Куйбышев столетнего Ильича

И снова слово Евгению Альмяшеву, человеку который открывает наш мегаполис с помощью снимков с американских спутников, снимков сделанных начиная с 1960 годов. Евгений с помощью краудфандинга читателей получил возможность приобретать фотографии Куйбышева разных годов и потом, выбирая конкретный год, он дополнительно расписывает город с помощью периодики — газет того времени. Получается аутентично, информативно и красиво…

Итак слово Евгению:

— В связи с тем, что за последние месяцы наши спутниковые закрома пополнились несколькими новыми датами, есть намерение немножечко в них покопаться. Сегодняшний беглый обзор будет посвящён спутниковому снимку от 31 мая 1970 года. Сразу скажу, что любой из прибывающих снимков, дата которого старше 1972 года, имеет оптическое разрешение до 6 футов. По качеству это заметно хуже относительно снимков 1972 или 1979 г.г., но с этим придётся как-то смириться.

https://postimg.cc/K4tV1rG8

1970 год был годом столетнего юбилея товарища Ленина так что хотя бы вскользь, а начать надо будет с Ильича.

https://postimg.cc/1877kvHJ

Конкретно 31 мая 1970 года, попавшее на воскресенье, было днём открытия футбольного Мундиаля, проходившего в Мексике. По воле жребия, на арене столичного стадиона «Ацтека» в стартовом поединке сошлись сборные Мексики и СССР. Эта игра обошлась без забитых мячей. [Источник приложенных материалов – ресурс Footballinussr . fmbb . ru .]

https://postimg.cc/K4r26ygf

https://postimg.cc/d7yM4MY8

Теперь сосредоточимся сугубо на нашем городе. Со стороны улицы Уральской к левому берегу реки Самары уже протянута автодорога с дамбой. Замечу, что в последний день весны 1970 года вешние воды стояли достаточно высоко.

https://postimg.cc/sMG0RpNz

В мае 1969 года рассчитывали на то, что общий комплекс Южного моста, включающий в себя мосты через реку и через железную дорогу, будет открыт в начале 1971 года. Как известно, реальность окажется более жёсткой – открытие моста через реку состоится только 6 ноября 1974 года.

https://postimg.cc/RqCs0rDX

Одно из самых интересных мест в нашем городе принадлежит району площади Славы. В 1970 году здесь уже имелись Дворец спорта и Госцирк, готовился к пуску дом быта «Горизонт». Что касается самого Монумента Славы, то он торжественно откроется осенью 1971 года.

https://postimg.cc/qgtKwjhp

https://postimg.cc/xkTJzRVD

https://postimg.cc/XGtpt6G4

https://postimg.cc/WDH3Jc7g

Фотозарисовки жилой застройки локации. Узкий квартал между улицами Молодогвардейской и Галактионовской стал местом возведения длинной цепочки домов №№ 209-211-213-215-217 по Молодогвардейской. Многонаселённые дома, рассчитанные на 720 квартир, были окрещены «Шанхаем». На спутниковом снимке можно увидеть его стройплощадку. Два строительных крана, просматривающихся на фотоснимке со стороны улицы Полевой, занимаются именно «Шанхаем».

https://postimg.cc/PNmXdw0m

Следующий спутниковый снимок посвящён IV микрорайону, который замышлялся местом с жилой застройкой, этажность которой будет не ниже девяти. По своей пафосности IV мкр. не сильно уступит «Шанхаю». Несколько лет здесь по Осипенко, 6 находился новорожденный Куйбышевский государственный университет. Впрочем, я хочу уделить больше внимания жилым новостройкам 1970 года.

https://postimg.cc/k6WmM0Yn

https://postimg.cc/CzczV8fc

Застройка IV мкр. начиналась с панельных домов, расположенных боком к улице Осипенко. Этот ракурс обожали с точки зрения «парадных» съёмок.

https://postimg.cc/LYFsVBr8

Некоторые не менее значимые дома «микраша» увидеть сложнее т.к. они запрятаны в его глубь. Естественно, для спутниковых съёмок это не проблема. Так можно увидеть ступенчатый дом по Ново-Садовой, 30, спускающийся к Волге.

https://postimg.cc/3dfJqHP6

Дом по Ново-Садовой, 42 имеет извилистую форму, из-за чего получил прозвище «Интеграл». В отличие от дома № 30, «Интеграл» только-только начал строиться. Его первые секции находились недалеко от дома № 38, который весной 1970 года был заселён работниками ЗиМ. Противоположная нечётная сторона улицы Ново-Садовой была представлена лишь стройплощадкой будущего дома № 25.

https://postimg.cc/hJWgF4MC

Район улиц Советской Армии и Антонова-Овсеенко выглядел из космоса весьма прикольно. Хотя локация энергично застраивалась жилыми домами с середины 60-х годов, а чуть позднее сюда же начали перемещать институты и техникумы, Антонова-Овсеенко целиком ещё не заасфальтировали. Такой же неказистый статус имел и отрезок Советской Армии между Антонова-Овсеенко и проспектом Карла Маркса. Предстояло всё это свести вместе и закольцевать на перекрёстке.

