Почему в Самаре не помнят азербайджанцев – нефтяников -2?

 

Как человек какое-то время работавший в Бугуруслане знаю, что многие жители этого города до сих пор ментально связаны с Самарой, вот вроде бы и работали они в Оренбургнефть, а все же и мигрируют, и едут учиться они чаще в Самару. Оказывается, это тоже традиция идущая из далеких лет, да было время когда этот город был уездным в Самарской губернии, но и во время Великой отечественной войны руководство Куйбышева просило Москву включить Бугуруслан в состав своей области – так было проще решать хозяйственные вопросы снабжения нефтяников.

А то, что эти вопросы стояли крайне остро говорит и тот факт, что на базе гаражей Куйбышевского медицинского института был открыт завод по производству необходимой промышленной номенклатуры для нефтяников. Поинтересовался помнят ли об этом в руководстве современного СамГМУ, оказывается об этом там даже не знают – вот что значит история нефтяной отрасли в Куйбышеве жила своей отдельной от региона жизнью. Так, что не только нефтяники — азербайджанцы в запасной столице СССР – терра инкогнита, но и многие другие важные аспекты работы нефтяной отрасли….

Продолжаем изучать книгу «Самаранефтегаз 70»

 

— Уже в первые месяцы войны все необходимое для работы нефтяников стало острейшим дефи­цитом. Приборостроение, электротехническая промышленность были сосредоточены в Ленин­граде, который оказался в тисках блокады. Блоки­рованы были Северный Кавказ и Баку, где находи­лись основные заводы нефтяного машиностро­ения. Враг оккупировал Украину; Белоруссию, производившие металлопрокат трубы нефтяного ассортимента, транспортные средства Эвакуированные в восточные районы промышленные предприятия по мере ввода в эксплуатацию приступали к выпуску военной продукции

Случилось так, что в тресте «Сызраньнефть» уже к концу 1941 года из 10 имеющихся тракто­ров работали только два Остальные были неис­правны, а запасных частей для их ремонта не имелось. Больше половины автомашин было мобилизовано для армии. Вот и пришлось трес­ту просить Куйбышевский обком партии о со­действии в приобретении двухсот бычков в кол­хозах и совхозах области для использования их в качестве рабочего тягла. Нефтяники снова, как в прошлом, взялись за гужи.

С образованием Куйбышевского нефтяного комбината некоторые вопросы материально- технических ресурсов удалось решить соб­ственными силами.

Вошедшая в состав комбината Куйбышевская контора Главтехснабнефти организовала в гараже Куйбышевского мединститута полукустарную ме­ханическую мастерскую по ремонту бурового оборудования. Впоследствии на базе этой мас­терской вырос небольшой завод — Центральный ремонтно-механический. Контора организовала на заводе капитальный ремонт дизель-моторов, автомоторов, изготовление венцовых и малых шестерен ротора передвижной буровой установки фирмы «Франкс», фланцев равного назначения, шлифовку колец и т д За годы своего существования завод освоил также отливку алюмининевых поршней разных марок, изготовление поршневых пальцев к автомоторам и шестерен скоростей, цементирование деталей и ремонт топ­ливной аппаратуры

В ноябре 1942 года по постановлению ГКО о Сызрани начал создаваться ремонтно-механический завод для нефтяной промышленности. Он был размещен в двух маленьких кирпичных и двух деревянных корпусах бывших мастерских по ремонту сельскохозяйственного оборудова­ния и первоначально располагал литейным це­хом, кузницей и механической мастерской с две­надцатью старенькими металлообрабатывающими станками. Позднее завод пополнился новыми станками и оборудованием и на протяжении всех военных лет изготавливал и поставлял предприятиям бурения и нефтедобычи запасные час­ти к буровому и нефтепромысловому оборудо­ванию. С 1948 года завод стал выпускать, кроме того, глиномешалки, крупные блоки. 24 метровые вышки, чугунное и цветное литье и другую продукцию.

