Дети профессуры о покойном Самарском университете

Андрей Знаменский

Весной, когда в интернете кипели страсти по поводу судьбы Самарского (Куйбышевского) государственного университета, специально не коснулся одной больной для этого вуза темы.

Хотя ее обсуждали еще в конце 1980 годов с будущим владельцем книжного магазина Пиквик на ул. Куйбышева Александром Ериным. Суть — в начале 1970 годов Александр Александровича, тогда студента филфака и молодого хипаря вложил кто-то из его одногрупников парткому и «конторе» как антиправительственный элемент. В результате Ерину пришлось на два года оставить учебу и в составе железнодорожных войск прибыть с первым десантом на строительство БАМа в Сибирь. Из разговоров я понял, что эта служба была для него примерно тем же, что и посадка в ИТЛ.

В итоге Саша относился к универу и его обитателям несколько скептически и в торжество перестройки не очень верил, хотя после БАМа КГУ все-таки окончил и даже в аспирантуру поступил. Затем в 1990 годах его  фирма имела репутацию самой интеллектуальной книготорговой организации Самары, у Ерина закупались научной литературой студенты гуманитарных профилей. Несколько лет назад смерть вырвала из наших рядов этого замечательного самарца.

Ерин имел отношение к театру Камерная сцена

Интересный разговор по поводу  СамГУ был у меня и с посетившим летом Самару американским профессором Андреем Знаменским. Андрей Андреевич рассказал, что первые личные сомнения в социализме у него появились в начале 1980-х годов, когда он не поступил на очный факультет исторического факультета Куйбышевского государственного университета. Вообще-то Знаменский в Союзе был одним из самых сильных специалистов по индианистике и вырос в академической семье профессора Куйбышевского политехнического университета, так что балбесом он никогда не был, да и сейчас он из немногих выпускников универа работает по профилю, специалист международного уровня. А вот видишь места на дневном отделении истфака КГУ в начале 1980 ему не нашлось.                                                 молодой Демидов

Следующий источник мемуары еще одного выпускника истфака КГУ Андрея Демидова. Внук историка КПСС, профессора Наякшина из политеха Андрей был представителем «золотой молодежи». Проучившись в политехе он разочаровался в нем и его перевели на заочный факультет истфака КГУ, затем перевод на дневное отделение. В принципе все безболезненные операции. И тем не менее сегодня он рассказывает о Самарском университете: 

— Университет воспринимался как   мертвая зона со своими странными  традициями  и представлениями. Это была своего рода социальная змеиная яма, в которой выковывались и взращивались кадры будущих чиновников, аппаратчиков и силовиков, поэтому знания здесь  находились где-то на десятом месте. Студенты не ценили друг в друге ни ум, ни  способности. Всех интересовало: кто за кем стоит, у кого  какая мохнатая рука и из какой кормушки она тянется. Все друг друга ненавидели, подставляли, доносили и подсиживали.                                            Демидовы 2015

Некоторые студентки  имели секс с преподавателями ради оценок, отдельные  так называемые  ученые  присваивали себе    рефераты, курсовые работы,  позже их суммировали и защищали диссертации.  Все было бесстыдно, но прикрывалось  высоко моральным   обликом строителей коммунизма.  Можно было врать, воровать, но  обязательно  одно — проявлять верноподданнические чувства и любовь к  Отечеству.  В такой обстановке  некоторые  уходили,  хлопнув дверью. Я прекрасно знал , кто стучит на однокурсников, кто из преподавателей  возглавляет сеть сексотов….

Университет представлялся мне как корабль дураков, где пассажиры сумасшедшие, а команда  рулит сама, не зная куда.  По коридорам бегали бешеные деревенские сучки страшные  как жабы и бездарные  словно обгорелые пеньки, все они были блатные и при должности:  кто староста, кто комсорог, кто профорг. Страшилки- крокодилицы лезли к высоким пацанам, ставили им пузырь за интим, а потом писали в деканат, что  они беременные. И тогда у жертвы  наступал выбор: либо продолжать учиться и жениться или  оказаться за бортом номенклатурной галеры.  В вузе   натаскивали  черное называть белым, а белое черным.  Про пьяного комсюка говорили, как он устал, весь выложился на общественной работе, про страшилку отмечали,  какая милая девушка, про скандалистку и хабалку — очень упорная и волевая студентка, про круглого дурака — это парень с особым видением мира. ..

