Как человек какое-то время работавший в Бугуруслане знаю, что многие жители этого города до сих пор ментально связаны с Самарой, вот вроде бы и работали они в Оренбургнефть, а все же и мигрируют, и едут учиться они чаще в Самару. Оказывается, это тоже традиция идущая из далеких лет, да было время когда этот город был уездным в Самарской губернии, но и во время Великой отечественной войны руководство Куйбышева просило Москву включить Бугуруслан в состав своей области – так было проще решать хозяйственные вопросы снабжения нефтяников.
А то, что эти вопросы стояли крайне остро говорит и тот факт, что на базе гаражей Куйбышевского медицинского института был открыт завод по производству необходимой промышленной номенклатуры для нефтяников. Поинтересовался помнят ли об этом в руководстве современного СамГМУ, оказывается об этом там даже не знают – вот что значит история нефтяной отрасли в Куйбышеве жила своей отдельной от региона жизнью. Так, что не только нефтяники — азербайджанцы в запасной столице СССР – терра инкогнита, но и многие другие важные аспекты работы нефтяной отрасли….
Продолжаем изучать книгу «Самаранефтегаз 70»
— Уже в первые месяцы войны все необходимое для работы нефтяников стало острейшим дефицитом. Приборостроение, электротехническая промышленность были сосредоточены в Ленинграде, который оказался в тисках блокады. Блокированы были Северный Кавказ и Баку, где находились основные заводы нефтяного машиностроения. Враг оккупировал Украину; Белоруссию, производившие металлопрокат трубы нефтяного ассортимента, транспортные средства Эвакуированные в восточные районы промышленные предприятия по мере ввода в эксплуатацию приступали к выпуску военной продукции
Случилось так, что в тресте «Сызраньнефть» уже к концу 1941 года из 10 имеющихся тракторов работали только два Остальные были неисправны, а запасных частей для их ремонта не имелось. Больше половины автомашин было мобилизовано для армии. Вот и пришлось тресту просить Куйбышевский обком партии о содействии в приобретении двухсот бычков в колхозах и совхозах области для использования их в качестве рабочего тягла. Нефтяники снова, как в прошлом, взялись за гужи.
С образованием Куйбышевского нефтяного комбината некоторые вопросы материально- технических ресурсов удалось решить собственными силами.
Вошедшая в состав комбината Куйбышевская контора Главтехснабнефти организовала в гараже Куйбышевского мединститута полукустарную механическую мастерскую по ремонту бурового оборудования. Впоследствии на базе этой мастерской вырос небольшой завод — Центральный ремонтно-механический. Контора организовала на заводе капитальный ремонт дизель-моторов, автомоторов, изготовление венцовых и малых шестерен ротора передвижной буровой установки фирмы «Франкс», фланцев равного назначения, шлифовку колец и т д За годы своего существования завод освоил также отливку алюмининевых поршней разных марок, изготовление поршневых пальцев к автомоторам и шестерен скоростей, цементирование деталей и ремонт топливной аппаратуры
В ноябре 1942 года по постановлению ГКО о Сызрани начал создаваться ремонтно-механический завод для нефтяной промышленности. Он был размещен в двух маленьких кирпичных и двух деревянных корпусах бывших мастерских по ремонту сельскохозяйственного оборудования и первоначально располагал литейным цехом, кузницей и механической мастерской с двенадцатью старенькими металлообрабатывающими станками. Позднее завод пополнился новыми станками и оборудованием и на протяжении всех военных лет изготавливал и поставлял предприятиям бурения и нефтедобычи запасные части к буровому и нефтепромысловому оборудованию. С 1948 года завод стал выпускать, кроме того, глиномешалки, крупные блоки. 24 метровые вышки, чугунное и цветное литье и другую продукцию.
