Самара. Аврора. Ищем следы аэродрома

Самара дома по ул. Авроре 20 -12

Самара дома по ул. Авроре 20 -12

Как все просто с самарской улицей Аэродромной — даже гадать не надо откуда взялось такое название.

Конечно от находившегося здесь в 1940-1950 гг. аэродрома ДОСААФ.

аварийный дом треснул и все таки в нем кто-то живет

аварийный дом треснул и все таки в нем кто-то живет

Он занимал общую площадью около 50 га и тянулся от современной ул. Дзержинского до Авроры, что же касается верхней и нижней границ то здесь ориентиры разнятся. От Мориса Тореза до Партизанской, судя по старому геплану города А.Л. Каневского, приведенному в книге бывшего декана архитектурного факультета Анатолия Синельника «Градостроительная история Самарского края».

аэродром обведен красным кругом

аэродром обведен красным кругом

Или от Аэродромной до Промышленности, судя по описанным бывшими летчиками объектам аэродромной инфраструктуры.

говорить о состоянии ЖКХ здесь бессмысленно

говорить о состоянии ЖКХ здесь бессмысленно

Так согласно мемуарам соратника Алексея Росовского, бывшего руководителя городского управления торговли Куйбышева, а в 1940-1950 военного летчика Владимира Березина в самом низу аэродрома, ближе к реке Самара, одиноко стояли 2-3-х этажные дома. Летчикам они служил ориентиром для взлетов и посадок.

дома явно старше машстроевских

дома явно старше машстроевских

Место расположения аэродрома было самой высокой точкой тогдашнего Куйбышева — 157 м над уровнем моря.

витушки под козырьками над подъездами явно с тех времен сохранились

витушки под козырьками над подъездами явно с тех времен сохранились

По соседству с аэродромом на пересечении ул. Троллейбусной (Партизанской) и Пулеметной (Тухачевского) под шум моторов с аэродрома бойко ржали лошадки — здесь находились конные артели «Энергия» и «Ломовик», где извозчиками работали в основном мальчишки (в том числе мой отец пока его 17-летним в 1943 г . не призвали в армию). Подростки кроме зарплаты подрабатывали еще подвозом дров в частные подворья. Сюда же, на конюшни, приходили и окрестные рыбаки — копать червей для рыбалки на Самаре.

общий вид дворов по Авроре

общий вид дворов по Авроре

 

а эти брошенные огородики жители держали вдоль ул. Промышленности

а эти брошенные огородики жители держали вдоль ул. Промышленности

Снизу от аэродрома на пересечении ул. Энтузиастов и Южного проезда стояли деревянные казармы, в которых содержались немецкие военнопленные, работавшие на Толевом заводе и занятые на строительстве (видимо и аэродрома тоже).

Это не остров Поджабный, это "немецкий дом" после пожара на ул. Энтузиастов

Это не остров Поджабный, это "немецкий дом" после пожара на ул. Энтузиастов

а тот, что еще не подожгли выглядит очень аккуратно

а тот, что еще не подожгли выглядит очень аккуратно

Про дома в самом низу аэродрома мне напомнил и один пожилой самарец с ул. Инвалидной. По его словам эти дома и поныне находятся там же, где они были в конце 1940 гг. — Справа от ул. Авроры, если спускаться к Южному мосту. Только вид и состояние у них, разумеется, сейчас аховое.

отдельные здания завода "Трансформатор" на Южном проезде тоже похоже имеют большой возраст

отдельные здания завода "Трансформатор" на Южном проезде тоже похоже имеют большой возраст

Известно про огромное количество иностранных делегаций, которые посещали запасную столицу СССР Куйбышев во время войны.

Например, хорошо описаны визиты в наш город польских правительственных делегаций и приезд знаменитой испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Гости описывали как их зимой встречали в аэропорту, потом вели в буфет, отпаивали горячим чаем, а затем везли в город 

эти сараюшки относятся к домам по Авроре 20-12

эти сараюшки относятся к домам по Авроре 20-12

Любопытно, а какие делегации проходили через этот аэродром — ведь судя по генплану Каневского роль городских воздушных ворот исполнял именно он? Других гражданских аэродромов по карте не видно. Неужели те руины, которые стоят по ул. Авроре имеют исторический характер?  

Поинтересовался в школе № 59 (ул. Белгородская) насчет музея, который существует в этом образовательном учреждении, оказалось, что в то время, когда он реально активно работал, его тематика концентрировалась на разного рода флотских раритетах.