Вот такое отрицание университета.

С другой стороны среди защитников СамГУ был Михаил Матвеев, сын профессора КГУ, известного биолога.

Однако обратите внимание — как мало среди защитников было других выпускников универа. Выходит прав был профессорский внук Демидов, когда говорил о Самарском университете как о питомнике где росла местная номенклатура?

Иначе чем объяснить тот факт, что оттуда исторгались те, кто впоследствии стал гордостью самарской и мировой культуры?

Реклама

19 responses to “Дети профессуры о покойном Самарском университете

  1. Не убавить, не прибавить, диагноз не только Вузу, но и всему совку поставлен верно. Только теперь выпускники юристы больше в прокуратуру рвутся или в помощники нотариусов.

    • диагноз поставлен автору комента, в технических вузах при советах такой системы сволочизма не было
      это гуманитарии всегда соревнуются в любви к власти

      • Ага, только правящая номенклатура придерживалась других взглядов, она что с марса прилетела? Она плоть от плоти своей внутренней идеологии. Если бы вся вышеперечисленная мерзость была бы отдельными недостатками, как.Вы на это намекаете, она не смогла бы воспроизводить себя из поколения в поколение. Пора признать её системность не только для Куйбышева/ Самары , но и для всей страны.

        • И еще про выпускников разных вузов разве Титов, Латкин.и другие постперестроечные деятели все универ закончили? Просто комсюк он и есть комсюк, какой бы Вуз не закончил. Единицы из них действительно верили в то, что говорили, а большинство оказалось свободным от моральных ограничителей.

  2. Очень сильное на меня впечатление произвел этот пост! Даже, не знаю, что тут сказать. Наверное, такие жуткие дела творились в то время на всех гуманитарных факультетах? Но ведь Куйбышевский университет, это не только истфак или юрфак. Например, очень хорошо отзываются о физическом факультете. Там есть своя школа по плазме. Наши политеховцы хвалят ваших химиков (хроматография). Посмотрел на официальном сайте СамГУ, математики довольно не плохие, кто-то даже по-видимому, от авиаторов в свое время отпочковался.
    Наверное, в те времена История, как наука, была под очень жестким «прессингом», вот и попадала на Истфак всякая х..та.
    С другой стороны, уже тогда целые школы возникали, пусть и по истории Революции или КПСС, пусть и действительно, где «черное натаскивали называть белым». Тот же Кабытов, хоть некоторые его и ругают. Но, тем не менее, вон сколько у них защищенных учеников.
    Я так думаю, что историки (за исключением археологов, конечно), а также филологи или юристы — по натуре одиночки. Сидишь себе в архиве, библиотеке… штудируешь документы, книги. И в одиночку можешь, постепенно, вырасти. В инженерке так невозможно: всё в коллективе делается, производство — вещь коллективная. И в химической лаборатории, и в питомнике — тоже ведь коллектив работает, а ты в нем варишься и растешь. Но, отмечу, и на заводах и в проектных конторах и на инженерных или естественно-научных кафедрах то же были в те времена свои стукачи, свои подлецы, свои бездари. Да где их не было? Думаю и сейчас их до еб..ни, просто время немножко другое.

    Вообще, слишком молодой университет для Самары. Всего 46 лет. Сменилось только два поколения, да и то, неполных. Жаль, что исчезает с карты.
    По правде сказать, очень мне в душе не комфортно от всех этих новых веяний по преобразованию высшей школы. Особенно, что есть серьезный риск исчезновения моей Альма-матер, строительного института. Хоть и ругаю его, а все же, «мать не выбирают». 🙂 Самые светлые были воспоминания, в юности. После металлурговской средней школы, с ее прибамбасами и вдруг — совсем другой стиль жизни!
    Но, вообще, действительно, у СамГУ что-то мало заступников оказалось, среди его питомцев.
    Вобщем, близко я к сердцу этот пост воспринял и как-то сумбурно все написалось… 🙂

  3. Между прочим, очень понравились мемуары Демидова в Проза.ру и особенно его мини-расскзы (нашел по ссылке, «Другие произведения автора»).
    Правильно говорят, что «…на внуках Природа возраждается» 🙂