https://postimg.cc/rzFT2PCL

Это внешний вид строящегося Планового института, которое откроется уже в 1971 году.

https://postimg.cc/QKBnx1dc

Это угол улиц Антонова-Овсеенко и Энтузиастов, рядом с которым находился магазин «Автомобили». По сию пору на этом отрезке Антонова-Овсеенко распадается на два раздельных рукава. До тех пор, пока улицу Антонова-Овсеенко не заасфальтировали до конца, этими рукавами как разворотной площадкой пользовались автобусы маршрута № 42.

https://postimg.cc/NypN6py1

https://postimg.cc/k2ywCfvk

Для автобусов маршрута № 30 разворотные площадки были сначала на Вольской, а затем выше Запорожской, в районе автосервиса по Антонова-Овсеенко, 36. В 1970 году можно было доехать не только до автосервиса, но и до нового пункта дислокации Машиностроительного техникума.

https://postimg.cc/XZzfNhGD

https://postimg.cc/hQ9TrtCH

В мае 1970 года началось и асфальтирование отрезка улицы Советской Армии, прилегающего к Плановому институту. Белая полоса в створе Советской Армии вышла на спутнике особенно чётко.

https://postimg.cc/Mf8jv8Wt

X микрорайон, заложенный в северо-восточной части Куйбышева, имел одну общую черту с уже упоминавшимся IV микрорайоном – здесь тоже возводились жилые дома не ниже девяти этажей. В 1970 году здесь уже работало Северное трамвайное депо, а из жилой застройки можно было выделить дома по улицам Вадима Фадеева, 53, 57, 59 и Стара Загора, 72. Фундаментов на районе расчерчено ещё больше, но я выделил те четыре дома, которые дают тень от солнца. Занятно, что здесь же чётко видна площадка будущего кинотеатра «Шипка» хотя строительные процессы на ней начались в зиму 1970-1971 г.г.

https://postimg.cc/zLbL7fv0

Газетные фотозарисовки из X мкр.

https://postimg.cc/jLx4Xzbc

https://postimg.cc/jW7H5cHx

В 1969 году началась прорисовка извилистой части улицы Стара Загора на отрезке между улицей Ново-Вокзальной и проспектом Кирова. Была тогда у нас мода на кольцевые развязки. Очередную такую штуку решили учредить на пересечении Кирова и Стара Загора. Поскольку внутрь этого кольца попадал бывший прямой отрезок проспекта Кирова с зелёными насаждениями по бокам, сочетание кольца с этим импровизированным бульваром смотрелось забавно.

https://postimg.cc/qgj3pSPc

https://postimg.cc/F7ksw6NH

https://postimg.cc/gxvc26w9

Вид улицы Стара Загора в сторону Ново-Вокзальной и вниз к VIII мкр. На дальнем плане строится дом с адресом по Стара Загора, 139.

https://postimg.cc/142y0Kwh

Вид VIII микрорайона со стороны проспекта Кирова. Весной 1970 года первым и единственным девятиэтажным домом, имевшим адрес по этому проспекту, являлся дом № 224 завода «Гидроавтоматика». Он позирует в правой части кадра. На месте нынешнего дома по Кирова, 170 до середины 70-х годов находилась разворотная площадка «пиковых» троллейбусных маршрутов. Первоначально сюда ходили троллейбус № 13 (до прокладки автодороги по Стара Загора) и автобус № 41 (до прокладки автодороги в XV мкр.). Этот «пятак», окружённый частоколом столбов, виден на переднем плане фото. Его создали в конце 50-х годов и он именовался сначала по Второй линии, а затем по шоколадной фабрике «Россия».

https://postimg.cc/mzhGCcrg

Решение о строительстве «Шоколадки» было принято летом 1966, едва ли не одновременно с аналогичным решением о строительстве АвтоВАЗ. Пуск фабрики произошёл в конце 1969 года. Для этого понадобилось немного скорректировать трассу Линдовской железной дороги.

https://postimg.cc/kR8zvWPq

Следующий спутниковый фрагмент посвящён XIII и XIV микрорайонам. В 1970 году XIII мкр. получил персональную остановку ОТ. Его застройка имела визуальные особенности в лице компоновки сдвоенных «хрущёвок.

https://postimg.cc/5QwKC18t

https://postimg.cc/64LzQcN2

https://postimg.cc/yksvbMFF

Границей между XIII и XIV мкр. стала 1-я продольная (нынешняя Георгия Димитрова) улица, которую начали прокладывать в 1970 году. На тот момент времени XIV мкр. считался самым дальним. Именно здесь впервые начали строиться пятиэтажные панельные дома улучшенной планировки, но и старые добрые «хрущёвки» ещё не были забыты. К моменту спутниковых съёмок в XIV мкр. отбрасывали тени дома №№ 31, 33, 41, 43, 49, 51 и 53 по Димитрова.