во дворе по ул. Аврора

во дворе по ул. Аврора

Это интересно, но, к сожалению, к истории этих мест имеет весьма опосредованное отношение (не считая того, что на Южном проезде жили сотрудники завода «Рейд»).

коттеджи спрятались за старыми домами и сараями

коттеджи спрятались за старыми домами и сараями

Было бы здорово, если бы ребята из Толевого вместе с еще живыми ветеранами своего поселка попытались восстановить настоящую историю этого района 1940-1950гг., В том числе по когда-то легендарному аэродрому.

43 responses to “Самара. Аврора. Ищем следы аэродрома

  1. Наложил на Google Earth приведенный Вами «План».
    Нашел несоответствия:
    1. Край предполагаемого аэродрома занимает почти половину городского кладбища (некоторые надгробия 19-го века)
    2. Не знаю насколько изменилась береговая линия после строительства Саратовской ГЭС, но по рассказам Самарка была другой
    3. Южный мост тоже вряд-ли планировался в 30-х годах.
    Думаю, что смое удобное место для аэродрома ограничено улицами Дзержинская-Партизанская-Аврора-М.Тореза(даже Гагарина)
    Самые верные следы могут найтись в самом ДОСААФе на Авроре и паре прилегающих к нему предприятий (автобаза на М. Тореза и еще какая-то нефтяная контора на Авроре).
    Удачи в поисках!

  2. это план переснят из книги и он у меня тоже вызывал сомнения относительно нижней границы аэродрома (я об этом и пишу)
    Самарка стала шире и полноводней — памятник лосю в Толевом — память что лоси в этом месте переплывали с того берега и ходили по поселку

    Гагарина — было Черновское шоссе там движение достаточно интенсивное шло с Безымянкой

    а насчет древних зданий в бывшем автопарке №1 на м. тореза — да есть такое, сам раньше думал откуда они там взялись?

    Южный мост конечно еще не планировался -но переправа на лодках была интенсивной

  3. Этот аэродром (у него был позывной «Ветка» после ликвидации стал площадкой рынка «Болгарка»… до войны и во время ее он был помимо учебного еще и гражданским аэропортом… военные садились на аэродроме КуАЗ «Трехгорка», но при перегрузе базового в дневное время транспортные использовали его как резервный…
    Случай с летчиком Владимиром Григорьевичем Рыбкиным… в голодном 47-м на военно-транспортных самолетах и бомбардировщиках была налажена нелегальная перевозка съестного из Средней Азии и Сибири… как правило садились ночью на «Трехгорке», разгружались и отмывались… но однажды диспетчера дали борту условный сигнал — проверка особистов… борт под завязку был загружен ящиками с живыми курами… подходы к дверям ЛИ-2 были загромождены — сбросить громоздкие ящики не было возможности… Рыбкин принял единственно верное решение — выбрасывать связанных за лапы кур вязанками… начали «десантирование» где-то в районе привода Бобровка-Кинельская… за один заход избавиться от живого груза не смогли… сымитировали невыход шасси — ушли на второй круг с задействованием резервные ВПП … докидали кур, забросали ящики всякой дрянью и сели с недовыходом шасси на «Ветку»… комиссия конечно приехала, но интересовалась только «отказавшим» шасси…
    Куриные пакеты из трех-четырех кур «вставали на крыло» и живьем падали на Усть-Кинельский, Смышляевку… остатки приземлились в районе Рубежный-Журавли… дело было ночью — жители находя утром еще живых или разбившихся кур, простирали руки к небесам… хотя были заявления в Органы… но с аварийным ЛИ-2 это не связали…

  4. Веселый рассказ! Спасибо!
    Только вот позывной «ветка» сейчас у Смышляевского аэродрома. В наследство получил?

  5. Вот что было найдено в Инете:
    » [Image]Самарский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ)

    [Image] В феврале 1934 года Постановлением Правительства СССР создан Самарский аэроклуб ОСОАВИАХИМ.

