130 км — село между Безымянкой и Самарой

Достопримечательность поселка: именной дом, построен из известнякового камня с карьерова, во дворе старая телефонная будка… Павел Купцов ездил до 80 лет на велосипеде, приходил в школу 18, рассказывал, как служил у Чапаева..

Агрогородки. Сегодня эту тему в Самаре пытаются лоббировать Борис Волков («Цыпочка из Обшаровки») и некоторые экологи, связанные с казаками. Делают они уже несколько лет и пока все бесполезно, хотя в Белоруссии уЛукашенко эти агрогородки работают уже с середины 1990 гг. — сегодня в них переманивают специалистов из вставшей с колен России.

тот самый телефон-автомат во дворе

Между тем, Александр Еремкин напоминал на echosamara, что в Самаре (Куйбышеве) подобные поселения существовали при Советской власти: Тепличный, Кряж, Черновский.

винтаж 1 Карьерного переулка

Еще раньше — в 1940-1960 гг. нечто подобное было и на территории современного Железнодорожного района — между Толевым поселком и ул. Партизанской.  На территории поселков Татарский и Алебастровый

виды с карьерной ул.

Об этом воспоминания, которыми поделился с Владимиром Гусевым (один из соавторов «Города на реке Самара») старожил этих мест — дядя Андрей.

Уточняю — речь идет о 1940-1950 годах, когда на месте нынешних ул. Партизанской, Аэродромной, Мяги, Тореза, Революционной еще находился аэродром ОСОВИАХИМ.

контрасты поселка

…в 1948м году, после Армии, дядя Андрей приехал с сослуживцем в Куйбышев. Устроился на 9 ГПЗ, дали место в ощежитии, через год, женился, родилась дочь, — дали 14-метровку в бараке около жд остановки 130км (Толевая).

визу видна Самарка

Задумался о собственном жилье. На заводе выделии уч-к земли в пожизненное пользование и дали ссуду: 20000 тогдашних рублей. От руководства завода написали ходатайство в Пестравский райисполком (на историческую Родину).

винтажная часть

После Великой отечественной войны и сталинских репрессий, в деревнях были пустующие дома, Выделили заброшенный «пятистенок».

пустыри

С товарищами разобрали, пометили и за весну перевезли дом сюда. Сруб поставили на дубовые столбики, проконопатили, покрыли новым тесом.

старая голубятня

Работать приходилось после работы на заводе и редким выходным. Поэтому, «на чёрную» он был готов, только к осени. Очень хотелось, поскорее заехать в свой дом с семьёй…

местные аллеи

Вместе с домом из деревни привёз и корову,- без нее никак. В то время почти в каждом дворе поселка скотину держали. Уже потом,- в 1960-х, запретили, боялись, что ее хлебом кормят .

дрова на баню?

Потом 130 км назвали Толевым и приравняли к городу, Дом доводил до ума, лет десять.
На работу ездили на поезде ( Зеленый паровоз «ИС» с большими красными колесами с четырьмя вагонами), ходил два раза в день,- утром и вечером. Все остановки назывались в «километрах». Не дай Бог, опоздать, тогда с этим было очень строго.

местные дороги

Помнится, скоро пустили электричку, стало полегче добираться.

с землей здесь порядка явно нет

На месте, где сейчас под мостом «Мостоотряд», была свалка Толевого завода. Туда привозили отходы и обрезки рубероида, можно было собирать бесплатно. Рядом в сарае, продавали по-дешевке «некондицию».

дорога на Партизанскую

Для завалинки сами делали кирпичи. Глина из карьеров, опилки с пилорамы (ДОК на 5 кирзаводе). Вместе с коровой месили глину с опилками и потом заливали в формы. Заваленку обшивали кусками толи. Сено для коровы на зиму, косил на Родине и сушил и привозил.

порядка маловато

» …а ещё для души, дядя Андрей голубей любил и любит. Хоть раз в месяц, ездит на птичку, «сизаря» в руках подержать, да с голубятниками потрепаться.

еще винтаж

Голубятня здесь у него, знатная была. Дядя Андрей, и тоскует по той жизни… Как- то раз в воскресенье, с другом-коржатником пошли с утра на «Линдовский» рынок (возле 4 ГПЗ) за зернами конопли. От неё голуби очень высоко и долго летают.

ближе к Авроре новая застройка

Гусев спросил: как это пошли?

Дядя Андрей рассказал:

Самара Малоярославская

— Вверх по ул Мало-Ярославской от Карьерной была асфальтированная дорога, слева Алебастровый завод, мельница и тарная база( сейчас «Фармбокс»), справа — скотобойня(сейчас гаражи «ИнкассБанк», свалка производственных отходов с заводов (Вольво-Центр», «Куйбышев-контейнер»). Дальше просто,
хорошая грунтовая дорога (сейчас территория «Городских кладбищ», — Главная аллея).

малоярославская — старый гараж

Кладбище было заполнено только со стороны Лунной, от могилы Щорса до оврага, т. есть, всего на треть) Эта дорога была ухожена и хорошо освещалась. По ней жители посёлка ходили на трамвай №3. Территория была окопана рвом и по этому периметру обтянута проволокой, чтобы скотина не
заходила.

