
Анатолий Синельник
Завтра в 10.00 часов с ним прощаются в самарском Доме Архитекторов на Чапаевской. Любимый декан многих выпускников Куйбышевского инженерно-строительного института. Те кто учились у него на архитектурном факультете воспринимали его личность и черты характера как должное, те кто учились на других факультетах завидовали студентам — архитекторам — иметь такого руководителя…, повезло.
Этот материал про Анатолия Куприяновича Синельника я написал еще в нулевых, потом в 2009 году разместил его на блоге, сейчас поднимаю чтобы нынешние студенты — строители понимали какие люди выводили их вуз на общесоюзный уровень…. Сейчас эти звезды ушли в область легенд и преданий…. Хотя многие еще с нами и активны — Александр Муморцев, друг Синельника с молодости, например, после возвращения из Африки и по сей день работает в Самарском энергетическом колледже.
__________________________________________________________________________________________________________
Одних деканов стараются забыть сразу после защиты диплома, других вспоминают всю жизнь с издевкой. Мол, этому-то бабла, что он «настриг» хватит, чтобы обеспечить себя и внуков.
Из-за старейшины деканского цеха Самары Анатолия Куприяновича Синельника, экс-декана архитектурного факультета люди ругаются и спустя 20 лет после окончания вуза. С теми однокашниками, которые приезжая из дальних краев в Самару на пару дней, забывают заскочить в строительный университет к Куперу. Пожать руку крестному отцу.
Ведь даже в буквальном смысле все что сегодня стоят многие маститые архитекторы, а всего их выпущено около 2500, они обязаны одному человеку. Синельнику. Который не только дал им профессию, но и поставил на ноги как людей. Хотя сегодня о человечности, пожалуй, лучше не вспоминать. Просто по другому воспитывать мальчишек и девчонок, приходивших в вуз за знаниями он не мог. Рожденный в 1939 г., незадолго до Великой войны Купер из того поколения, которое верило, что на смену бойням приходит эра милосердия.

1930 гг. участники лыжного пробега строительного института к А. Микояну
На страшной для всех первокурсников кафедре сопромата Куйбышевского инженерно-строительного института студенты обожали Александра Муморцева и Анатолия Синельника. Двух преподов, выпускников 1961 года. Друзей, близнецов не только по отношению к знаниям, но и к окружающим людям. Которым они могли прощать небольшие слабости. Может причина такой терпимости и в том, что Синельник, и Муморцев в тогда еще полукрестьянском — полупролетарском городе были потомственными интеллигентами? Причем не детишками НКВДшных бонз, косившими под стиляг, а сыновьями инженеров. Занятых в производстве и науке.

1980 гг. 1 мая у строительного института
Тем не менее факт, не входя ни в какие модные тогда тусовки Муморцев и Синельник еще в 1960 гг. умели держать планку. Назвать, которую снобизмом не повернется язык, а вот некоторым аристократизом духа, пожалуй можно. Именно поэтому то, что в октябре 1974 г. 35-летнего Синельника пригласили руководить на недавно открывшийся в КуИСИ архитектурный факультет (1971 г.) смотрелось вполне естественно. Тем более, что появившись в вузе эта престижная ныне специальность тогда приносила больше головной боли, чем почета. Вместо штучной работы по подготовке студентов в ходу была поточная линия. На новый факультет принимали 150 человек, из которых далеко не все доходили до диплома. Специализация проходила на 5 курсе по направлениям: «Жилые и общественные здания», «Градостроительство», «Промышленная архитектура», «Планировка сельских населенных мест».

архитекторы в дизайн-центре ВАЗа
Синельник возглавил факультет, в тот момент, когда требовался рывок. Количества в качество. Больше педагогов, спецов по искусству, программ, ну и наконец создания особой обстановки на факультете. Которая появившись в конце 1970 гг. превратила архитектурный факультет в элитарное образовательное пространство. Подняв как планку всего КуИСИ среди других вузов города, так и поставившее самих архитекторов особняком внутри своего института.
Объясняя метаморфозу благодаря которой наш архитектурный факультет по рейтингу занял третье место в СССР многие говорят, что, к тому времени туда подошли новые кадры, от факультета отделилось сельскохозяйственное строительство. Все это, конечно, так, но запасная столица СССР знает примеры и того как спустя даже десятки лет, так и не смогли по настоящему сложиться коллективы некоторых других вузов.

на презентации архитектурно-строительной энциклопедии
А вот у Синельника было все иначе. С молодым деканом посвежела сама обстановка. Появился осенний капустник «Мисс АФ». Причем смена имиджа происходила незаметно и для самого него. Так, долгое время Анатолий Куприянович любил носить фирменные джинсы «Lee Cooper». Большой дефицит, который, по слухам, в 1970 гг. ему привозили из Ужгорода.

один из лучших брендов
И в то время как в других вузах парткомы долбили студентов за «фирму», на архитектуре сам декан показывал пример. Модного дизайна. Кстати, марка «Lee Cooper», настолько прикипела потом к Синельнику, что стала его визитной карточкой среди студентов. Особенно нравилось народу то, как Купер поправлял джинсы на поясе.
Хотя, как говорят, самому Синельнику за авангардный вид иногда и влетало. И не только за это. Так, однажды в 1980 гг. проверка документации факультета нашла там столько формальных недочетов, что вроде бы встал вопрос о снятии его с руководства, но тут горой за Купера поднялся весь коллектив факультета. Который был за ним как за каменной стеной. И тогда исправлять ошибки попросили того самого человека, который их и нарыл.

