На краю леса с бандитами. Засамарская Слобода в войну

Куйбышевские писатели были как партизаны, описывая родные места, даже если рассказывали о своих детских приключениях они как бы старались не привязывать их географически к узнаваемым местам на карте города и области. Хотя писали о своих детских похождениях.

Понять их можно, каждый хотел, как минимум российской, а как максимум общесоюзной славы, ну и зачем при этой мотивировке указывать какие-то курмыши на карте Куйбышева, города про который мало кто знал в той же Прибалтике.

Не так давно поэт и литературовед Георгий Квантришвили предложил мне почитать повесть Евгения Морозова, «Как росли мальчишки», написанную в конце 1960 годов и тогда сразу же растиражированную несколькими издательствами.

Прочитал, узнал родную Самару — и реку, и город, понял, что действие происходит в каком-то пригородном поселке, куда в 1941 году эвакуировали какое-то предприятие  из Москвы (эту историю стоит описать особо — про эту интереснейшую контору  краеведы вообще вообще ничего не рассказывали — видимо не знают).

Поселок вполне цивильный, но голода там нет, благодаря двум рекам и лесу, в котором и грибы и ягоды. Лесник, кстати, один из главных гадов в этой повести, он постоянно то ворует, то закладывает, то укрывает дезертира, а еще занимается бизнесом — выращивает бахчи и налево продает лес, который охраняет. Еще рядом с поселком аэродром, с которого на учебных полетах бросают парашютистов и разборка оружия и боеприпасов, привезенных с войны в виде металлолома.

Есть в поселке школа, расположенная в бывшем барском доме (до революции здесь было поместье), своя больница, свои магазины, у директора школы есть даже своя дача.

В общем, необычный для Куйбышева поселок — здесь мысли о еде не занимают все время детей, хотя утащить что-то на бахчах и съесть они не против.

Еще как-то раз их относит в половодье на льдине на остров Поджабный и они живут там несколько дней у костра, пока за ними не приезжает городская милиция, разыскивающая пропавших.

бывшая школа Пирогова 11

Очень интересная книга про военное время в Куйбышеве, каким его видят дети, есть там и бандиты, скорее всего, сбежавшие с ближайшей зоны 6 Кирзавода уголовники, они убили фронтовика работавшего на хлебовозке, потом зарезали его же корову, которая давала молоко для четырех осиротевших детей и скрываются в лесу. Один из них — дезертир и племянник лесника. Это явно не жертвы сталинского ГУЛАГА, они и ребят попавшихся им убить хотели. Потом сюда приезжают солдаты и устраивают облаву на бандитов в лесу.

Все это повторяю происходит внутри одного из внутригородских районов города Куйбышева, хотя дети  не чувствуют себя горожанами, поехать в город для них — это поехать в город, большое дело.

Когда уже дочитал до конца тоже задумался, ну где же все это происходило, приметы хотя бы какие-то.

Сразу полез в немецкую карту Куйбышева времен войны, лесок виден в районе Волгаря и Слободы.

писатель Евгений Морозов рассказал о Куйбышеве, который никто не знает

Потом обратил внимание на название улицы, которое несколько раз использует писатель — Овражная. И тут меня осенило — Игорь Махтев у нас профи по улицам, поинтересовался у него он и подсказал — да, Слобода, ныне улицы Пирогова и Народная. То есть автор использовал вполне реальное название тех лет, потом ее правда переименовали.

Ну, а когда начал гуглить фотографии по этой улице вылетела Пирогова 11, дореволюционное двухэтажное здание. Скорее всего это и есть та самая школа, в которой происходит почти половина действия повести.

Как на машине времени прокатился в тот Куйбышев, который нам вообще не знаком….

23 responses to “На краю леса с бандитами. Засамарская Слобода в войну

  1. Очень бы удивились Колька Грач, Ленька и другие герои этой повести, если бы узнали, что вы прописали их в Куйбышевском районе )))

    Ведь жили то они на другом конце Куйбышеве. Дело в том, что до 1964 года Овражной называлась улица Очаковская на Мехзаводе.
    Да и в конце повести герои вышли по знакомой с детства тропинке к Студеному оврагу и любовались Лысой горой.

    А вообще повесть замечательная, всем рекомендую прочесть!

    • да, повесть замечательная, но жили они там где я написал, во-первых река Самарка, во-вторых нашел людей с этого предприятия — будет продолжение

      • Блажен кто верует…
        Скажите честно, Игорь, а вы повесть то читали? Просто если вас не убеждает в правоте моей версии то, что герои пешком идут в Студеный овраг, тогда не знаю, какие аргументы вам нужны.

        Хотя вот замечательный фрагмент: «Еще бабушка говорила, что нашему лесу нет ни конца ни края. И мы в этом не однажды убеждались».

