На втором этаже ТРК Гудок размещен громадный фотоколлаж с изображением бывшего Судоремонтного завода Самары и старой бухты, забитой виповскими катерами. Он как бы закрывает пустую арендную площадь, выполняет чисто техническую роль — затыкает дыры.
Зачем здесь в новом и гламурном Торгово-развлекательно комплексе повесили это зловещее напоминание об уничтоженной «промке» Самары, связанной с рекой, непонятно, зато сама увиденная информационная канва сразу задала тему для нашей беседы с писателем Владимиром Казариным, по моему мнению, ведущим экспертом в области речного транспорта Волжского бассейна.
С этим человеком мы встретились в «Гудке» в известном историческом парке и проговорили полчаса, перед федеральной акцией, посвященной 80-летию Сталинградской битвы, формата официальной пресс-конференции нам не понадобилось.
— Владимир Николаевич, как вы думаете, а без Нобелей такой мощный нефтеналивной флот на Волге в начале 20 века бы был?
— Нет, это их заслуга, хотя нефтеналивные суда создавали и другие предприниматели, например, братья Меркурьевы, но Нобели производили качественный флот…
— Сколько перед ликвидацией пароходства Волготанкер там было судов типа река-море, нефтерудовозов?
Я не скажу, для точных цифр надо было Владимира Пермякова спрашивать, а во-вторых недавно звонил в Волготанкер и люди обиделись, когда услышали слово «ликвидация»:
— Какая ликвидация – у нас 20 судов в Самаре.
А, кроме того, нормально трудится пароходство Башволготенкер – в Башкирии своя власть, они не позволили развалить нефтеналивной флот. Даже своя газета у этого пароходства есть. База его видимо в Уфе на реке Белой, где строили одну из последних РЭБ в волжской акватории.
— В книге «На стремнине», написанной в 1995 г. вместе с Владимиром Пермяковым, вы рассказывали про последнюю РЭБ, построенную Волготанкером на Белой – это ведь те места?
— Да, да.
— А Волжская военная флотилия, когда кончилась?
— После Сталинграда уже в 1944 г. а начиналась у нас как отряд учебных катеров.

про отряд канонерских кораблей на Волге и Белой в годы гражданской войны известные авторы (Евгений Фрейберг) писали книги воспоминаний для детей
— Канонерки, которые на Волгу в 1918 году во время начала гражданской войны перегнали для первой Волжской военной флотилии, их обратно на Балтику отправили?
— Да, ладно вам все на иголки пустили…
— В военных парадах на 9 мая при Советах корабли на Волге не участвовали?
— В 1970 годы в Куйбышев приходил пароход Волгарь – доброволец, он и в гражданскую войну участвовал, а потом горьковчане сделали его плавучим музеем.
— А Судоремонтный завод Самары, который появился в начале XX века, в наши дни убит окончательно? Еще какие серьезные предприятия с Волгой связаны?
— Нет, там есть небольшое производство занято 52 человека, руководит бывший начальник Ремонтно-Эксплуатационной Базы Нефтефлота на Сухой Самарке Юрий Хохлов. Там в старом затоне и на ремонт суда стоят, и к списанию какие-то готовят
Еще РЭБ бывшего Нефтефлота временами пытается корабли делать, танкер святой князь Владимир в 2017 году построили.
А вообще загнулось это дело. Странные вещи происходят – несколько лет назад на расширенном совещании Госсовета по речному транспорту Путин говорил: мы углубительные работы на Волге будем возобновлять, обновлять причалы, оснащать новым оборудованием порты, то есть речь шла вроде о возобновлении работы речного флота.
В итоге — у нас в области ломают голову как Самарский речной порт снести и что там построить – Городской дворец бракосочетаний или восемь зданий, стилизованных под национальные матрешки, чтобы весь мир о нас знал… Порт же отправить к вверх по Самарке к Алексеевке, или на Сок (а там причал Сокского карьероуправления), или в Сызрань….
Все это поперек Путина идет, это угробили, это… вместо того чтобы поднять…
Метеоры пароходства в 1990 годы вроде ушли в Китай, часть судов тоже продали…. Путин правит в Кремле, а в стране бардак. Душа уже изболелась за все это.
Я писал книгу о Самарском Речном пароходстве и Речном порте – их же нельзя отделять друг от друга. Меня в нулевых взяли начальником отдела по связям с общественностью порта, а в 2008 г. убрали. За это время книгу начал писать, потом один банк согласился издать ее первую часть, она вышла в феврале 2011 года. Но вторая часть так и лежит ненаписанной – помощи в ее подготовке ни от кого нет.
Окончание следует