Звали промышленников из Самары переносить свое производство к нам – сельхозпереработку, легкую промышленность, рабочая сила в Кинеле – дешевле.

Тархов и Смирнов выбрали Озерный, а могли бы и Кинель
Кроме того, в Кинеле открылись отделения многих банков, население стало активно кредитоваться.
— Ходили разговоры и про ваши неординарные управленческие решения?
— Я пришел в мэрию из бизнеса и для меня не было секретом, кто и сколько зарабатывает в нашем городе. Поэтому сразу же я запретил приезжать ко мне в администрацию на убитых «копейках» – нечего прибедняться. Никаких дырявых носков – все должно быть чистенько и аккуратно.
Когда в мэрию приходили просить денег руководители муниципальных предприятий (Водоканал, управление ЖКХ) – я потом на планерке поднимал документы этих предприятий – доход, расход и спрашивал за каждую копейку, как это сегодня в регионе делает Николай Меркушкин. Один в один.
Когда прохождение денег было непрозрачным, прямо в глаза руководителю говорил – вот, ты, 9 млн. стырил, тебе ОБЭП прислать? Деньги верни. Уже через месяц набеги с просьбой денег прекратились, а предприятия нормально заработали в пределах своих бюджетов. А ведь бюджет города был меньше бюджета моего предприятия.
В результате, уже скоро бизнес понял, что ко мне с чемоданом нечего ходить, потому что мой чемодан больше и мне нужно просто развитие города и реальные дела, а не схемы финансовые…
— Юрий Николаевич, на днях один из экс-руководителей муниципалитета Самары, пришедший из бизнеса, завязанного на энергетику, высказался, что неплохо бы поднять цену на горячую воду для потребителей в 1,5 раза и раскритиковал регион за то, что он не дает этого сделать. Как вы это оцениваете?
— Газпром поднимает цены на газ на 15%. Вопрос – почему электроэнергия должна дорожать в тех же пропорциях? На газу у нас производится нас 20% электроэнергии. Составляющая газа в себестоимости этой ээнергии не более 15% — значит инфляционная составляющая для электричества только – 3 % Почему должны дорожать тарифы на воду, тепло?
У нас что первично и электричество, и тепло? Не могут расти тарифы на электричество, тепло и газ в одинаковых пропорциях.
Между тем, именно увеличение цен, по которым предприятия покупают энергоносители, электроэнергию, воду, раскручивает очередной инфляционный виток.
Как бывший глава Кинеля и как человек отдавший энергетике три десятилетия хочу сказать: у коммунального бизнеса есть резервы, чтобы замедлить этот рост. Кто-то даже в состоянии не просить у государства повышения тарифов.
— Вы против повышения тарифов, а как же корпоративная солидарность с энергетиками?
— А я и раньше не был солидарен с подобными планами потому, что всегда говорил, что лучше по 1 рублю собрать с миллиона, чем выдирать миллион с немногих. Это никакого развития не дает.
К тому же посмотрите на позицию Президента РФ. Она однозначна — ограничить увеличение коммунальных тарифов с 1 июля 2013 года 6%-ным уровнем. Это говорит о том, что президент услышал то, о чем думает и говорит народ России. Бездумный рост тарифов ЖКХ – это провокация и прелюдия к Болотной — это зона борьбы за умы людей.
Владимиру Путину – нужна поддержка народа , он возглавил ОНФ чтобы защищать народ и значит сегодня пришло время и всем нам, от регионов до муниципалитетов, услышать президента и воплотить его планы в жизнь. Это зависит от нас — нам на местах это делать.
— Как вы оцениваете тарифную политику в Самарской области?
Со времен Константина Титова Самара – стабильно шла впереди всех, ни в чем отказывая монополистам, когда же я предлагал в Кинеле внедрять малую энергетику – мои планы не принимали. С другой стороны щадящий режим тарифов в Белгороде. В этом регионе успешно внедрили малую энергетику, развивают сельское хозяйство, туризм, работают с инвесторами.
— А кроме Белгорода кто идет в тренде федеральной политики по тарифам?
— Владимир Путин наряду с посылом правительству в последнее время дает месседж территориям – бегом налаживайте сферу ЖКХ.
И смотрите – как оперативно сработали в Татарстане по этому призыву – там нет конфронтации между исполнительной властью и силовиками, они делают общее дело, у нас же в регионе силовики живут сами по себе…
— Вам импонируют посадки за нарушения в сфере ЖКХ?
— Посадки ничего не решают – но пару громких дел надо бегом раскрутить – неважно где – в тарифообразовании или среди Управляющих Компаний. Не надо всех сажать – надо сажать строго на низовом муниципальном уровне, для того чтобы ситуация на местах реально стала лучше. А, кроме того, губернатор должен знать объективную картину – насколько у нас распространена коррупция в этой сфере…
— Ну, а кроме криминальной составляющей в теме ЖКХ, на что стоит обратить внимание?
— Сейчас Самаре нужно работать в теме ЖКХ, не дожидаясь окончательной программы правительства, тем более что Владимир Путин уже говорил про сверхдоходы у энергетических самарских компаний
Во-первых, здесь можно экстраполировать политику Президента в муниципалитеты – муниципалитеты – это фундамент, в них живут люди.

хотят сверхдоходы пусть декларируют имущество
Делается это так — в области есть такие-то деньги для муниципалитетов – муниципалитеты бегут в регион: нам надо повысить тарифы на воду, вывоз ТБО… Вот тут и следует пробивать систему.
Губернатор просит муниципалитет в течение 15 дней представить декларацию о доходах. Может это и не совсем законно, но вопрос ставится так – хотите повышения, тогда все муниципальные служащие, все сотрудники УК и Водоканала до последней уборщицы предоставляют декларации о доходах. Гарантию даю – 90% муниципалитетов отойдут от темы повышения тарифов.
Хорошо, нашелся такой который продекларировался, нужны деньги. Тогда надо смотреть эффективность управление финансами. И тут опять выясниться, что если цена на газ поднялась на 15%, то цена на воду никак не может вырасти на 20%. Газ на воду никак не влияет, влияет электричество, а значит надо разговаривать с министерствами и региональными энергокомиссией .
Если бы мы начали работать в этом направлении, то речь бы шла не о повышении тарифов, а повышении уровня жизни не тех, кто сидит на тарифе, а тех, кто потребляет. И это уже явный плюс в пользу региональной и федеральной власти. Должен действовать принцип, кто ратует за повышение тарифа — тот враг президенту и России и только такой подход вернет доверие народа к власти.