Многие острейшие проблемы материально технического снабжения на какое то время были сняты с приездом бакинских предприятии поскольку они прибыли и область вместе с оборудованием

Грузы из Баку и Грозного шли в основном по воде Баржи с оборудованием приходили в поселок Александровка (ныне Жигулевевск) и Сызрань Значительная часть грузов прибывала по железной дороге и разгружалась в Похвистневе Их приемом занималась опять-таки контора Главтехснабнефти Автопогрузчиков, кранов и других механизмов в то время не было Ручных лебедок и тех не хватало. Все — на руках, на спи не и на плечах. Единственное подспорье лом и дощатые скаты от вагонов до земли, по которым стаскивали наиболее тяжелые грузы С прирельсовой площадки грузы отволакивали тракторами и лошадьми. В зимнее время при разгрузке оборудования и труб металл обжигал руки даже че­рез рукавицы. Ноги подкашивались от усталости. Но грузчики техснаба (с ними вместе работали и хозяева грузов — бакинцы) не могли себе позво­лить даже минутной передышки, потому что в военное время нельзя было допускать простоя вагонов.

Всего через контору снабжения в 1942 году прошло 7,5 тысячи тонн стальных труб, 2,5 тыся­чи тонн металлических конструкций и 11 тысяч тонн оборудования.

Среди основных задач нефтяного комбината первое место по неотложности занимала задача ускоренного строительства Сызранского нефтеперерабатывающего завода.

Как уже упоминалось, строительство этого за­вода началось еще в 1939 году. Но до начала Отечественной войны удалось построить лишь административное здание, часть общезаводско­го хозяйства и котельную. И вот буквально в счи­танные месяцы после начала войны завод выпускает товарную продукцию В июле 1942 года был отправлен на Сталинградский фронт первый эшелон бензина

Это стало возможным благодаря самоотвер­женному труду строителей и монтажников, которые даже в суровую зиму 1941-42 годов не снижали темпов строительства Работа велась без выходных дней и в вечернее время, в усло­виях затемнения.

За эту стройку 13 куйбышевских строителей были награждены орденами СССР Среди награж­денных значилось имя управляющего конторой Главтехснабнефти Ивана Андреевича Королева В сентябре 1941 года возглавляемый им коллектив ценой невероятных усилий сумел принять обору­дование с Херсонского и Одесского нефтеперера­батывающих заводов, из которого в кратчайшие сроки был смонтирован Сызранский завод.

Однако первые нефтепродукты этого завода были выработаны не из сызранской, а из бакин­ской нефти. Нефтепровод от Сызранского нефтепромысла до завода еще не был построен. В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 августа 1942 года Куйбышевский нефтяной комбинат совместно с партийными и советскими органами Сызрани обеспечил завершение этой стройки в третьем квартале 1942 года.

Обращает на себя внимание, что в годы войны куйбышевские нефтяники строили много нефтепроводов и водопроводов. С 1941-го по 1944-й в тяжелейших условиях пересеченного рельефа Жигулевских гор, глубоких непрохо­димых оврагов было проложено несколько неф­тепроводов, в том числе 10-дюймовые Ябло­невый Овраг-Батраки длиной 83 километра, Зольное-Яблоневый Овраг и Зольное-Яблоневый Овраг-Батраки-Сызрань.

Крупнейшим событием не только в Куйбы­шевской области, но и в стране было строитель­ство первого магистрального газопровода Бугуруслан — Куйбышев, обеспечившего дешевым го­лубым топливом знаменитую Безымянку — новый район в Куйбышеве, где в годы войны образовал­ся большой военно-промышленный комплекс

Поскольку наша книга историко-документаль­ная, приведем один документ, в котором наибо­лее полно и точно воспроизводятся все — и геро­ические, и драматические — перипетии этого строительства. Вот что писал в своих воспомина­ниях «Путь к профессии» Вартан Александрович Каламкаров.

«С обеспечением топливом заводов станови­лось все труднее. В то же время в 160 километрах от г. Куйбышева в районах Бугуруслана (Оренбургская область) и Похвистнева (Куйбышевская область) было открыто месторождение природ­ного газа… Это натолкнуло на мысль об использо­вании газа для снабжения топливом крупных пот­ребителей и прежде всего промышленного цен­тра Безымянки, куда были эвакуированы круп­нейшие предприятия страны. Однако этот вопрос не мог быть решен силами и средствами куйбы­шевцев хотя бы потому, что не было труб. Решение вопроса нашли руководители Наркомнефти и Главподземгаза Первый заместитель наркома Н К Байбаков и заместитель начальника Главподземгаза Ю. И Боксерман решили внести на рассмотрение ГКО СССР проект постановления, раз­решающего разобрать бездействующие нефте­проводы Баку-Батуми и Малгобек-Грозный, с тем чтобы часть труб использовать для строительства газопровода Бугуруслан-Куйбышев

ГКО СССР решение принял, и нефтепроводы были разобраны Трубы стали поступать в Бугуруслан, и началось строительство..

