Когда придет весна на даче надо отобрать всю раритетную букинистическую литературу по архитектуре, изданную свыше 60 лет назад и подарить Виталию Самогорову – на мой взгляд одному из главных историков градостроительства в Самаре, преподавателю Академии строительства и архитектуры, действующему в рамках СамГТУ.
На проводах Анатолия Синельника, работавшего деканом архитектурного факультета несколько десятилетий, которые проходили в эту субботу в Доме архитекторов послушал выступление Самогорова, который рассказывал, что Анатолий Куприянович под запись давал ему некоторые моменты из истории зодчества в нашем крае и понял, что и здесь наше краеведение пребывает с зияющими белыми пятнами. Причем эта дыра примерно таких же размеров, как и информация о том, каким образом и благодаря кому легендарная качественная куйбышевская водка выходила в 1970 годы в формат международной торговли, на экспорт.
Например, только в Доме архитекторов узнал, как было принято решение об открытии Архитектурного Факультета на базе Куйбышевского инженерно-строительного института.
Было это так – в 1967 году куйбышевское отделение Союза архитекторов (Моргун, Каркарян) попросили Виталия Воротникова (на тот момент председателя облисполкома), об открытии отделения на базе нашего строяка, ректором тогда был Александр Карякин тоже еще та творческая личность, вот и закипела подготовительная работа, которая привела к открытию через 5 лет в 1972 году нового факультета, на который со всей страны начали стекаться молодые перспективные зодчие, иногда из альтернативы карьера в Москве или Куйбышеве выбиравшие Куйбышев. Думаю, эта спецоперация, заточенная под строительство нового автопромовского Тольятти, прошла не без участия первого секретаря обкома Владимира Орлова – ведь именно в те годы наш регион получил такие вузы как госуниверситет, институт культуры, институт путей сообщения – все это резко увеличивало массу академической интеллигенции в полукрестьянском мигрантском Куйбышеве, поднимало планку амбиций и притязаний региона в Союзе.
Там же в Доме архитекторов узнал и еще одну историю, связанную с АФ, как слово архитектура входило в официальное название строительного института. Было это на излете Советской власти в 1988 году и тогда после одного из заседаний ученого совета вуза, Анатолий Синельник предложил секретарю комсомола КуИСИ Владимиру Александрову выйти от лица молодежи с предложением об изменении названия с Куйбышевского инженерно-строительный институт на архитектурно-строительный институт. Конец 1980 годов был разнонаправленным временем, тогда заканчивали строительство корпуса – «свечки» Архитектурного факультета, но одновременно появилось и свободное распределение, когда тем, кто учился с проблемами позволяли самостоятельно искать работу после окончания вуза, следующий шагом была отмена государственного распределения.
Александров прозондировал почву под эту тему, понял, что она получит ход (впереди маячило переименование областного центра и всех госучреждений в нем), а не просто подвиснет, и выступил с такой инициативой, в результате в апреле 1990 года в СССР появился Самарский архитектурно-строительный институт.
Эти люди — архитекторы и по сей день имеют одно из самых сплоченных и сильных профессиональных сообществ в Самаре.
На проводах в Доме архитектора с Анатолием Синельником обратил внимание на тот поток желающих сказать что-то об этом человеке. Он был неиссякаемым. И хотя я помню другие похороны, когда несмотря на большое количество присутствующих желающих говорить о покойных не было, проводы Синельника напомнили мне проводы еще одной легенды нашего города писателя и режиссера Бориса Кожина в 2021 году – там в пространстве Публичной библиотеки сказать пару слов о Борисе Александровиче хотели очень многие.
Конечно это рвалась общая память и конечно это эмоции, которые обуревают людей. А еще это свидетельство принадлежности человека к какому-то крепкому солидарному профессиональному сообществу.
Думаю, что на данный момент в Самаре мы стопроцентно пока еще имеем сильное архитектурное сообщество.
Нечто подобное неформально есть еще у медиков, юристов Самары, а вот у психологов, историков, нашего областного центра такого нет, может потому что нет своего центра типа Дома Архитектора? Хотя нет – вон у журналистов Домжур на Самарской есть, но нормальной работающей организации, не подвязанной только под организацию праздников с чиновниками и редкие тусовки для ветеранов цеха, нет.
При этом, на мой взгляд, среди профессиональных страт Самары нет даже понимания, что им нужно что-то объединяющее их.
Пока заказчиком их услуг в большинстве своем выступает крайне капризное и часто кардинально меняющее свою точку зрения государство ничего подобного и не будет, а те же историки будут выступать в отношении других своих коллег как злейшие конкуренты. Такова объективная реальность российской провинции, места где среди интеллигенции нет общепризнанных лидеров мнений, а есть калифы на час, назначенные на какие-то должности чиновниками.