    * За 7 довоенных лет было подготовлено более 2-х тыс. летчиков, парашютистов, планеристов.
    * В годы Великой Отечественной войны 9 бывших воспитанников аэроклуба были удостоены звания Героя Советского Союза.
    * В 1957 году базовый аэродром клуба из городской черты (ныне ул. Аэродромная) был перенесен в с. Рождествено.»
    http://skydive.samara.org/about.htm
    ——————
    Далее:
    Про Куйбышевский авиационный институт и его военную кафедру:
    «Базой военной кафедры являляся аэродром и отделение «газовки» самолетов, которое располагалось на территории бывшего аэродрома ОСОАВИАХИМа — это было огромное поле, ограниченное нынешними улицами: Мяги — Аэродромная — Авроры — М.Тореза»

    Нажмите для доступа к kuai-sgau_1942-2002.pdf

  6. отличная справка
    неужели только нижняя граница была по Аэродромной?

    значит здания внизу Авроры были просто ориентирами для летчиков ввиду отсутствия других высоких зданий в этом районе

    Алексей прав — искать следы надо в бывшем автопарке №1 на М. Тореза

  7. Интересное обнаружил)) Здание ДОСААФа на Авроре (Аэродромная, 40)по очертаниям напоминает самолет.)) По поводу «следов» аэродрома, думаю оные могут присутствовать в одном из мест6
    1. Авроры 110А (старая часть жилого дома)
    2. Старое производственное здание за ВНИИТнефтью (Авроры, 110)
    3. Механические мастерские сбоку от автопарка, заезд между гаражей с Волгина (бывал на той территории, есть интересные артефакты).
    Сам автопарк вряд ли что-то унаследовал, а вот «угол» за Авророй, 110 до сих пор не «расчищен».
    Ангары скорее всего не настолько древние.
    Что такое площадка «газовки»? Связано ли это с испытанием бензинов-керосинов? Почему на том месте «поселились» химики-нефтяники?

    • в ДОСААФе был сегодня — нет не имеют отношения 🙂

      а ангары да — и за ВНИИТнефтью, и рядом где военная типография, и в бывшем автопарке

      кое-что отснял и нашел старые фотографии
      ангары в автопарке реально древние 🙂

  8. Еще один момент!!
    Сегодня проезжал по Волгина. На месте бани идет строительство нового дома. Сама баня наверняка «помнит» аэродром. Думаю строители могут что-то интересное порассказать, правда те, кто готовил котлаван уже разбежались, там уже стены строят. Но прорабы они обычно в курсе всего.
    Нужно брать прораба!))

      • Да вот все карту рассматриваю… ВПП скорее всего ул. М.Тореза, при чем от Авроры до Лунной, там как-раз около 2 км
        и без значительных перепадов высот.
        Всю жизнь живу на Аэродромной, мне всегда казалось, что баня эта очень старая (точно до-военная). Хотя тогда деревья были маленькими.)

  9. кстати Алексей а почему бы вам не сделать прогноз по ценам на драгметаллы и юв. изделия?
    сегодня смотрел http://www.slon.ru/blogs/averbuh/post/168880/
    по ценам на нефть — ждут резкого падения, значит ажиотаж может опять возобновиться

    вам не сайте можно сделать что-то типа советов…

  10. Игорь, спасибо за внимание к моим очень скромным потугам!
    Из прогнозов один — золото будет расти в цене до тех пор, пока печатают бумажные деньги. Корреляция прямая: быстро печатает станок — быстро дорожает золото.
    Только вот в нашей стране воспользоваться этой премудростью сложно, бо маржа государственная на торговле золотом для граждан исключает ЛЮБУЮ возможность выгодно вложить и даже сберечь накопления в золоте.
    А за совет по поводу советов — спасибо! ))

  11. Алексей, нормальная тема — ювелирные дела на собственном сайте — она уникальная для Самары
    можно так красиво эксперементировать с контентом (содержанием)

    тут и раритеты, и бренды юв. магазинов, и качество турецкого рыжья, и антикварные вещи, и суть проводимых рекламных акций, и старейшие ювелиры, а по ценам на золото такая мысль — брать ежедневно на программе MetaTrader — UMIS (можно бесплатно скачать демоверсию в сети)перепады цен на металл или в масштабах недели или дня и давать свои комменты

    я даже по федеральным сайтам таких вещей не видел

    • У меня был информер с лондонским фиксингом, два раза в день, по результатам. Была динамика ЦБ за неделю (она привязана к бирже).
      Про самарские антикварные и ювелирные раритеты лучше, чем хозяин магазина «Раритет» (А.Б.) вряд ли кто знает, а его рекламировать не надо.
      Бренды до Самары и в лучшие времена доходили не часто, бо в основном контрафакт (за исключением тех магазинов, о которых я не знаю)))), то же о ювелирном антиквариате можно сказать.
      Качество турецкого рыжья на несколько порядков опережает «китай» и «индию»…
      Ювелиры самарские народец дикий и запуганый.
      Основная проблема этой темы в том, что ювелирный бизнес продолжает оставаться полу-легальным делом.
      Ну да мы от аэродрома отклонились))

