В молодости, когда я занимался социологией в Куйбышевском инженерно-строительном институте моя лаборатория относилась к кафедре научного коммунизма и поэтому меня неплохо знали и на других кафедрах общественных наук этого вуза. Вообще все эти кафедры понимали, что технические и специальные кафедры не любят обществоведов («только учебное время занимают») и поэтому старались держаться особняком. Исключение делалось только для административных структур – парткома, комитета комсомола, научно-исследовательского отдела, патентного бюро, редакции институтской газеты. Вот там тоже были партнеры – ведь чаще всего секретарем парткома, де-факто вторым человеком в вузе выбирался представитель какой-то кафедры общественных наук. И иногда, когда не было опросов, бывало так, что меня 19 летнего пацана, по просьбе парткома, отправляли проверять какую-нибудь мебельную фабрику по разнарядке Ленинского райкома партии.
Приходил и со мной там занимались большие мужики – обычно все дело ограничивалось документами и агитационными материалами.
Короче отдувался, как самый юный за все кафедры общественных наук, правда в качестве бонуса иногда присутствовал и при любопытных разговорах, особенно после застолий.
Так однажды кафедралы обсуждали поддержанный военными переворот против Берии 1953 года, как он протекал в Куйбышеве.
Наш секретарь парткома Борис Чернышов всегда считался очень информированным человеком – его отец работал в обкоме ВКП (б) еще до войны, сам он был в номенклатуре с 1960 гг., так вот он в разговоре с кем-то рассказывал, как в тот день сменили ведомственный караул в областных Управлениях КГБ, МВД. А еще вроде бы резко усилили охрану штаба ПриВО, вплоть до того, что пулеметчиков за кустами по периметру положили с самого утра… Мужики с других кафедр ему поддакивали. Было это в середине 1980 годов.
Потом тема устранения группы Берии из власти как-то потерялась в памяти, а недавно пересмотрел российский сериал «Жуков», как проходил переворот в Москве и понял, что про нее никогда не рассказывал самый авторитетный ветеран по теме безопасности 63 региона Хумарьян.
Между тем, тогда – 70 лет назад, Куйбышев был стратегически важным узлом для страны и не только потому что здесь штаб одного из военных округов находился…
В общем, ситуация такая складывается – Чернышов, который почти сорок лет назад участвовал в этом обсуждении, хотя физически и жив, но фактически ничего рассказать уже не может. Другие преподаватели общественных наук вуза тоже покинули земную юдоль, советские генералы КГБ, если живы и знали как все проходило, давно оставили нашу область и вообще круг, посвященных в эту спецоперацию был минимальным.
Как показывали на примере происходившего в тот день в Кремле там в основном одни офицеры из числа доверенных участвовали
А самое главное, как армия единожды победила госбезопасность у нас никогда не любили показывать, а тот же фильм про многострадального Маршала Победы сдали в 2012 году – тоже по-своему смутное времечко и забыли жестко отредактировать.