https://postimg.cc/LnQQgy1L

https://postimg.cc/hz0pDMnJ

https://postimg.cc/w7RLFFrh

2 мая 1970 года «Крылья Советов» впервые провели матч первенства СССР на стадионе «Металлург». Гости из Астрахани были обыграны со счётом 3-0. В ту же весну недалеко от стадиона был сдан новый гимнастический зал.

https://postimg.cc/QB92d2YF

https://postimg.cc/KR4SW377

https://postimg.cc/QKH4f1LH

Ещё одной значимой стройкой металлургов стал заводской санаторий-профилакторий, где можно было лечиться без отрыва от производства.

https://postimg.cc/1g3p0P1z

https://postimg.cc/ykTgL5P3

В начале 70-х годов Куйбышевский авиационный завод перешёл на выпуск гражданских самолётов модели Ту-154, что позволило немного ослабить гриф секретности. В те времена, когда заводчане ваяли сугубо военную продукцию, их предприятие именовали машиностроительным. Соответственно, в 1970 году дворец спорта, строящийся на улице Физкультурной, ещё имел приписку к «машиностроительному заводу».

https://postimg.cc/4Hs4tfjL

https://postimg.cc/gXdryHZH

Соседи авиастроителей с завода «Прогресс» в 1970 году застраивали городской квартал 701, находящийся в границах между улицами Воронежской, Ставропольской, Краснодонской и проспектом Юных Пионеров. На спутниковом фрагменте особенно активно выглядит улица Ставропольская с новыми или строящимися заводскими домами №№ 101, 103, 109 и 111. Кроме того, вдоль этой улицы прокладывается новая трамвайная линия для будущего маршрута № 21, разворотная петля которого была рядом с перекрёстком Кирова и Ставропольской.

https://postimg.cc/gwGPNSgj

https://postimg.cc/cvsDzpGp

Район завода «Металлист» (сиречь «Машстрой») отметился началом жилой застройки, прилегающей непосредственно к территории предприятия. Заводчане возвели дом по улице Промышленности, 299, на фасаде которого есть даже число «1970». Интересно, что свою руку к застройке «Машстроя» приложил новокуйбышевский Стройтрест № 25, который в 1970-1971 выполнял «нулевые» циклы на стройплощадках домов №№ 293, 295, 301, 303 и 309. Все трестовские дома были панельными и их легко отличать от заводских кирпичных домов.

https://postimg.cc/ZBrp4qrV

https://postimg.cc/QHMmkpgD

https://postimg.cc/75FNkdFP

Жилой дом по улице Гагарина, 124 был делом рук стройцеха 9 ГПЗ. Его задумали сделать весьма вычурным – две секции стандартными пятиэтажными, а третью секцию аж двенадцатиэтажной. По ходу строительства первой в истории подшипниковцев «высотки» вылезло немало проблем. Самая нежданная из них заключалась в том, что стрела башенного крана могла поднимать груз не выше десятого этажа, причём выяснилось это не сразу, а в ходе постройки этого самого этажа. Тем не менее, осенью 1971 года дом был сдан в той этажности, которая планировалась изначально.

https://postimg.cc/4KRpMtcm

https://postimg.cc/r0n08tDG

Два заключительных спутниковых фрагмента также относятся к Советскому району. Летом 1970 года была введена в эксплуатацию так называемая соединительная трамвайная линия, которая прошла вдоль улицы Энтузиастов на отрезке между улицами Гагарина и Авроры. К концу года рядом с этой линией открылся и филиал ЦУМ «Самара» на Гагарина, 99.

https://postimg.cc/dZ2b2GGr

https://postimg.cc/62wg9ykQ

https://postimg.cc/DWf1nhCT

Весной 1971 года был образован Железнодорожный район, а до того автостанция «Аврора» относилась к Советскому. Помимо ОТ, на фото наблюдается строительство высотного дома по Авроре, 94.

https://postimg.cc/w3kR2MgQ

На стадионе «Заря» строился спорткорпус, а через дорогу от него завод аэродромного оборудования возвёл дом по улице Футболистов, 2.

https://postimg.cc/SYY5y3Sy

IV микрорайон Чёрновских садов рвался к улице Авроры, что видно по строительству домов №№ 163 и 167 по улице Партизанской. Свободно место и для возведения третьего такого же дома № 165. Удивляет стройплощадка на Южном проезде, на которой уже начат дом № 186. Вроде бы обычный дом на 56 квартир с магазином на первом этаже, но строиться он будет вплоть до 1973 года. Его жителями станут работники комбината стройматериалов – бывшего Киркомбината.

https://postimg.cc/3dgSngWb

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s