  12. Алексей Белоусов на форуме Общественный транспорт Самарской области http://samaratrans.info/forum1/viewtopic.php?f=5&t=27663&p=66862#p66862
    выдвинул мысль о том что памятник самолёту-легенде украсил бы ул.Аэродромную, напомнил бы о лётном прошлом нынешней самарской улицы

    мысль — супер — особенно если его установить в комплексе с памятником Санфировой

  13. Я живу на ул.Революционной-М.Тореза с 1963 г. и помню ,как мы пацанами ходили смотреть сквозь дырки в заборе на самолёты .Аэродром или его часть был на нынешней ул.Дзержинского и Мяги. Самолёты были явно МИГ-15 и Миг -17.Но не помню ,что бы они летали.Рёв двигателей я бы запомнил.Куда потом они делись тоже не помню.Может всё тайно и тихо было вывезено.Это один фрагмент памяти.Ещё что-то всплывает туманно о месте,где потом был Дом Молодёжи.

    • у меня как к вам вопросы: не сохранилось ли у вас фотографий 1960 гг. того района? каким помните Революционную и Гагарина 1960 гг.? Правда ли что народ за продуктами в те годы ходил на Гагарина в магазины рядом с современной Русской охотой?
      откуда вас переселили на Революционную?

    • На спутниковом снимке 1965 года можно, на Мориса-Тореза, промеж будущей Мяги и Дзержинского, увидеть загончик, где и кучковались те самые самолёты, на которые через дырку в заборе смотрел Вадим. Через год его снесли и застроили (судя по спутниковому снимку 66 года). Возможно там были остатки ремонтной базы с хранящимся обездвиженным хламом.

    • И если на ретромапе совмещать немецкий план 43-го со снимком из 65-го, то создаётся впечатление что аэродром своими габаритами если и выходил за Волгина, то в единственном месте — южнее известной бани. На территориях бывшего автопарка, вплоть до Авроры, если какие артефакты и есть, то скорей всего к самому аэродрому не принадлежавшие. Может косвенно.

  14. Я тут тоже увлёкся темой этого аэродрома.Нашёл видеоролик (ссылка выше) о военной кафедре авиаинституа.Там после второй минуты просмотра упоминается об азродроме ОСОАВИАХИМа.Видимо в начале 60-х он уже не действовал,так как в этом районе началось массовое жилищное строительство,да и границы его уже были сокращены.

  15. По поводу ул.Револц-й.Переехали мы сюда в феврале 1963 с ул. А.Матросова-Физкультурной.Кругом кипела стройка.Дома росли,как грибы после дождя.Сама эта улица называлась тогда «Садовый проезд».Здесь все улицы тогда назывались проездами,только номерными(1-й,2-й,3,4,5-й ).Никакой М.Тореза тоже не было,кругом частные дома до самого кладбища и далее до Ж.Д, вокзала сплошной посёлок.Насчёт продуктов точно не помню,мне было тогда 5 лет,но хлебный в соседнем доме уже работал.По Гагарина уже ходили трамваи и автобусы.Они всегда были набиты до отказа народом,все ехали на работу на Безымянку.Поездка в дет.сад превращалась в ад.

  16. Нет,на А.Матросова,рядом с ул. Красных коммунаров.Он и сейчас там есть.

  17. Интерессная информация. Я сейчас живу на бывшей территори этого аэродрома. Задавала про него вопрос маме (она родилась и жила в районе прим. нынешней ул. Киевской — тогда это всё частный сектор был). Аэродром помнит, но тогда была ещё совсем маленькая, да и не интересен он ей: «Да, — говорит, — был аэродром, потом в Смышляевку перевели его». А вот рынок, что на его месте потом был, помнит хорошо. По её словам, находился он (в нынешних уличных измерениях) Мяги-Дзержинского-Революционная (дальше Революционной не было), и от Аэродромной до Гагарина, и даже дальше.

