18 век. Самара — пограничная крепость

Нижняя и Средняя Волга (карта кликабельна в отличном разрешении)

Уже и не помню на каком ресурсе я нашел эти карты Поволжья, но продолжая традицию выкладывать карты нашего края, делаю это с большим удовольствием.

Итак Россия 18 век, время до восстания Пугачева — Яик еще не переименован. Все левобережье Волги на карте испещрено надписями — ост. (остановка). В реальности Российская империя этот берег реки еще полностью не контролирует хотя и считает его своим.

Средняя и Верхняя Волга (карта кликабельна в отличном разрешении)

Стационарные населенные пункты и города начинаются только за пограничной Самаркой — южнее нее обозначена  линия фортификационных сооружений для защиты от набегов кочевников. Границу контролируют казаки (краткую справку об этом периоде в жизни города можно почерпнуть здесь).

Самые крупные, отмеченные населенные пункты на левом берегу Волги в нашем регионе, кроме Самары — Алексеевск, Красносамарск, Бирск (Борское). Прописан и Царев Курган.

Яицкая степь находится не только южнее Самарки, но и между реками Сок и Черемшан — хотя здесь много населенных пунктов.

Правый берег севернее Саратова и Жигули более густонаселенные, южнее Саратова почти пустынная местность.  

другие наблюдения сделают сами читатели

15 responses to “18 век. Самара — пограничная крепость

  1. Игорь, карта, по всей видимости, не 18 века, а периода начала-середины 17 века, на что указывает название «Казанское царство».
    Указание «ост.» обозначает «остров». На Волге обозначение их было необходимым для речных караванов.

    • Саш, первая половина 18 века
      линейная крепость Тоцк была основана в 1736 году по Указу императрицы Анны Иоановны.

      за остров спасибо — так эта карта типа и для лоцманов подходила?

      • Крепости Сергиевск на Соку нет — хотя он в 1703 был основан, по указу Петра

    • Думал что сейчас мало кто хорошо и интересно поддерживает свой блог, но по всей вероятности очень ошибался.. Блог по высшему классу!!!

  2. Вступление к Атласу Российской империи. 1745 год.

    «И так употребляют некоторые в прежнем способе о измерении дорог, вместо мерительной цепи или колеса, такой инструмент, посредством которого не считая можно всегда знать, сколько шагов пройдено. Сим инструментом измеряют вышеупомянутые дальности по шагам, и примечают впрочем при всяком главном повороте дороги компасом ту сторону света, по которой предлежащая дорога идет. Сей способ с прежним во всем сходен, только что у него мера не столь надежна. Такого же состояния есть и тот способ, когда на телеге едучи имеют на одной такую машину, которая обороты колеса одного при той телеге сама считает, и таковым образом вымеривает сколько дороги пройдено, а при том так же повороты компасом примечаются. Ибо через сие и прямолинейного расстояния получить не можно, потому что равные кривизны по дороге находятся, по которым телега ехать должна. »

    Если речь идет не о спидометре на автомобиле, то точно о курвиметре ))) Так что Атлас вполне может быть создан в 19 веке

  3. Игорь, меня интересует излучина Самарской луки. На обеих картах она разной формы. Если вспомнить жигулевскую кругосветку, то от Переволок до Фёдоровки меньше десяти км в гору(точно не помню), а по течению вокруг — 140км. Даже революционеры- подпольщики использовали этот природный горб в своих целях, проводя майёвку.
    На выставленных картах этот перешеек разных размеров. Это видимо допуски и поправки тогдашней топографии.
    Абзац из описания строительства крепости Самара: » В середине XVII в. Волга пробила себе новый путь, ее русло сдвинулось на восток — прямо под городские стены, топография окружающей местности резко изменилась и тогда-то, почти век спустя, в полной мере выявилась фантастическая дальновидность и точность выбора места под крепость!.»

    • Из истории Самары: » В 1639году (летом) после проведения силами гарнизона Самарской крепости соответствующих мероприятий (заузили русло Волги недалеко от Рождествено, где в дальнейшем была построена дамба) образовалась т.н. Самарская перебоина 20 сажен в ширину и 5 сажен глубиной — от Симбирского спуска (ныне Ульяновский) до излучины Самарки. Так Волга «подошла» в Самаре и искуственно из левобережья Волги образовался остров Телячий, который потом Волга размыла на Коровий и Песчаный (Поджабный-Рождественский-Поджабный).

  4. Выходит что излучина получилась в результате запруды, а острова,-после промыва протоками.
    Вся Самарская Лука, — результат работы человека, а не природы?

    • Отнюдь, написанное выше касается только «подвода» Волги к крепости Самара и образованию островов Коровий и Поджабный. Остальные острова имеют чисто природный, чисто «волжский» характер с соответствующим ландшафтом.
      Так что, Самарская Лука — точно не человеческих рук дело. Последние, в основном, только мусорят, вырубают, поджигают, затопляют и т.п.

  5. Значит, эти два острова были стратегически необходимы для Самары, или чтобы, подмытый водой левый берег, стал недоступным для нападающих.

    • Жизненно необходима для развития Самары была Самарская перебоина, по которой проходящие по Волге суда стали подходить к городку, от которого до Волги ранее было 2,5км.
      А уже в дальнейшем остров Поджабный стал нести стратегическое значение, не давая Волге уйти в старое русло (Воложку), которой все-же это удавалось сделать в конце 19в. и в 30-х годах 20в (оставляя Самару без Волги). Именно поэтому мыс острова обложен камнем.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s