  4. Но всё же зря «… разочаровался в политехе» и ушел на истфак. Такойталантливый человек мог бы всё успеть: и инженерку, и рок и историю с литературой. Возвращаюсь оффтопом к теме предыдущих постов, в принципе с этим постом сопряженных. Считаю, что у нашей Высшей школы есть еще одна беда, которую, кстати, можно немножко изжить, если КГУ и Аэрокос объединяться не формально, а «по существу». Но начну, если позволите (и не забаните) издалека.
    Вот позволяю себе иногда, для разрядки, посмотреть тупорылые пиндосовские ужастики (мне их дочка из Торрента закачивает). И буквально недавно, в режиме перемотки (т.е за 10 минут) посмотрел америкосовский фильмец «Мумия против Франкенштейна». А, каково ? :-):-):-)
    Более тупого фильмеца и представить себе нельзя. Но вынес я из этого фильмеца одну оченно даже интересную вещь. Там и профессор-маньяк, и два доктора экспериментатора (он и она) и, кажется, даже Мумия (при жизни, естессно 🙂 имели по три высших образования. Так, женщина-доктор, свободно владела палеолингвистикой, молекулярной биологией и, кажется, историком была. Профессор-маньяк тоже, плюс еще и хирург отменный.
    Як чему это говорю. Там, на загнивающем западе, в объединенных университетах, одаренные студенты имеют возможность получать ОДНОВРЕМЕННО!!!! несколько образований: и техническое, и естественно-научное, и гуманитарное. Как им это удается, не знаю. И как учебный процесс построен так, чтобы он совмещал, то же понять не смог, хоть там когда бывал, пытались мне объяснить. У них в системе образования, видимо, больше свободы, чем у нас. Нет такого количества обязательных «аудиторных», больше спецдисциплин по делу и по выбору студента, да и деканаты не прессуют. А поборов практически вообще нет. Поэтому, одаренные студенты могут многое успеть совместить.
    Среди наших спецов знаю несколько человек, кто последовательно заканчивал например Авиационный, СХИ и плановый. А один знакомый умудрился защитить аж три докторских подряд: по технике, по философии и по экономике. Правда, академиком (я имею в виду АН СССР) так и не стал. Даже Членкорром не стал :-).
    Но вот чтобы сразу, одновременно окончить, такого не встречал. Читал, правда, советского академика Амосова. Он был одновременно и врачом, и кибернетиком. Но это ж гений!!! 🙂
    Может, вот объединят аэрокос и КГУ, глядишь и появятся супер-пупер — ученые… А может, и маньяки-франкенштейны 🙂 🙂 🙂
    Вобщем, троллю, как хочу, но Вы меня, пожалуйста, не забанивайте 🙂

  5. Да, интересная биография у автора «Юность с гитарой». Рекомендую почитать мемуарный рассказ «Барон», если это не вымысел, конечно 🙂

  6. Ндаа, «повезло» челу с родоками… Рекомендую почитать мемуарный рассказ «Мать Тереза», если это не вымысел, конечно

  7. Да, как сказал один юморист :»Любите своих внуков, они отомстят Вашим детям!». 🙂
    Читая все это, прихожу к выводу о реальности явления, которое кажется называется «последовательной деградации признаков в генеалогии». Явление, правда, открыли биологи-генетики, или популяционщики, точно не помню названия, так как в биологии я полный профан. Ну это типа, когда каждое последующее поколение в популяции теряет один из положительных признаков предыдущего поколения. Порнорассказы правнучки, опубликованные в открытой печати — это полный амбец! Бедный дедушка в гробу переворачивается!

  8. Я-Лида Игнатова, первый комсорг первого набора историков Я Лидия Игнатова, первый комсорг первого набора историков 1969-1974 г.г.Хочу ответить от лица всех порядочных и интеллигентных выпускников истфака Куйбышевского госуниверситета.
    Я ничего не имела бы против объективной аргументированной критики КуГУ, Но дать отповедь слетникам и хулителям нашей альма матер считаю своим долгом.
    Кто дал Вам право так свободно интерпретировать чужие слова, сказанные в частной беседе, тем более слова людей, ушедших от нас? Не верю. чтобы такой порядочный человек как А.Ерин мог чернить университет, который все таки закончил и чей диплом получил…
    Остаются неудачники, профессоркие дети и внуки, которые в отличие от нас, детей с пролетарских окраин и маленьких городков, преодалевших с разбега огромный конкурс, так и не сумевшие поступить в самое престижное учебное заведение. А учиться надо было лучше!. Это я вам говорю-золотая медалистка. За мной стоял папа-слесарь с 4 ГПЗ и мама-фармацевт…Нас -отличников было каждую сессию 75%!!! Нашим преподавателям и в голову не могло прийти брать деньги или вступать в близкие отношения со студентками, далеко не «крокодилицами».
    И никто из нас так и не «выбился» в чиновники. Более 40 лет своей профессиональной деятельности мы работаем по специальности. Многие «работают» профессорами и доцентами в ВУЗах Самары и области. Да что вы знаете о нас? Ни разу за эти долгие годы мы-живая история КуГу- не были приглашены ни на один юбилей нашего родного университета,
    Мы были нацелены на учебу, на науку. ездили в экспедиции. стройотряды,на конференции, закладывали традиции университета, которые вы, пришедшие после нас, так бездарно утратили.
    Да, университет менялся вместе с обществом. И нам достались не самые сладкие годы. Но всегда мы оставались опорой, монолитом, а не грязной пеной в жизни университета.
    Более 40 лет мы верны нашей дружбе, родившейся в годы нашей университетской юности.
    А вас мне просто жаль.