  18. Поговорил с отцом и вот что он вспомнил. Аэродром своей южной границей доходил до ул. Партизанской (за нынешним ДМ). Уже в начале 50-х аэродром был закрыт (или, скорее, полузакрыт), поскольку он с мамой (моей бабушой) в эти годы ездил в это время на рынок «Новая болгарка», который как раз располагался на месте нынешнего ДМ. Ещё один момент — обратите внимание, что на площади за ДМ почти все деревья (берёзы, ранетки, липы) очень низкие. А они ведь старые, ровестницы сквера. Во всяком случае, 30 лет назад они были такими же — это уже я помню! Так вот — у нас ходила легенда, что в этом месте располагались заправочные ёмкости и почва обильно полита керосином, поэтом деревья и не растут. В окрестностях при стройке домов грунт был снят и рекультивирован (или завезён новый), поэтому при домах все деревья уже нормальные. Ещё один факт, во время учёбы отца в институте (57-62 гг), они ездили на практику на аэродром ДОСААФ в Рождествено и разговоров об Аэродромной уже не было.

    • да, деревья и правда низкие, а теперь там — церковь хотят поставить — видимо добить народ

      а еще раньше перед ДМ был передвижной зоопрак

      еще в в ваших краях, на Партизанской в трехподъездомдоме в самом начале 1960 гг.жил молодой К. Титов — студент, его отец получил двухкомнатную квартиру от мостотряда

      • Про Титова пока что-то ничего сказать не могу — никто вспомнить не может. А вот депутат ГД, а в разные годы ещё вице-губернатор, вице-президент ЮКОСА, ГД Самаранефтегаз, директор НГДУ Отрадный и Похвистнево Казаков Виктор Алексеевич действительно родился и вырос в доме № 112 по Партизанской. Закончил 167-ю школу, женился на соседке по дому.
        Был такой самарский журналист Павел Мухортов. Помню, он учавствовал в подготовке к полёту в космос журналиста. Вырос на Дзержинского.

        • а сам Казаков мне рассказывал про то что родился на дачах на поляне Фрунзе а потом жил на Масленникова??????????????????????

          • Ну, конкретно «родился» где — не знаю:), но с ранних детских лет и до свадьбы (как минимум) жил во втором подъезде дома № 112. Закончил 167-ю школу, затем поступил в Политех. Будущая супруга тоже закончила 167-ю (может быть в одном с ним классе). Жила в третьем подъезде того же дома. До последнего времени его родители продолжали там же жить. Отец, насколько я помню, был каким-то известным нефтяником. Дочка у них родилась, потом они в Отрадный жить и работать уехали. Оттуда — в Похвистнево.

          • я вам верю, но удивительно — надо выставить свое интервью с Казаковым и посмотреть

  19. На retromap (http://retromap.ru/mapster.php#left=14194221&zoom=16&lat=53.195078&lng=50.168662&lang=ru) есть план Куйбышева 1942 г., там на месте аэродрома значок Besondre Anlagen: Zwei 70 m hohe Eisenmasten, Flugzeugleuchtturme (Особые сооружения: две 70-и метровые мачты, маяки для самолетов)
    Может спецы подскажут, если это ближний маркерный маяк, то до торца ВПП — 1000 м.?

    • Судя по второму плану от немцев, где аэродром очерчен, эти вышки могли быть всё же в стороне. Они получаются как бы на отшибе. Еще дальше, чем треугольник ремонтной базы (наверное, раз там до самого конца держали корпуса самолетов), вклинивающийся в застройку, который сумел уцелеть до фиксации его на спутниковом снимке 65 года.
      Так и не понятно, в какую же сторону смотрела сама посадочная полоса. Жмущиеся к Черновским садам ангары (да и сам значок самолета) намекают что полоса смотрела от кинотеатра Старт на юго-запад. Ну, или если строго на юг — то либо Дзержинского, либо сама Революционная. Туда, дальше, аж до Партизанской.
      Но мачты получаются не маяки. Скорее радиосвязь.

  20. Я какое-то время в детстве провёл у бабушки, с окнами на «футбольное» поле, за «экспериментальной» (у нее поначалу батареи встраивали в стены) хрущевкой (Рев.144а). Если принять, что немцы условно точно начертили план той местности, то выходит, что в сторону Волгина (и автопарка) были Черновские сады, а вот на самом месте футбольного поля (хотя оно всегда было поросшим лебедой пустырем) находился самый большой ангар, из отмеченных на плане 1942 года.
    Вокзал ли это был или ангар для самолетов — неведомо. Но, удивительно. Только сейчас вот так открывается для меня это место.

    Спасибо за исследования!

Оставьте комментарий