        Засамарская слободка конечно знаменита своими бескрайними лесами )))))

        Более того, в главе «Точка» описывается место с названием Точка, которую как бы специально заслоняют «глубокие овраги и лес». На описание Красноглинского района это похоже, а вот Куйбышевского — нет. И вообще лес это один из постоянных героев повести.

        Кроме того в ней несколько раз упоминается шоссе. Думаю нет смысла пояснять какое.

        • Андрей, в повести описана река Самарка, которой на Мехзаводе нет, и на льдине от Мехзавода от Поджабного не доплывешь, так что нравится вам верить в свою гипотезу верьте дальше, востину блажен кто верует, я же общался с сотрудниками того предприятия которое там описано, читайте вторую часть и больше сами ногами по городу ходите
          сравните места в Слободе до и после Саратовского вдх, там где сейчас дачи тоже леса кстати были
          вообще же заметил по вашим комментам вы на блог в последнее время заходите исключительно наезжать — это что за манера общения такая?
          я что что-то должен вам и Другому городу что ли?

  2. Остатки Дубовой рощи есть в новом Волгаре, а Татьянка текла до устройства ГЭС в другую сторону — вполне могли уплыть. Лес густой есть и на Коровьем острове- там тоже зеки работали. Разборка военного металлолома была и на стрелке и в районе Красного Кряжка. Старая база вторчемета на пересечении Калининградской и Бакинской. Нужно будет почитать повесть.

    • у меня близкий человек на этом предприятии работал, эта повесть была у него любимой в детстве, когда он узнал, что он там работал — он всю его историю поднял, я все напишу это, но позже

  3. До революции лесников За Самаркой было много: сторожка в заливе реки Самары, 2 удела у Свинухи, 1 удел у Теплого оврага.

    • Где-то встречал что автор описывал поселок на 18 км. Как раз ходили купаться на лесное озеро. Купаться они ходили на Волгу и по течению попали на Поджабный (хотя мне казалось что в Рождествено, где жила бабка Леньки по отцу)

    • А ещё. В Сорокининах хуторах есть улица Овражная. И озёро. И до Лысой горы там рукой подать. Впрочем и до Волги тоже. Вопрос про какой завод шла речь и где мог быть полигон в книге называемый точкой

      • такое ощущение что автор брал несколько районов города чтобы запутать, мне прислали сегодня фото дубовых лесов в Куйбышевском районе

        • Это говорит только о том, что автор поработал на славу — каждый нашел в ней что-то своё, родное и близкое)

          Может все же найдутся ещё живые свидетели этой книги — дети прототипов, внуки и ситуация прояснится

      • Да это может собирательный образ. Автор сознательную жизнь жил на Волжском проспекте.

  4. Уведомление: Склад военных трофеев, теплица и секретный авиационный завод — история неизвестной мельницы Шихобалова | «Другой город» самарский инте·

  5. Жаль, что только сейчас увидел дискуссию, а то бы раньше её прекратил. События происходят на Мехзаводе, в домах по ул. Овражной. Она и сейчас есть, но осталась только по другую сторону МШ. Тётя Настя Ларина — это тётя Настя Лосева, тётя моего отца (вернее, жена брата моей бабушки, мамы отца). Я у них в доме бывал, затем был на похоронах т. Насти году примерно в 83-м. Соответственно, Валька — двоюродная сестра моего отца, она всю жизнь прожила на Мехзаводе. След от топора у неё на всю жизнь остался — сломанный передний зуб. Точка — это полигон порохового завода в районе Козелков. На льдине ребят унесло из Студёного оврага, в книге об этом вполне ясно написано. Если интересно — и про другие события могу прокомментировать — что правда, что не совсем.
    Писатель Е.Майоров прожил не простую жизнь, в конце жизни болел известной русской болезнью, скончался в 1984-м г. У него есть ещё интересные книжки, могу порекомендовать «Вечный огонь клёнов». Там больше художественного, но есть интересная краеведческая информация о пос. Прибрежном — о развитии посёлка в 60-е, высадке саженцев сосны и т.д.

    • старые фотографии этих людей и мест у вас не остались? значит улица и на другой сторону Мш была, где сейчас дачи

        • блин, вот так и верь людям на слово 🙂 а они даже фотографии не сохранили 🙂 как можно старые семейные фотографии потерять

          • Никто ничего не терял. Нищета была полнейшая. Детей шесть или семь человек, отец вернулся с фронта инвалидом, ослеп. Сами приехали из деревни, Пестравского района. Думаю — фотоаппарат первый раз увидели уже взрослыми. Ещё в начале 80-х дом топился дровами (это я уже помню как дрова бабушка и т. Настя пилили), что уж говорить про послевоенные годы.

          • ясно у насти как жизнь сложилась — дети, чем внуки живут?

  6. Странно про дезертира. Значит, писатель опередил Валентина Распутина. Необходимо ввести его в историю литературы ещё и по этому моменту. Есть «Цирк Олимп», известный стране. Пора публиковать там. Чего ждет Георгий?

Оставьте комментарий