Мистика вокруг Кафедрального собора и Толевого поселка

разрушение собора

Каким образом связаны уничтоженный кафедральный собор на площади Куйбышева — и поселок Толевый? Которого в те годы, когда разбирали собор просто не существовало…

Давайте почитаем что пишет Википедия по поводу  собора в его последние годы жизни…

В ходе обновленческого раскола кафедральный собор стал одним из трёх самарских храмов, оказавшихся под управлением обновленческого протоиерея. По воспоминаниям современников, в это время даже на большие праздники в соборе практически не было богомольцев, православные верующие посещали другие храмы города. Сохранявшийся контроль обновленцев над собором привёл к тому, что в 1928 году епископ Александр перенёс свою кафедру в старейший храм Самары — Спасо-Преображенскую церковь, лишив Воскресенский храм соборного статуса.

Немногим больше, чем через год, начался процесс закрытия собора. Сначала 20 декабря 1929 года состоялось собрание рабочих и служащих строительного двора «Промстрой», на котором собравшиеся, в количестве 110 человек, потребовали передать здание собора под клуб строителей. Сохранились листки с второпях написанными фамилиями рабочих. На следующий день состоялось аналогичное собрание на алебастровом заводе. Здесь сбор подписей был более организованным: были подготовлены маленькие листочки бумаги, которые раздали рабочим, каждый из которых, как предполагают историки, под диктовку (так как текст практически совпадает) написал, что он даёт «подписку об отобрании кафедрального собора под клуб Союза строителей», в чём и «подписуется»[32].

Пленум президиума горсовета 2 января 1930 года постановил: «Кафедральный собор передать Союзу строительных рабочих для переоборудования под Дом Культуры Союза строителей». Оставшееся имущество кафедрального собора было перевезено в переданный обновленческой общине «Живая церковь» Покровский храм. 7 января 1930 года краевым отделом Союза строительных рабочих была создана комиссия из семи человек по руководству составлением проекта переоборудования здания под клуб. 15 января комиссия заключила договор с группой инженеров и техников, возглавляемых архитектором П. А. Щербачёвым, сыном последнего архитектора собора Александра Щербачёва, о составлении эскизного проекта преобразования собора под клуб Союза строителей.

25 января 1930 года собор перешёл в арендное пользование крайотделу Союза строительных рабочих, став именоваться «Дворцом культуры». Арендатор был обязан за «свой счёт переоборудовать и видоизменить колокольню, всякие церковные украшения и фигуры, отражающие религиозную обрядность, и произвести внутреннее оборудование под передаваемую цель и закончить это к 1 октября 1930 года». С 6 февраля начались работы по снятию колоколов и крестов, которые потом долго попросту валялись на присоборной площади, смущая православных горожан, так что пришлось обращаться в Госфонд, с просьбой скорее прислать своего представителя, который принимал бы кресты сразу после снятия.

Колокольня являлась самой высокой точкой данного района города, поэтому трест коммунальных предприятий Самары предложил установить в ней бак-расширитель для теплофицируемых участков города. Союз строителей возражал, указывая, что есть предписание оставить колокольню без внутренних изменений как наивысший астрономический пункт, кроме того, массив колокольни у главного купола дал трещину под давлением висевших колоколов, что не позволяло нагружать колокольню.

Споры окончились 22 марта 1930 года, когда в Москве клубно-строительная комиссия при социально-бытовом секторе ЦК сочла проект преобразования здания собора под клуб непригодным, предложив его использовать под склад или архив. 18 апреля 1930 года в Самаре во Дворце труда состоялось итоговое совещание комиссии по рассмотрению проекта переоборудования собора под клуб, в ходе которого П. А. Щербачёв снова пытался отстоять идею перестройки собора в клуб, но безуспешно.

7 мая 1930 года горисполком принял решение:

«Учитывая, что приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки требует огромных средств и что даже при больших затратах невозможно переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем требованиям, и исходя из необходимости быстрого форсирования строительства нового Дома культуры, президиум горсовета постановил:
1. Здание бывшего кафедрального собора разобрать.
2. На месте бывшего собора приступить к строительству нового Дома культуры.
3. Объявить конкурс на составление проекта нового Дома культуры».

Для тех кто плохо знает экономическую историю Самары — рассказываю — алебастровый завод находился на той окраине города, которая потом стала считаться большим Толевым (район улиц Карьерная и Структурная). Толево-рубероидный завод Москва посадила в этой части не просто так — она, видимо, здесь хотела, как бы сегодня сказали, строительный кластер создать.

Однако возвращаясь в нашим баранам: выходит о закрытии собора одними из первых просили люди из нынешнего Толевого, строители с алебастрового завода.

Удивительно это? Ничуть. В городе тогда тяжелой промышленности не было и брали то, что имелось — строителей. Которым не нравился кафедральный собор как собор и которые хотели иметь свой клуб.

Этап превращения храма в клуб и стал промежуточным этапом укрощения общественного мнения Самары и последующего уничтожения собора.

Однако если бы речь шла только о делах минувших — этого поста не появилось бы.

Больше всего мистического обнаружил в этой ситуации, когда РПЦ попросила не так давно передать ей бывший Дворец Культуры Толевого — разрушенное «Знамя» для работы с детьми.

Де-факто  круг замкнулся, сначала — 87 лет назад рабочие с современного Толевого попросили отдать им под клуб бывший собор РПЦ, а теперь РПЦ попросила отдать им бывший клуб Толевого.

Не знаю, но лично меня такие вещи, если понимать, что происходит, вгоняют в ступор. Я не верю в подобные случайные совпадения.

Реклама

3 responses to “Мистика вокруг Кафедрального собора и Толевого поселка

  1. Думаю, что мистики здесь не больше нежели в ипатьевском начале и конце династии Романовых.

  2. Игорь, на сколько достоверны сведения о желании РПЦ приобрести руины клуба Знамя?

    • достоверны, но думаю, что РПЦ будет искать тех кто заплатит за восстановление — Мягкая кровля не в состоянии это сделать

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s