Герои из Куйбышева в сражении в Эль-Аламейне

двум ветеранам войны было о чем поговорить

На даче по вечерам люблю изучать забытую сегодня литературу, изданную в 1950-1960 годы. Вчера остановился на одной повести Сергея Борзенко «Эль – Аламейн», книга издана в 1963 году.

О чем повесть? Она рассказывает, как советские пленные танкисты сначала сбежали через Ламанш из Франции в Великобританию, а потом по просьбе английского командования осенью 1942 года вылетели в составе свежих частей в Северную Африку для участия в боях за Эль – Аламейн. Туда отправляли все, что было в наличии.

Основных героев с русскими фамилиями двое – танкист — полковник Пшеничников, его командующий 8 английской армией Окинлек отправил в осажденный немцами Тобрук, город стоял на дороге фашистов к Эль-Аламейну и сковывал движение наступающих. Надо было укрепить гарнизон.

Пшеничникову помогал майор Натаров, который к прибытию полковника уже командовал бывшими русскими пленными в Тобруке, а вообще там был полный интернационал: поляки, чехи, индусы, австралийцы, южноафриканцы. Русские входили в состав английских частей.

прибытие польской бригады в Тобрук

Когда Пшеничников прибыл на самолете в окруженный гарнизон, тот частями начал было сдаваться, но наш полковник принял сначала на себя командование обороной, а через пару дней примерно с 800 бойцами решил прорываться через пустыню и оазисы, чтобы ударить армии Роммеля в тыл.

Во время последнего дня обороны на руках Пшеничникова умер Натаров, который просил связаться с его родными в Куйбышеве, они проживали на ул. Рабочей.

Однако и сам Пшеничников не уцелел, он погиб уже после выхода к армии союзников.

Обо всем этом Борзенко рассказал в начале 1950 годов в Англии бывший командующий 8 армией в Египте генерал Клод Окинлек и поэтому я полагаю, что это вполне документальное повествование. Уже потом спустя три десятилетия после встречи Борзенко с английским генералом – ветераном войны (с июня 1946 г. фельдмаршалом) советские журналисты пытались искать следы советских солдат в Северной Африке, находили русские фамилии на воинских захоронениях британских солдат в Индии, что-то видели на кладбищах Алжира, но то какое впечатление произвели сбежавшие из плена советские солдаты и офицеры на генерала Вооруженных сил соединенного королевства, показавшие себя за несколько недель в пустыне героями, вызывает буквально оторопь.

Особенно когда ты слышишь топонимическое название Тобрук и понимаешь, какую роль в его обороне, а значит и в повороте всей североафриканской компании второй мировой сыграли наши парни, в том числе и земляки – волжане. Окинлек называл фамилии этих людей, хотя может они и записаны у него были, по словам Борзенко он готовил свой список русских к наградам Его величества, но его отстранили от командования армией за неудачи зимой 1941 года.

При этом Окинлек, официально потом в 1960 годы не давал интервью и не оставил мемуаров.

О чем еще писал герой Советского Союза, военный журналист Борзенко – у него вышло две книги про корейскую войну, а уже в 60 лет, весной 1969 года он снова был на передовой описывал вооруженные столкновения на острове Даманский. Все это он наблюдал воочию.

Что странно для меня – упоминания о книге Эль – Аламейн нет в разделе библиография на литературных ресурсах, посвященных жизни Сергея Александровича Борзенко.

Оставьте комментарий