Ранняя весна – ранние хлопоты для хлеборобов.
Пообщался с несколькими представителями аграрного бизнеса в разных частях 63 региона и вот что стало понятно.
Запчасти. Люди хорошо подготовили свою сельхозтехнику зимой, смогли достать даже импортные запчасти для тракторов Джон Дир, фирмы – поставщики постарались, где они их брали, по какой цене и как, не интересовался, по нынешним временам это неэтично спрашивать.
С чем связаны другие серьезные проблемы так это с механизаторами, особенно с ними напряженно в крупных хозяйствах. Хотя зарплаты в отличие от оборонных заводов в сельском хозяйстве при ненормированном рабочем дне в 2022 году не поднялись.
Следующая тема для аграриев закупочные цены на сельхозпродукцию, ситуация чем-то похожа на то, что происходило в урожайных 2000-2001 годах, но тогда не было проблем с поставками продовольствия на экспорт.
А на внутренний российский рынок много зерновых и масла не поставишь, он емкий, а перерабатывать тот же подсолнечник по широкой продуктовой линейке у нас пока еще не научились. Даже в Ашане ноу-хау заключается в том, что крупные нежаренные семечки компания Био-пак начала фасовать в Подмосковье, в пакеты по 1 кг.
По закупкам пока же конъюнктура такая – фуражное зерно при себестоимости 8 тыс. за тонну приобретают за 8500, подсолнечник при себестоимости 19,5 т. закупается по 20-21 тыс, хотя на максимуме уходил за 30 тыс. Повторилась история урожая 2021 /2022 года, тогда осенью семечки уходили по 40-50 тыс., а к весне упали до 20-25 тыс.
Проблемы с ценами – особенно остро стоят для перекредитованных хозяйств, которым нужны оборотные деньги для удобрений, ГСМ, средств защиты.
Короче весны самарской аграрии ждут не только с надеждами, но и тревогами. Хотя ранняя весна это, как правило, засушливое лето, а, следовательно, и меньшие расходы.