По существу это был первый газопровод в стра­не с такой большой протяженностью. Да и вообще газопроводов по перекачке природного газа не было. Сооружая его, приходилось по ходу работ преодолевать много неожиданных трудностей: рытье траншей в мерзлом грунте, затопление их весенними паводковыми водами, переходы через реки, озера и болота Много времени отнимала ручная очистка труб, выкопанных из-под земли. Вскоре был внедрен способ механической очи­стки труб, и дело пошло быстрее.

Трубы доставлялись, как и другие грузы, с Кав­каза, из Баку, через Каспийское море, а затем по железной дороге через Среднюю Азию и Казах­стан. Случались перебои в поставке, и когда по­строили уже около 130 километров, их доставка вовсе прекратилась… Тогда решили оставшиеся 25 километров газопровода построить из асбо­цементных труб. В сентябре 1943 года газопро­вод был построен»

Пропускная способность газопровода соста­вила 220 млн куб. м газа в год. Оборонные и другие крупные предприятия стали работать без перебоев. Это, в свою очередь, привело к увели­чению выпуска вооружения, боеприпасов, ша­рикоподшипников и другой важной продукции. Кроме того, высвободилось много железнодо­рожных вагонов, ранее занятых перевозкой жидкого и твердого топлива»’.

К этому следует добавить, что строили га­зопровод всем миром. В строительстве участво­вали свыше 3000 колхозников. Они вручную, кирками, ломами и лопатами рыли траншеи и на руках опускали в них сваренные плети Для этого потребовалось вынуть 1800 тыс куб м земли, сварить до 20 тысяч стыков

О чем свидетельствует этот рост сети нефтепроводов? Только об одном добыча нефти воз­растала.

Действительно, уже в первый год войны добыча нефти в Куйбышевской области увели­чилась по сравнению с 1940 годом почти на 60 тысяч тонн, в 1942-м — в 2,3 раза, в 1943-м — в 3,3, в 1944-м — в 4 и в 1945 году — почти в 5 раз.

Но посмотрим таблицу. Она характеризует уровень объема добычи нефти по годам в разре­зе предприятий нефтяного комбината.

Нетрудно заметить, что увеличение добычи нефти в годы войны происходило на новых пло­щадях — Ставропольского нефтепромысла и треста «Кинельнефть». В этом огромная заслуга Куйбышевского нефтяного комбината. Его руководители — директор В. А. Каламкаров и главный геолог Г. М. Рыжов, хорошо знавшие положение дел в тресте «Сызраньнефть» (Г. М. Рыжов рабо­тал в тресте со дня его основания — главным ге­ологом, затем управляющим), считали, что трест не сможет обеспечить увеличение добычи неф­ти. Нефтяных скважин у него было мало, их де­бит незначителен, к тому же прогрессировала обводненность. И комбинат принял решение сосредоточить силы нефтеразведок и контор бу­рения на освоении уже открытых новых площа­дей в районе Похвистнева и Яблоневого Оврага в Жигулях.

Это было смелое решение. Смелое, потому что шло вразрез с позицией Куйбышевского об­кома ВКП(б), возлагавшего большие надежды на трест «Сызраньнефть». Характерно его поста­новление, принятое в августе 1941 года. В нем говорилось:

«Считать утвержденный Государственным Ко­митетом Обороны план добычи нефти на 1942 год в размере 425 тысяч тонн минимальным заданием тресту «Сызраньнефть» и просить Наркомнефть войти с ходатайством в Государственный Комитет Обороны Союза ССР об увеличении плана добычи нефти по тресту до 700 тыс. тонн, плана эксплуата­ционного бурения — до 144 тыс. метров и разве­дочного — до 85 тыс. метров»1.