Многие острейшие проблемы материально технического снабжения на какое то время были сняты с приездом бакинских предприятии поскольку они прибыли и область вместе с оборудованием
Грузы из Баку и Грозного шли в основном по воде Баржи с оборудованием приходили в поселок Александровка (ныне Жигулевевск) и Сызрань Значительная часть грузов прибывала по железной дороге и разгружалась в Похвистневе Их приемом занималась опять-таки контора Главтехснабнефти Автопогрузчиков, кранов и других механизмов в то время не было Ручных лебедок и тех не хватало. Все — на руках, на спи не и на плечах. Единственное подспорье лом и дощатые скаты от вагонов до земли, по которым стаскивали наиболее тяжелые грузы С прирельсовой площадки грузы отволакивали тракторами и лошадьми. В зимнее время при разгрузке оборудования и труб металл обжигал руки даже через рукавицы. Ноги подкашивались от усталости. Но грузчики техснаба (с ними вместе работали и хозяева грузов — бакинцы) не могли себе позволить даже минутной передышки, потому что в военное время нельзя было допускать простоя вагонов.
Всего через контору снабжения в 1942 году прошло 7,5 тысячи тонн стальных труб, 2,5 тысячи тонн металлических конструкций и 11 тысяч тонн оборудования.
Среди основных задач нефтяного комбината первое место по неотложности занимала задача ускоренного строительства Сызранского нефтеперерабатывающего завода.
Как уже упоминалось, строительство этого завода началось еще в 1939 году. Но до начала Отечественной войны удалось построить лишь административное здание, часть общезаводского хозяйства и котельную. И вот буквально в считанные месяцы после начала войны завод выпускает товарную продукцию В июле 1942 года был отправлен на Сталинградский фронт первый эшелон бензина
Это стало возможным благодаря самоотверженному труду строителей и монтажников, которые даже в суровую зиму 1941-42 годов не снижали темпов строительства Работа велась без выходных дней и в вечернее время, в условиях затемнения.
За эту стройку 13 куйбышевских строителей были награждены орденами СССР Среди награжденных значилось имя управляющего конторой Главтехснабнефти Ивана Андреевича Королева В сентябре 1941 года возглавляемый им коллектив ценой невероятных усилий сумел принять оборудование с Херсонского и Одесского нефтеперерабатывающих заводов, из которого в кратчайшие сроки был смонтирован Сызранский завод.
Однако первые нефтепродукты этого завода были выработаны не из сызранской, а из бакинской нефти. Нефтепровод от Сызранского нефтепромысла до завода еще не был построен. В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 августа 1942 года Куйбышевский нефтяной комбинат совместно с партийными и советскими органами Сызрани обеспечил завершение этой стройки в третьем квартале 1942 года.
Обращает на себя внимание, что в годы войны куйбышевские нефтяники строили много нефтепроводов и водопроводов. С 1941-го по 1944-й в тяжелейших условиях пересеченного рельефа Жигулевских гор, глубоких непроходимых оврагов было проложено несколько нефтепроводов, в том числе 10-дюймовые Яблоневый Овраг-Батраки длиной 83 километра, Зольное-Яблоневый Овраг и Зольное-Яблоневый Овраг-Батраки-Сызрань.
Крупнейшим событием не только в Куйбышевской области, но и в стране было строительство первого магистрального газопровода Бугуруслан — Куйбышев, обеспечившего дешевым голубым топливом знаменитую Безымянку — новый район в Куйбышеве, где в годы войны образовался большой военно-промышленный комплекс
Поскольку наша книга историко-документальная, приведем один документ, в котором наиболее полно и точно воспроизводятся все — и героические, и драматические — перипетии этого строительства. Вот что писал в своих воспоминаниях «Путь к профессии» Вартан Александрович Каламкаров.
«С обеспечением топливом заводов становилось все труднее. В то же время в 160 километрах от г. Куйбышева в районах Бугуруслана (Оренбургская область) и Похвистнева (Куйбышевская область) было открыто месторождение природного газа… Это натолкнуло на мысль об использовании газа для снабжения топливом крупных потребителей и прежде всего промышленного центра Безымянки, куда были эвакуированы крупнейшие предприятия страны. Однако этот вопрос не мог быть решен силами и средствами куйбышевцев хотя бы потому, что не было труб. Решение вопроса нашли руководители Наркомнефти и Главподземгаза Первый заместитель наркома Н К Байбаков и заместитель начальника Главподземгаза Ю. И Боксерман решили внести на рассмотрение ГКО СССР проект постановления, разрешающего разобрать бездействующие нефтепроводы Баку-Батуми и Малгобек-Грозный, с тем чтобы часть труб использовать для строительства газопровода Бугуруслан-Куйбышев
ГКО СССР решение принял, и нефтепроводы были разобраны Трубы стали поступать в Бугуруслан, и началось строительство..
