В Самаре появился свой Гомер?

здесь был ЗАТО

Роман нашел фото проходной в тех краях

вид сверху — течение отсюда несло к Поджабному

Историки утверждают, что около 20 городов претендовали на имя родины великого поэта античности Гомера.

По ходу в Самаре теперь тоже несколько районов претендует на то, что действие повести Евгения Морозова «Как росли мальчишки» происходило у них. В качестве одного из аргументов мехзаводовского варианта, например, озвучивается то, что там во время войны был эвакуированный завод, ныне «Салют».

Проблема же заключается в то, что краеведы Самары не знают, что такой же важный завод работал с 1941 года и на окраине Замарской Слободы, рядом с улицей Пирогова в Куйбышевском районе.

Посмотрел, действительно про него никогда и нигде не писали, на городской аллее Славы он не представлен.

Знакомитесь. Бывшая вч 13810 Самара (Куйбышев), 605 ЗАТО — Завод авиационного технического оборудования. Образован в 1941 году. Первоначально как база хранения трофейного военного имущества, до войны на этой площадке находился склад перевалки зерна по реке. Во время войны здесь организована производственная рембаза по ремонту двигателей М-17(всех модификаций), М-34,АШ-62 и АШ-82(всех модификаций) с самолетов-амфибий, Р-5,ЛИ-2,Ан-2,Ил-14,Ми-4.

Самолеты-амфибии приводнялись на р. Татьянку (приток реки Самара), самолеты и вертолеты на аэродром Кряж.

дубы в тех местах

здесь было много лесов

в Волгаре лес кое-где остался

Там двигатели снимались специальной бригадой и перевозились на рембазу. Ремонтировались и они же устанавливались на самолеты. Там же облётывались.

В 1974г ремонт двигателей прекращен и организован выпуск авиационного технологического оборудования (605 ЗАТО)

Командиры завода:

1941-1968 п-к Фишбейн Яков Михайлович

1968-1974 п-к Прасолов Юрий Васильевич

1974-1988 п-к Горюнов Николай Васильевич

с 1988-до ликвидации п-к Алексеенко Павел Васильевич

В настоящее время завод ликвидирован и там находится что-то связанное с ЦСК ВВС.

К слову сказать фотографии дубовых лесов, о которых идет речь в повести, именно в Куйбышевском районе прилегающем к ЗАТО присланы Романом Сараевым, было там и несколько лесничеств.

на заводе

К слову сказать после выхода первого поста про повесть Морозова Владимир Буйволов уточнил мне адрес еще одного неизвестного завода в нашем регионе, располагавшегося в Шигонском районе, немного не доезжая до райцентра. Так и назывался населенный пункт Бумажная фабрика. Рядом стояли 2этажные кипичные дома со всеми удобсвтами для работников завода . Сейчас такого населенного пункта уже нет, он стал улицей Бумажная фабрика в составе села Кушниково. Завод был для военных , а наличие в регионе КИНАПа хорошо срасталось с Бумажной фабрикой. Несколько лет назад в сети можно еще было наткнуться на сайт этой фабрики где рекламировалась ее гражданская продукция, а вообще на ул. Фабричной выпускали какую то особую бумагу возможно с напылением платины для подводных лодок.

14 responses to “В Самаре появился свой Гомер?

  1. Прэкрасно, прэкрасно! )))

    Ну что же, попробуем разобраться. Далее буду излагать мысли касательно этого чудо-предприятия в 1940-х годах.

    1) «Проблема же заключается в то, что краеведы Самары не знают»…

    И немецкая карта Куйбышева 1943 года тоже не знает. Не знает и сборник документов «Военно-промышленный комплекс куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны» (2005 год), не знает о таком заводе и архивный документ «Технико-Экономические положения к генеральному проекту планировки Куйбышева» (1948 год). Гугл всезнающий и тот молчит. И только Игорь Кондратьев владеет сакральным знанием )))

    2) «Посмотрел, действительно про него никогда и нигде не писали, на городской аллее Славы он не представлен».

    Если вы об аллее Трудовой Славы на Безымянки, то для справочки, там представлены только предприятия Кировского, Промышленного и Советского районов.

    3) «605 ЗАТО — Завод авиационного технического оборудования».