    • это хорошо, что такие как вы есть, мнения о КГУ должны быть разными, тем более это ваша молодость, только при чем здесь Ерин и истфак — Сан Саныч учился на филфаке, он называл и фамилии тех одногруппников тех кто настучал на него и отправил его на БАМ
      что же касается мнения Демидова вижу что оно оказалось очень болезненным, но факт за кавычками остается и такой факт — до конца 1980 годов попасть в аспирантуру универа по общественным наукам можно было только по направлению ОК КПСС, хотя такая практика была уже отменена в московских вузах

  9. Что тут скажешь… Не повезло кому то. Я поступила на истфак в 1985. Училась первый курс вместе с Матвеевым. Конечно, были такие, кто интересовался, у кого кто протеже, кто кого патронирует, но в целом я благодарна всем преподавателям, многих вспоминаю с благодарностью за их мудрость. Были однокурсники, который воспринимали учебу в университете исключительно как социальный лифт, всячески старались обратить на себя внимание, закрепиться, но вспоминаются другие. До сих пор мы дружим, встречаемся, поддерживаем дрг друга. Если кто-то и стучал, то простим им. Что сейчас не радует, так это семейные кланы среди преподавательского состава. Видимо, рабочие места резервируются сразу на всех: детей, внуков, невесток, зятьев и прочее. Никого не сдвинуть

  10. Елена Римон (Константиновская) .Я поступила в Куйбышевский университет в 1974 году. Когда я там училась, мне очень многое не нравилось. Но потом, через много лет, я оценила разносторонние и прочные знания, которые я там получила. Мне посчастливилось учиться на 1 курсе у Валерия Игоревича Тюпы,. Тогда он только-только защитился и читал у нас курс Введение в литературоведение. Блестяще. С тех пор мы с ним иногда встречаемся — последние годы в интернете… А позже у нас преподавал зарубежную литературу Николай Тимофеевич Рымарь, чудесный человек и очень глубокий и разносторонний специалист.. Огромное влияние на нас оказал преподаватель теории литературы, мой учитель и научный руководитель Вячеслав Игоревич Егоров. Поэтому мне честно сказать не запомнились ни шлюхи-комсомолки, ни преподаватели, крутившие романы со студентками. Мне запомнилось совсем другое. Позже, когда я защищалась в МГУ, преподавала литературу в Куйбышевском пединституте, и потом, когда я репатриировалась в Израиль и преподавала уже в израильских университетах и колледжах — я оценила, насколько серьезно и глубоко относились к своей работе наши преподаватели… Поездив по мире, послушав лекции в разных университетах и на разных конференциях на всех континентах мира (кроме Африки и Южной Америки) я могу с полной уверенностью сказать, что российское филологическое образование — самое разностороннее и самое объемное в мире. Куйбышевский университет в этом отношении, видимо, был не из худших. Конечно, если учесть, что я закончила университете в 1974 году, то вы поймете, что по моей специальности (теоретическая поэтика) знания, которые мы получили в в университете, закончивались примерно на конце 20-х годов. Но уж кто-то, а наши преподаватели в этом, конечно, были не виноваты, виноват был общий ЗАСТОЙ. А преподаватели делали что могли. Они научили меня учиться — и приехав в Израиль в 1987 году, я начала учиться заново, на иврите…. Но я умела учиться, меня этому научили в Куйбышеве. И я всегда поминала свой университет только добром.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s