По существу это был первый газопровод в стране с такой большой протяженностью. Да и вообще газопроводов по перекачке природного газа не было. Сооружая его, приходилось по ходу работ преодолевать много неожиданных трудностей: рытье траншей в мерзлом грунте, затопление их весенними паводковыми водами, переходы через реки, озера и болота Много времени отнимала ручная очистка труб, выкопанных из-под земли. Вскоре был внедрен способ механической очистки труб, и дело пошло быстрее.
Трубы доставлялись, как и другие грузы, с Кавказа, из Баку, через Каспийское море, а затем по железной дороге через Среднюю Азию и Казахстан. Случались перебои в поставке, и когда построили уже около 130 километров, их доставка вовсе прекратилась… Тогда решили оставшиеся 25 километров газопровода построить из асбоцементных труб. В сентябре 1943 года газопровод был построен»
Пропускная способность газопровода составила 220 млн куб. м газа в год. Оборонные и другие крупные предприятия стали работать без перебоев. Это, в свою очередь, привело к увеличению выпуска вооружения, боеприпасов, шарикоподшипников и другой важной продукции. Кроме того, высвободилось много железнодорожных вагонов, ранее занятых перевозкой жидкого и твердого топлива»’.
К этому следует добавить, что строили газопровод всем миром. В строительстве участвовали свыше 3000 колхозников. Они вручную, кирками, ломами и лопатами рыли траншеи и на руках опускали в них сваренные плети Для этого потребовалось вынуть 1800 тыс куб м земли, сварить до 20 тысяч стыков
О чем свидетельствует этот рост сети нефтепроводов? Только об одном добыча нефти возрастала.
Действительно, уже в первый год войны добыча нефти в Куйбышевской области увеличилась по сравнению с 1940 годом почти на 60 тысяч тонн, в 1942-м — в 2,3 раза, в 1943-м — в 3,3, в 1944-м — в 4 и в 1945 году — почти в 5 раз.
Но посмотрим таблицу. Она характеризует уровень объема добычи нефти по годам в разрезе предприятий нефтяного комбината.
Нетрудно заметить, что увеличение добычи нефти в годы войны происходило на новых площадях — Ставропольского нефтепромысла и треста «Кинельнефть». В этом огромная заслуга Куйбышевского нефтяного комбината. Его руководители — директор В. А. Каламкаров и главный геолог Г. М. Рыжов, хорошо знавшие положение дел в тресте «Сызраньнефть» (Г. М. Рыжов работал в тресте со дня его основания — главным геологом, затем управляющим), считали, что трест не сможет обеспечить увеличение добычи нефти. Нефтяных скважин у него было мало, их дебит незначителен, к тому же прогрессировала обводненность. И комбинат принял решение сосредоточить силы нефтеразведок и контор бурения на освоении уже открытых новых площадей в районе Похвистнева и Яблоневого Оврага в Жигулях.
Это было смелое решение. Смелое, потому что шло вразрез с позицией Куйбышевского обкома ВКП(б), возлагавшего большие надежды на трест «Сызраньнефть». Характерно его постановление, принятое в августе 1941 года. В нем говорилось:
«Считать утвержденный Государственным Комитетом Обороны план добычи нефти на 1942 год в размере 425 тысяч тонн минимальным заданием тресту «Сызраньнефть» и просить Наркомнефть войти с ходатайством в Государственный Комитет Обороны Союза ССР об увеличении плана добычи нефти по тресту до 700 тыс. тонн, плана эксплуатационного бурения — до 144 тыс. метров и разведочного — до 85 тыс. метров»1.