Еще раз взглянем на таблицу. Она показывает, что фактическая добыча по тресту «Сызрань­нефть» в 1942 году не составила даже половины заданий ГКО, не говоря уж о надуманной, дугой цифре — 700 тыс. тонн — Куйбышевского обкома ВКП(б).

В противоположность этому решение нефтекомбината было взвешенным, основанным на точном учете всех реальных возможностей.

А они были таковы. В августе 1940 года в Похвистневском районе было открыто Калиновское нефтяное месторождение. Уже тогда оно счита­лось наиболее перспективным с точки зрения быстрого и резкого увеличения добычи нефти.

Продуктивный горизонт месторождения залегая неглубоко, средний дебит скважины был до­вольно значительным, кроме того, геологами были уже намечены десятки точек для эксплуата­ционного бурения. Все это плюс железная доро­га поблизости давали возможность в кратчайшие сроки освоить месторождение при сравнительно малых затратах.

Исходя из этих благоприятных предпосылок. Куйбышевский нефтекомбинат направил основ­ной контингент бакинских нефтяников в Похвистнево. В непривычных для них суровых зимних условиях они обеспечили не только быструю и грамотную эксплуатацию Калиновского место­рождения, но и создали здесь всю производ­ственную инфраструктуру.

В декабре 1942 года на базе месторождение был создан Калиновский нефтепромысел, а з марте 1943-го — трест «Кинельнефтъ».

По организационно-производственной струк­туре трест «Кинельнефть» мало чем отличался от «Сызраньнефти». В его состав входили

  • нефтепромысел,
  • контора бурения,
  • контора технического снабжения.
  • строительно-монтажная контора.
  • автотранспортная контора.
  • жилищно-коммунальная контора.

Управляющим трестом был утвержден Гурген Месесович Тер-Аваков — бывший директор кон­торы бурения бакинского треста «Орджоникид­зе нефть», главным инженером -АП Лутков, главным геологом — И П Соколов, его заместителем — бакинский геолог Г.С. Айолло В корот­кие сроки они сумели создать многонациональный состав треста в крепкий, спаянный производственный коллектив, способный ус­пешно увеличивать добычу нефти

Уже в первый год своего существования трест «Кинельнефть» добыл нефти значительно больше. чем трест «Сызраньнефть» и Ставропольский нефтепромысел вместе взятые В течение 1943 года ему шесть раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета Обороны В следующем. 1944 году на долю треста приходилась почти половина всей добы­чи по нефтекомбинату. И только в 1945-м его доля в областном объеме добычи сократилась до одной трети.

Но это произошло главным образом потому, что более чем в пять раз увеличил тогда добычу нефти Ставропольский укрупненный нефтепро­мысел и вновь стал ее наращивать трест «Сызраньнефть».

Становление и развитие Ставропольского ук­рупненного промысла — одна из самых волну­ющих страниц в героической военной летописи куйбышевских нефтяников. Небольшой поселок нефтяников находился в селе Отважном, а неф­тяные скважины были сосредоточены в Яблоне­вом Овраге. К маю 1943 года их было всего 10, хотя первая из них была пробурена еще в 1937 году. Все они в общей сумме давали около 300 тонн нефти в сутки. Условия жизни и труда в Отважном были исключительно тяжелыми.

Связь с районом осуществлялась только по Вол­ге, навигация длилась около шести месяцев. Все необходимое для жизни людей и нормального функционирования производства завозилось только в период навигации. Во время войны, когда продукты питания, оборудование и мате­риально-техническое обеспечение поступали и расходовались буквально «с колес», снаряжать такие завозы было непросто. Но несмотря на это, нефтяники, работавшие здесь по 10,12 часов, а иногда и круглые сутки, к концу 1943 года дове­ли добычу до 500 тонн в сутки. В течение одного лишь этого года они пробурили и ввели в эксплу­атацию еще пять скважин и получили прирост добычи на 67 процентов.

Однако в Жигулях, по расчетам руководите­лей нефтекомбината, можно было создать бо­лее мощную нефтяную базу. Эти расчеты связывались с Зольненской структурой, где в 1942 году началось бурение разведочной скважины N2 1.

 

Оставьте комментарий