дорога отмечена примерно

Дорога плавно выходила на «Салтыковку» (улица перед пр. К. Маркса), а там и до рынка рукой подать.

21 responses to “130 км — село между Безымянкой и Самарой

  1. Уважаемый автор! Экскурс в историю самарских окраин очень интересен, особенно в описании «как это было». Но очень хочется поправить пунктуацию… Если читать по расставленным знакам, то смысл теряется полностью…. Вы же не стенгазету пишете…

  2. После Великой отечественной войны и сталинских репрессий, в деревнях были пустующие дома, Выделили заброшенный «пятистенок».

    Так они были пустующие или заброшенные? Определись.)
    Или для тебя журналюшки , измученного нарзаном Сталиным это без разницы? Лишь бы плюнуть…)

    • ты жандармская морда
      научись читать
      эти не мои воспоминания и вообще не мой текст
      так простой народ вспоминает

      • Игорь, я читаю ваш блок с удовольствием, очень интересуюсь старой Самарой, и так сказать «мало изученной». Очень интересно читать про места в которых мы мальчишками в детстве лазили, хотя сам я и молод 30 лет всего. Но в детстве много знакомых и друзей было с Ям, сам же жил в новом доме по улице Тухачевскго 58. Помню забавный случай возле дома по Дачной 41/1 (который выселяли из-за карстовой просадки грунта), когда за домом за ночь гусеничный трактор под землю провалился. В то место потом приезжали бетономешалки и заливали всё бетоном, долгое время это место можно было обнаружить когда по улице трубы от ТЭЦ шли «по воздуху» в этом месте они делали изгиб и была видна бетонированная площадка 3 на 4 метра примерно, сейчас трубы переложили под землю, а дорогу Дачную (участок поворота расширили) возможно площадки и нет уже (не ходил давно там), трактор тогда кстати тоже достали вроде, но как говорили строители которые бетон заливали, под землей там огромные пустоты, возможны были пещеры.
        P.S. И не реагируйте пожалуйста на «троллинг» .

        • Трактор провалился не в карстовые пустоты, а в овраг, забитый навозом и сеном, который десятилетиями вывозился в этот и другие соседние овраги с конюшен артиллерийского полка ( с пр.Масленникова). Орудия раньше возили на битюгах.
          Так что пос.Кузнецова вырос на навозных битюжных оврагах.

          • Саш, конюшни были еще в районе, где потом построили Фармбокс, оттуда тоже могли свозить в Кузнецова

  3. Новые дома выросли на месте старого поселка братьев Кузнецовых, имеющего улицы с названиями, а не на навозных битюжных оврагах. Чего Вы говорите, я сам видел эту, по-своему хорошую, деревушку

    • А Вы поговорите со строителями этого поселка — узнаетен много интересного. Насчет оврагов (откуда они начинаются по направлению к Самарке) — посмотрите старые карты.

      • если точно знать, что Верхние ямы образовались в 1930 гг, а Мещанский поселок был и до революции надо думать, что овраги были примерно в начале 20 века (правда не по всему поселку Кузнецова а только в отдельных местах)
        тогда получается, что с Трубочного завода битюги возили на артиллерийские стрельбища в район современной Ново-Вокзальной в годы I мировой войны

        хотя сам я помню конюшни, где отец брал червей, они еще существовали и в конце 1960 гг., Отец в 1941-1942 гг. 15 летним подростком там работал извозчиком на войну

        навоз с этих конюшен тоже куда то вывозили ….

  4. Причём здесь конский навоз, — и навоз и сено, всё это органика, которая перегнивает и съедается бактериями за короткий срок.
    Доводилось видеть котлованы под строящиеся дома, — глина с известняком.
    Да и кто теперь может знать, куда и сколько возили конского говна… О чём толкуем?

    • насчет органики согласен — тем более навоз, скорее всего, в тех же самых деревнях (Мещанский поселок, Молоканские и Черновские сады) люди на участки растаскивали

  5. Совершенно верно. Потом, лошади свойственно, справлять свои потребности на ходу. Вряд-ли, кучер будет подбирать с дороги и класть себе в телегу, чтобы потом отвезти в посёлок Кузнецовых.

  6. При чем тут овраг навоз и сено. Про карстовые пустоты мне говорили работники ТИСИЗА (вроде они). После того как дом по Дачной 41/1 выселили, вокруг всех близлежайших домов были пробурены скважины, приезжали каждую неделю примерно работники и делали какие то замеры, я мало в этом понимаю брали грунт на пробу и тд тп. Они то нам мальчишкам и сказали что дома построены на карсте и в любой момент вообще могут «поплыть» и где провалился трактор карстовая пустота большая.

  7. Тогда в Мещанском и Молоканах наверное не было газа и возможно зимой, как в деревнях, зимой топились кизяками. Тут без конского навоза не обойтись

  8. Михаил прав. Именно так и было. В то время все интересовались этим домом, обещали даже сломать его, но видимо ни у кого не поднялась рука… Говорили, что был промах геофизиков и, даже кого-то посадили

      • До дня рождения еще дожить нужно — два дня еще.
        С Мещанским работаем — это очень тяжелое дело.
        Времени нет пока…
        Я, кстати, завтра про другой именной дом выложу информацию.
        Дом Мальцева на Бр. Коростелевых, 7 — 2003 года постройки :))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s