Как в Куйбышеве строили Фабрику смерти

Мясокомбинат Куйбышева в конце 1960 гг., тогда это было громадное предприятие

Сегодня — это почти село на окраине Советского района Самары, Мясокомбинат. А вчера тут была настоящая заводская окраина причем не рядом с каким абы заводом, а настоящей Фабрикой смерти, построенной на Средней Волге по американским чертежам. И один в один похожей на знаменитые чикагские бойни — то самое место откуда по миру начинал свое победное шествие великий пролетарский праздник 1 мая.

Почему Фабрикой смерти? Да, потому что так шутили главные большевики Страны Советов, к числу которых можно отнести и Анастаса Микояна. А он, восхищаясь подобными предприятиями по переработке мяса, говорил, что здесь не утилизуется лишь последний вздох животного.

Живодерский юмор однако был у товарища наркома, сегодняшние защитники животных его бы не поняли, а вернее всего еще и попытались бы подвести под суд.

Однако в 1930 гг. ни СССР, нигде в других частях планеты, кроме вице-королевства Индия животных не берегли.

Февраль 1939 года, а именно это время описывается в статье, это был тот самый момент, когда на западе Куйбышевской области у нее отняли 7 районов, чтобы включить их во вновь образованную Пензенскую область (забрали в т.ч. и Кузнецкий район, о котором идет речь в тексте статьи).

Когда читаешь под какие ежедневные объемы забоя скота строился дорогущий Куйбышевский мясокомбинат встает вопрос — а зачем же нашу область тогда делили, у нас что скота так много было? Наоборот надо было еще и степной Оренбург присоединить к Куйбышеву с его стадами, чтобы загрузить работой мясокомбинат.

А вообще жутко читать это материал — сразу появляется мысль, ну и зачем так надрывались почти 80 лет назад со строительством этого Холодильника, чтобы на нем после 1991 года чилийской семгой оптом торговали?

Материал в архивах ВК за 1939 год найден Евгением Альмяшевым.

 

Куйбышевский мясокомбинат

26 февраля 1939 года

И. Слепян Главный   инженер строительства Куйбышевского мясокомбината

Волжская Коммуна

 

В тезисах товарища Молотова намечается окончание в третьей сталинской пятилетке строительство Куйбышевского мясокомбината и полная сдача его в эксплуатацию

Куйбышевский мясокомбинат будет представлять собой предприятие новейшего типа в корне отличающееся от распространенных городских боен. Основным отличием нового типа мясокомбинатов, уже работающих в Москве, Ленинграде, Орске, Баку и ряде других городов является полная механизация и поточность производственных процессов. Это дает возможность полностью использовать все отходы от убоя и разделки скота. По крылатому выражению тов. Микояна на этих комбинатах не утилизируется лишь последний вздох животного.

Куйбышевский      мясокомбинат будет иметь в своем составе ряд цехов, каждый из которых представляет собой крупный завод. К основным из них относятся: 1) боенский цех — семиэтажное здание объемом около 60.000 кубометров, в котором происходят основные процессы убоя и разделки туш, 2) утилизационный цех, примыкающий к боенскому, одинаковый с ним этажности, в котором перерабатываются основные отходы туш в полуфабрикаты, 3) колбасный цех, 4) коптиловарочный цех, 5) холодильник — для хранения скоропортящихся   продуктов.

Кроме основных производственных корпусов в состав комбината входят машинное отделение с аппаратной и конденсатором, в котороь находятся мощные компрессоры, вырабатывающие холод для комбината, котельная дающая пар и горячую воду, разветвленную  сеть жд путей, водопровода, паропроводов, канализации и другие объекты общим количеством около сорока.

Как видно комбинат нового типа представляет собой сложный комплекс многоэтажных сооружений, связанных единой производственной схемой. Перед убоем скот передерживается в восьмиэтажном железобетонном лайвстоке, поднимаясь на верхние этажи по специальной лестнице. Сам убой происходит в верхнем этаже боенско-утилизационного корпуса. Оттуда туша по конвейерам проходит ряд помещений и этажей, в которых происходит механическая разделка ее и дальнейшая переработка.

При работе в две смены Куйбышевский мясокомбинат будет перерабатывать 3500 голов скота в сутки: 500 коров и быков, 2000 свиней, 800 баранов. 200 телят. Ежесуточно он будет выпускать 90 тонн колбасы. В его холодильнике будет храниться 3000 тонн мяса и других скоропортящихся продуктов. Мощность холодильных машин составит около 3 млн. нормальных калорий в час. Благодаря широко примененной механизации количество рабочих комбината будет сравнительно невелико: около 700 человек в смену. Для обслуживания их в районе Безымянки располагается городок  с рядом культурно-просветительских учреждений, а в пределах комбината — пяти и трехэтажные корпуса, в которых разместятся раздевальни, души, столовые.