Еще раз взглянем на таблицу. Она показывает, что фактическая добыча по тресту «Сызраньнефть» в 1942 году не составила даже половины заданий ГКО, не говоря уж о надуманной, дугой цифре — 700 тыс. тонн — Куйбышевского обкома ВКП(б).
В противоположность этому решение нефтекомбината было взвешенным, основанным на точном учете всех реальных возможностей.
А они были таковы. В августе 1940 года в Похвистневском районе было открыто Калиновское нефтяное месторождение. Уже тогда оно считалось наиболее перспективным с точки зрения быстрого и резкого увеличения добычи нефти.
Продуктивный горизонт месторождения залегая неглубоко, средний дебит скважины был довольно значительным, кроме того, геологами были уже намечены десятки точек для эксплуатационного бурения. Все это плюс железная дорога поблизости давали возможность в кратчайшие сроки освоить месторождение при сравнительно малых затратах.
Исходя из этих благоприятных предпосылок. Куйбышевский нефтекомбинат направил основной контингент бакинских нефтяников в Похвистнево. В непривычных для них суровых зимних условиях они обеспечили не только быструю и грамотную эксплуатацию Калиновского месторождения, но и создали здесь всю производственную инфраструктуру.
В декабре 1942 года на базе месторождение был создан Калиновский нефтепромысел, а з марте 1943-го — трест «Кинельнефтъ».
По организационно-производственной структуре трест «Кинельнефть» мало чем отличался от «Сызраньнефти». В его состав входили
- нефтепромысел,
- контора бурения,
- контора технического снабжения.
- строительно-монтажная контора.
- автотранспортная контора.
- жилищно-коммунальная контора.
Управляющим трестом был утвержден Гурген Месесович Тер-Аваков — бывший директор конторы бурения бакинского треста «Орджоникидзе нефть», главным инженером -АП Лутков, главным геологом — И П Соколов, его заместителем — бакинский геолог Г.С. Айолло В короткие сроки они сумели создать многонациональный состав треста в крепкий, спаянный производственный коллектив, способный успешно увеличивать добычу нефти
Уже в первый год своего существования трест «Кинельнефть» добыл нефти значительно больше. чем трест «Сызраньнефть» и Ставропольский нефтепромысел вместе взятые В течение 1943 года ему шесть раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета Обороны В следующем. 1944 году на долю треста приходилась почти половина всей добычи по нефтекомбинату. И только в 1945-м его доля в областном объеме добычи сократилась до одной трети.
Но это произошло главным образом потому, что более чем в пять раз увеличил тогда добычу нефти Ставропольский укрупненный нефтепромысел и вновь стал ее наращивать трест «Сызраньнефть».
Становление и развитие Ставропольского укрупненного промысла — одна из самых волнующих страниц в героической военной летописи куйбышевских нефтяников. Небольшой поселок нефтяников находился в селе Отважном, а нефтяные скважины были сосредоточены в Яблоневом Овраге. К маю 1943 года их было всего 10, хотя первая из них была пробурена еще в 1937 году. Все они в общей сумме давали около 300 тонн нефти в сутки. Условия жизни и труда в Отважном были исключительно тяжелыми.
Связь с районом осуществлялась только по Волге, навигация длилась около шести месяцев. Все необходимое для жизни людей и нормального функционирования производства завозилось только в период навигации. Во время войны, когда продукты питания, оборудование и материально-техническое обеспечение поступали и расходовались буквально «с колес», снаряжать такие завозы было непросто. Но несмотря на это, нефтяники, работавшие здесь по 10,12 часов, а иногда и круглые сутки, к концу 1943 года довели добычу до 500 тонн в сутки. В течение одного лишь этого года они пробурили и ввели в эксплуатацию еще пять скважин и получили прирост добычи на 67 процентов.
Однако в Жигулях, по расчетам руководителей нефтекомбината, можно было создать более мощную нефтяную базу. Эти расчеты связывались с Зольненской структурой, где в 1942 году началось бурение разведочной скважины N2 1.