    Название со слов местных жителей? Может быть у советское время это был номерное П/Я? Завод откуда-то эвакуировали или организовали на месте?

    В повести говорится, что в поселке живет много эвакуированных. Откуда эвакуировали это предприятие?

    4) Самолеты-амфибии приводнялись на р. Татьянку (приток реки Самара), самолеты и вертолеты на аэродром Кряж.

    Все это тоже в годы войны? Да и остается непонятным, зачем ремонтную базу строить в 7 километрах от аэродрома, когда рядом с ним куча свободной земли. В чем прикол таскать двигатели через весь Куйбышевский район?

    К слову, интересные сведения есть в публичной кадастровой карте. Это строения приписанные к адресу Народная, 9 и годы постройки:
    1953 — деборкадер (так в тексте).
    1960 — компрессорная.
    1965 — проходная.
    1967 — пожарное депо, гараж, трансформаторная подстанция, склад лакокрасок и ещё один склад.
    1974 — котельная и теплица.

    5) 1941-1968 п-к Фишбейн Яков Михайлович
    1968-1974 п-к Прасолов Юрий Васильевич
    1974-1988 п-к Горюнов Николай Васильевич
    с 1988-до ликвидации п-к Алексеенко Павел Васильевич

    естественно ни одного из этих людей Гугл не знает. Видимо очень засекреченные господа )))

    Вывод: из всего написанного можно поверить лишь в то, что там могла быть база хранения трофейного военного имущества. Более ничего серьезного в 1940-х годах, когда собственно разворачиваются действия повести «Как росли мальчишки», там не было.

    Касательно более поздних периодов, поищу в телефонных справочниках 605 ЗАТО, может что и найдется. Но шансов, будем честны, мало. Да и не верится, что о таком «важном» предприятии просто забыли.

    Гораздо интереснее то, что некоторые здания с адресом Народная, 9 — дореволюционная мельница купца Емельяна Шихобалова. Но это, как грицца, другая история )))

    • не, найдется в справочниках это п/я, спрашивать надо там в поселке или у тех кто там работал, мне справку дали те кто работал — военные летчики, техническое обслуживание, да эвакуировали — как ни странно, но говорят, что первоначально из Винницы в Москву, а потом уже в Куйбышев

      кстати, этот завод еще и жилье давал на стошке (ул. Пугаческий тракт) в начале 1990-х, так что обещание построить город — заводское начальство выполнило, там несколько больших восьмиэтажных комфортабельных домов для заводских построено было

      Специально для вас обещали фотографии людей на фоне заводской продукции прислать
      а гуглом в порядке поиска любой информации советую пользоваться, когда постареете до такой степени, что ходить на своих двоих уже не сможете — не надо им оппонентам рот затыкать

      • 1) Допустим я не найду в справочниках. Архивных документов о заводе тоже нэма, или они под грифом секретно до сих пор? Спрошу, пожалуй, в СОГАСПИ, может у них что-нибудь найдется. А ГАСО сейчас, насколько я знаю, готовит сборник посвященный куйбышевским предприятиям в период ВОВ. Думаю им тоже будет интересно узнать о новом оборонном заводе.

        2) Подскажите, пожалуйста, адреса домов по Пугачевскому тракту, который построил завод. Они в районе улицы Егорова или ближе к Кряжу?

        3) По поводу воспоминаний очевидцев в целом. Особенно тех, которые касаются уже далеких времен. Вот воспоминания профессора Юрия Фавстова о параде 1941 года в Куйбышеве:

        «Парад 7 ноября 1941 года я смотрел. На углу Галактионовской и Красноармейской дом был двухэтажный, и вся шпана мелкая, типа меня, на крышу туда забралась. С крыши прекрасно можно было видеть площадь. Мы все с биноклями, естественно. Эпизод врезался в память: скверик дальний, там лошади стояли. И Будённый залезает на лошадь, всё никак, и его подсаживают».

        Буденного в Куйбышеве не было. Был Ворошилов. Но человек помнит Буденного. Как быть? Верить очевидцу безоговорочно?

