Всепропальщикам 21 века посвящается…

недорого взял пока толпа в магнитах у касс душилась

книгам в России всегда было непросто

 

После новогодних салатов, традиционно изготавливаемых 31 декабря тазиками, спустя пару дней хочется и чего-то другого попробовать, вот мы и рванули 4 января в Ашан к открытию гипера, а уже там ваш покорный слуга насладился видом наших потребителей, впавших в оцепенение. Это они в таком виде постпраздничные цены на полках разглядывали, не могли в себя прийти и поверить в объективную реальность.

Кг. утиного сердца – 99.99 р., кг. утиной печенки 99.99 р., кг. сердца индейки 178 р., замаринованная свинина для барбекю 149.99 р., утиные бедра маринованные в вишневом сиропе 180 р., это все уже в расфасованном виде разумеется.

В отличие от своих земляков не стал впадать в прострацию, купил, что хотел и дома апргрейдил содержимое холодильника

На следующий день, уже вчера подумал, что такой же фокус с содержимым может быть и в Экокниге, заехал туда на Дыбенко и закупил Мартина «Игры престолов» 2 первых тома, биографию Пабло Эскобара и прочий книжный топ, все по 90 р. за книгу. Правильно я угадал — наши люди на праздники тратят деньги на бухло и турбазы, фейерверки и жрачку, а не духовную пищу. Предсказуемо.

Но для описания на блоге взял в Экокниге два издания, посвященные истории книг.

Одна в основном рассказывает о библиотеке Ивана Грозного, времен 16 века.

Другая описывает как были дела в книжной торговле России накануне появления в литературе Александра Пушкина.

Короче получается так, это я описываю «Тайну выцветших строк» Романа Пересветова, изданную в 1961 году, «библиотека Грозного» составленная из книг, привезенных в Москву из Италии и Византии в качестве приданного его бабушкой – Софьей Палеолог, сначала как мед манила просвещённую элиту Запада (Ливонского ордена, Речи Посполитой), которая хотела увидеть ее хотя бы одним глазком, а потом, начиная с 18 века на ее розыски бросилась уже российская элита. На это дело тратились колоссальные средства из государственного бюджета, а в Москве вокруг и внутри Кремля шли масштабные археологические работы, причем за несколько десятилетий до того, как ученые открыли канувшие под пеплом Везувия Помпеи в Италии. В Москве искали эту сокровищницу мировой мысли со всем усердием, увы не нашли. Причем если те же Помпеи увековечил на своей знаменитой картине приехавший из России Карл Брюллов (он был под обаянием раскопок), то поиски библиотеки Грозного креативный класс молодой Российской империи не возбудил…

Думаю, большая часть русского общества, кроме тончайшего слоя верховной аристократии, получавшей образование на Западе, просто не понимала настоящую ценность разыскиваемых книг. И информации, которую они несут.

Об этом же рассказывает другое найденное в Экокниге издание «Смирдин и сын», роман написан Александром Говоровым и издан в 1991 году.

Так, согласно этому, практически документальному историческому произведению книжный бизнес в Москве в начале 19 века перебивался с хлеба на квас, удачей считалось раздербанить по дешевке какую-нибудь большую семейную библиотеку залезших в долги аристократов, проживающих в селе (там ее собирало несколько поколений дворян).

Цена книжного магазина со всеми его потрохами накануне бегства москвичей от Наполеона в 1812 году была меньше цены одной лошади….

Добавляли перца и высшие власти – то Екатерина II накануне своей смерти начинала закрывать типографии издателей – масонов, то ее сын Павел I запрещал ввозить в Российскую империю книги и-за границы.

Только местные власти, заинтересованные в грамотности хотя бы верхней части населения практически насильно внедряли книгочтение, покупая в специализированных магазинах сами массово книги и де-факто принуждая к этому же те представителей знати, купечества и офицерства, которые крутились возле местных администраций. Не хочешь выглядеть лохом – читай. Сами же по себе обеспеченные люди не рвались покупать литературу, тратя деньги на путешествия по Западу, западные наряды и разных модных кокоток.

Фраза – единственный европеец в России – это власть, появилась не случайно, но так было именно в 19 веке, после 1991 года в доинтернетную эпоху помню, как часть представителей крупного самарского бизнеса фактически принуждал покупать книги по составленному им списку Александр Князев.

Что происходит сегодня вообще не понятно, но похоже, что в наши дни власть в 63 ру, если что и читает, так это телеграмм-каналы. Помочь населению с тягой к серьезной литературе она в своем нынешнем состоянии не способна.

 

Оставьте комментарий