1939 год — вдали строительство Холодильника

Общая стоимость комбината, включая рабочий городок, около 50 млн. рубл, Чтобы не омертвлять средства намечен постепенный ввод в эксплуатацию отдельных цехов. Первым войдет в строй холодильник. В конце 1940 г. предполагается ввод в эксплуатацию колбасного завода. В 1942 г. начнется эксплуатация всего комбината.

В первые годы до пуска всего комбината холодильник будет в основном выполнять функции городского склада для хранения скоропортящихся продуктов, потребляемых трудящимися города Куйбышева. Это дает возможность обеспечить равномерную в течение всего года реализацию мяса, масла, яиц, и совершенно устранить перебои в снабжении ими города. По решению правительства, пуск холодильника намечен в 3-м квартале нынешнего года. В ознаменование XVIII съезда ВКП(б) коллектив строительства взял на себя обязательство пустить холодильник к 1 июля.

Состояние работ делает это обязательство вполне реальным. На 1 января 1939 г. были уже выстроены пусковая часть холодильника, машинное здание с аппаратной и конденсатором, трансформаторная подстанция, механические мастерские и гараж, два жилых дома, проложена линия водопровода протяжением 7,5 км, смонтированы 3 компрессора, заканчивается монтаж 4 этажей пусковой части холодильника. Из 20 км труб, по которым растекаются газы и жидкость. несущие холод из машинного отделения — к местам потребления уложено уже около 11 км..

На 1939 г. строительству утверждены ассигнования в 4 млн. руб. Предстоит закончить здание и смонтировать все оборудование холодильника, завершить работы в машинном здании, трансформаторной подстанции, механических мастерских, устроить жб регулирующий резервуар, уложить 2,5 км постоянного жд пути, выстроить высоковольтную линию электропередач.

В 1938 году наш коллектив выступил одним из инициаторов скоростного строительства. Вредители орудовавшие в Главстрое наркомата пищепрома и в тресте Мясохладстрой поставили стройку в такое положение, что до 3 квартала мы почти совершенно не работали из-за отсутствия материалов и проектов Все это мы получили только в конце строительного сезона, после смены руководства Главка и треста. Предстояло в течение оставшихся до морозов двух месяцев выстроить четыре, этажа холодильни­ка, закончив в них железобетонные рабо­ты. Поставив перед собой эту задачу, коллектив осуществил в основном скоростной метод  строительства. К моменту начала работ основная масса материалов была завезена на площадку. Был разработан подробный график строительства и монтажа, при котором, как те,  так и другие работы проводились одновременно в разных этажах. Монтаж начался до окончания всех строительных работ  даже по отдельным этажам. Это дало возможность уничтожить обычный разрыв между строительными и монтажными работами.

на холодильнике в наши дни

Для   производства   железобетонных   работ была организована комплексная бригада в состав 65 человек под руководством бригадира — стахановца арматурщика тов. А.А. Бакина. Бригаде был дан подробный план, разбитый по звеньям, которых в бригаде было 7, одно — арматурщиков, два — плотников на установки опалубки, одно плотников на заготовке опалубки, одно — плотников на подсобных работах, одно — бетонщиков на укладке и транспортировке бетона и одно из, занятых приготовлением бетона.

Мотористы входили в основные звенья. Все производственные процессы были полностью механизированы. Так укладка бетона производилась исключительно электровибраторами. Руководил работой бригады десятник тов. А.И. Ткаченко.

Организация комплексной бригады тщательная разработка графиков, слаженность в работе, производственный энтузиазм сразу же сказались на результатах. В первый же месяц бригада реализовала задание на 198 процентов, во второй — на 202! Выполнение  норм  по  отдельным звеньям доходило до 247%. Соответственно поднялась и зарплата рабочих, достигая 16—18  рублей а день, Впоследствии основываясь на опыте этой бригады мы создали другие комплексные бригады. В особенности следует отметать организацию    механомонтажной комплексной бригады  во  главе с бригадиром-стахановцем тов. Т. П. Ткачекно, заработок которо­го доходил до 1000—1100 рублей в месяц.

Несмотря на имевшие место перебои в снабжении материалами и связанные с этим простои, свой план комплексная бригада по железобетонным работам выполнила к 5 ноября 1938 года. Это открыло широ­кий фронт работ для бригады тов. Ткаченко, дало возможность лучшим стахановцам стройки каменщикам А.И. Шуватову и К.Ф. Жаднову в зимних условиях закончить кладку стен  пусковой части холодильника и произвести изоляцию их. На примере обоих бригад воспиталось много новых энтузиастов социалистического труда. Больше трети строителей комбината являются стахановцами. Они из месяца в месяц перевыполняют нормы на 70-100%.