        Еще раз повторю свою мысль. Я совсем не против существования завода в целом. Но касательно 1940-х годов нет никаких подтверждений, кроме слов очевидцев. Притом работали ли эти очевидцы на заводе в 1940-х годах — большой вопрос. Но документы, они как-то надежнее. А про мое отношение к повести «Как росли мальчишки» вы уже знаете ))

  2. Я там служил с 1987 по 1992 год.Пришел старлейтом,а уволился майором-начальником цеха.Позже будет фото.И люди,которые на фото живы-здоровы.
    Еще жив здоров генерал-майор Фулей Юрий Васильевич-зам командующего ВВС ПриВО по инженерно-авиационной службе в те годы.

    • Сюда наверное ссылка не прикрепится, но Вконтакте есть группа — Пейнтбол Центр ЦСК ВВС *Самара* Активный отдых

      В этой группе фотоальбом — Строительство площадки на Сухой Самарке

      Там фотографии 2014 года с территории завода. Если вы зарегистрированы в этой соцсети, посмотрите, там на нескольких фото запечатлены непосредственно корпуса предприятия.

  3. А адрес,если память не изменяет-Заливная,1
    но на стороне,где кт Прогресс был

  4. Всё верно.Это там. Найдите ещё Татами завод самара. Там фото административного корпуса(корпус штаба) с тыла. В контакте не зарегистрирован.

  5. Ремонт двигателей сначала самолетных,а позднее и вертолетных(АШ-82 стояли на Ми-4,годы производства 1952-1968),начался уже после войны.По словам человека,который приехал туда в 1968году(Доровика Владимира Ефимовича),в 46-47гг туда прислали солдат-механиков ВВС и технических специалистов,которые и организовали там ремонт двигателей.

    • Благодарю за информацию, Владимир!

      1) А корпус штаба это тот, который запечатлен на первом фото в посте (двухэтажный с крупными окнами)?

      2) Завод Татами нашел в ВК, благодарю! Да, адрес Народная, 9 ))
      Только он наверное оттуда уже съехал, сейчас там ритуальщики заправляют. Хотя может быть 2gis чего-то не договаривает.

      3) И подскажите, когда вы застали завод он назывался «605 ЗАТО — Завод авиационного технического оборудования»?

      4) Также Публичная кадастровая карта сообщает, что в годы вашей службы в этой В/Ч были построены следующие строения:

      1988 — ДОУ, гараж, ЭМО.
      1990 — склад № 3, упаковочное отделение.
      1991 — эллинг.

      Не помните как все это строилось/вводилось в эксплуатацию?

      P.S — интересно, тех кто получил квартиры на Ново-Вокзальной сильно огорчались тому, что на службу/работу надо пилить через весь город? ))

  6. Завод домов не строил. Офицерам,рабочим и служащим завода выделялись квартиры,которые строил округ. В доме на МШ и Ново-Вокзальной(33 военный городок),на «стошке» Пугачевский тракт ,17
    В 5ти этажке на краю аэродрома. Дальше и к Егорова-это уже Нефтемашевские дома

  7. К слову, интересные сведения есть в публичной кадастровой карте. Это строения приписанные к адресу Народная, 9 и годы постройки:
    1953 — деборкадер (так в тексте).
    1960 — компрессорная.
    1965 — проходная.
    1967 — пожарное депо, гараж, трансформаторная подстанция, склад лакокрасок и ещё один склад.
    1974 — котельная и теплица.
    Это всё было на предприятии.
    То,что перечислили в последнем посте,было построено(про эллинг не знаю,при мне не было).
    Корпус штаба-2х этажное здание,с крупными окнами.
    Люди,получившие квартиры на МШ не очень то и огорчались-город,всё-таки.Да и автобусы служебные ходили по двум-трём маршрутам.В моём цехе-цех металлообработки,токарный участок работал в две смены и людей после 2й смены развозили по домам.
    Всего на заводе,который официально назывался вч 13810,а 605й ЗАТО Завод авиационного технологического оборудования-это военное,типа секретное наименование,работало от 500до 750 работников. Нас,офицеров,было около 20ти человек.Остальные в
    Завод был хозрасчетным.

  8. Уведомление: Склад военных трофеев, теплица и секретный авиационный завод — история неизвестной мельницы Шихобалова | «Другой город» самарский инте·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s