В нынешнем году скоростные методы найдут еще более широкое     применение. Сейчас мы заканчиваем разработку проекта графика.

Первый квартал в основном подготовительный. В течение этого времени должна быть произведена заготовка опалубки, арматуры и завоз основных материалов. Однако, несмотря на то. что строи­тельство реализовало январский план на 98.5 ирод., а первой декады февраля — на 120 проц., выполнение подготовительного графика вдет чрезвычайно скверно. Причиной является недоснабжение стройки материалами. На первый квартал комбинату требуется 170 тонн железа, а дают нам лишь 51 тонну, да я то не тех размеров, которые нужны. Фондов на строительный лес мы не получили. С большим трудом удалось  добиться лесосеки в Кузнецком районе; но получение леса оттуда весьма проблематично, так как железная дорога не предоставляет вагонов для перевозки древесины в этом направлении. Наши обращения к заместителю председателя облисполкома тов. Кириллову о выделении нам хотя бы небольшой лесосеки в районе Волги пока успехом не увенчались. Вагонов под гра­вий ни на февраль, ни на март не предоставили.

Облплан совершенно не выделил кирпич на февраль, под сомнением приобретение его и в марте.

Следует отметить, что помощи местных организаций в подготовке к скоростному периоду строительством комбината совершенно не ощущается. Президиум облисполкома вопроса о строительстве еще не обсуждал. Рабочие  комбината нуждаются теплой спецодежде и постельных принадлежностях, отсутствие их срывает самые необходимые работы, парализует возможность вербовки рабочей силы. Однако несмотря на все обращения, мы ничего не получили.

Коллектив строительства хочет работать так, чтобы скоростными методами выстроить не только холодильник, но и весь комбинат. Ему необходима реальная помощь.

 

15 responses to “Как в Куйбышеве строили Фабрику смерти

  1. отличный пост! в голове укладываются-не укладываются такие масштабы и общая цена во всем по их постройке…

  2. Вообще район нынешней платформы «Стахановская» был неплохо обжит и перед войной. С одной стороны железной дороги Мясокомбинат и обозостроительный завод артели «Ход», площади которой в 1941 году отойдут заводу аэродромного оборудования, с другой стороны — Масшстрой/»Металлист». Если же отвязаться от Стахановской и пройтись по железной дороге туда-сюда, то из довоенного тут и Киркомбинат и толево-рубероидный завод и Сажерез. Магистраль — хороший стимул для прикрепления к ней промышленных предприятий.

    Вот как шли дела у соседей Мясокомбината из Куйбышевского обозостроительного завода артели «Ход» (кстати, когда-то платформа Стахановская именовалась по имени этой артели) ровно за три месяца до начала войны:

    https://postimg.org/image/vodkfgk7p/

    Удивляет упоминание названий сразу четырёх разных цехов — деревообделочного, кузнечного, механического и сборочного. Вероятно, занимаемые «Ходом» площади были весьма приличными.

    • так и сейчас аэродромного оборудования вместе со складами, которые выведены за периметр завода и общагой, превращенной в гостиницу, тоже огромная территория — там даже объезд есть площадки Норда по дороге у жд

      • Ну это «сейчас» огромная, а я про довоенное «тогда» имел в виду.

    • в 1999-2000 Бакалея думала начинать войну с Московским или нет… со мной люди советовались 🙂

        • у этих был мелкий опт, у тех розница + промтовары, они в разных группах выступали, просто сам рыночный сегмент тогда был маленький и поэтому Бакалея нервничала

  3. Уведомление: В блогах: Как в Куйбышеве строили «фабрику смерти» — Строительные СНИПы, ГОСТы, сметы, ЕНиР,·

  4. А правда ли, что на мясокомбинате, в начале 80-х, была отдельная линия производства колбас для партаппарата?
    Может кто помнит/может спросить-узнать?

    • За партаппарат не скажу, но согласно легенде практически на каждом советском мясокомбинате делали в небольших количествах из отборного мяса колбасу по особым рецептурам, чуть ли не вручную. Для начальства, семей, друзей.

      • Не правда , лично сама в те годы работала формовщицей колбасных изделий , по отдельной рецептуре ничего не делали , всю колбасу вязали вручную, был 1 автомат сосисочный и , точно не помню 2-4 автомата для варёных колбас

        • Добрый день, Света, спасибо вам за комментарий на блоге и вот что хотел вас спросить: не осталось ли у вас старых фото с той работы, может фото людей с нее, и не могли бы вы подробнее рассказать о своем мясокомбинате — это очень интересно не только мне но и гостям блога.
          Такие вещи обычно люди делают из уважения к памяти тех с кем они когда-то вместе трудились, потому что при нынешнем политическом режиме стараются отплевывать все то хорошее, что было в Союзе до 1991 года
          Заранее спасибо.Кондратьев Игорь

Оставьте комментарий