первый набор дизайнеров
Всегда не чаяли души в своем батяне студиозы. Люди творческие, во все времена считавшие себя больше чем художники, дизайнеры и зодчие. Вместе взятые. Хотя самых нерадивых он особо не стесняясь в выражениях может припустить, даже поймав на лестнице. Если это надо по делу. А вот в других случаях своих птенцов всегда прикрывал. Например, когда в 1980 гг. их отлавливал за курение там где не положено Валентин Капустин. Преподаватель, а по совместительству штатный борец за здоровый образ жизни — веселая присказка факультета.
В буквальном смысле тащил на диплом Синельник и неформалов факультета. Так, несмотря на все «академы», по причине любви к дискотекам, все же закончил вуз Александр Голубев – потом директор радио «Мегаполис». Стал архитектурным боссом в Тамбовской области Валерий Лопаткин — еще один любитель совместить учебу с приятным отдыхом на «дне», у пивзавода.

гусар и просто архитектор Валера Лопаткин
С напрягом защитился и Дмитрий Смирнов – в нулевых руководитель одной из ведущих дизайнерских компаний региона, издававший межрегиональный архитектурно-строительный журнал «А.С.С. – Проект Волга» pro-volga.ru
Кто кроме небольшого количества блогеров сегодня задумывается о современном образе Самары? А, между тем, это дело не одного дня или десятилетия. Самого же Синельника отношение окружающих к городу потрясло случайно.
Когда он зимой гулял с еще шестилетним сыном (Купер поздний отец). Его Димка слепил снежную крепость, но тут в дело впрягся незнакомый карапуз, лет трех. Своим интеллигентным предкам он заявил, что хочет сломать чужое сооружение.
Архитекторы с таким хамством уже взрослых земляков сталкиваются постоянно. Так, в 1980 гг. модным направлением было строительство детских площадок. Не просто монтаж окрашенных железных сооружений, а сооружение малых форм из дерева и бута, спроектированных самими студентами. Тогда подобная ручная работа украшала дворы Кировского и Промышленного районов, Шанхая по Галактионовской, ГРЭС в переулке Специалистов, набережную по Полевому спуску. Сегодня в большинстве от этих картинок остались руины — горожане постарались. Не стала музеем истории города башня Самарской крепости — деревянный городок, построенный руками архитекторов в Самарском районе.
Перед Новым годом в 1980 гг. годы орлы Синельника во главе с самим деканом строили снежные городки на площади Куйбышева, откуда приходили мокрые до пяток валенок, но довольные. Потом дружно шли пить самогонку на ул. Молодогвардейскую к хлебосольному Алексею Орлову, впоследствии трагически погибшему в должности архитектора одного из сельских районов.

Всеволод Шабанов провел вуз через самые тяжелые годы и сохранил коллектив
Не отказывали в помощи архитекторы другим. Ребята смастерили специальный стенд для госпиталя ветеранов войны, находившегося в те годы на ул. Молодогвардейской. На стенде ветераны отрабатывали упражнения для больных рук. Когда же один раз самого Синельника сильно прихватило студенты донесли его домой на руках. Для батяни все, что хочешь. Тем более, что уважали его и другие факультеты, особенно, когда узнали по организации институтской «Студвесны». Которую он стал курировать в тот момент, когда она резко сдала позиции в КуИСИ. Вообще раньше очень здорово сближала архитекторов сама обстановка, когда все они учились на одном этаже в старом корпусе и ездили на картошку. Тогда сами ребята знали кто и чего стоит как проффи и как человек. Потом принудительную картошку отменили, а в 1988 г. для архитекторов сдали свой корпус — «башню», где теперь у каждого школяра свое рабочее место, закрепленное за ним с первого курса.

перед концом строительный университет возглавлял Михаил Бальзанников
1990 годы здорово перевернули высшее образование. Тот же старый друг Купера — Александр Муморцев ненадолго вернувшись из Мозамбика предпочел уехать обратно на работу в Африку, а вот Синельник в России, хотя уже и не руководит АФ. Правда, именно при нем за на факультете появились новые специализации, пришли молодые педагоги.. Только вот человеческих отношений стало меньше. Пришел век эгоистов. И джинсы Купер снял. Не гламурно это. Хотя сам он по-прежнему бодр и молод духом — а кто из молодых ежедневно отжимается по сто раз и бегает по утрам? Как это делают Синельник и экс-ректор Строительной академии Всеволод Шабанов. А еще книгу Купер написал о градостроительной истории нашего края, которая сразу стала культовой для краеведов и людей, интересующихся Самарой и выдержала несколько изданий, в те годы когда казалось бы народ уже перестал читать серьезную литературу.

первое издание
Большую роль в становлении Архитектурного факультета Самары также сыграли: Виктор Симонов (первый декан АФ), педагоги Борис Ярошенко, Алексей Моргун, Елена Ахмедова, Станислав Федоров, Сергей Малахов, Расим Вальшин, Николай Красько, Игорь Виншу, Татьяна Ребайн, Наталья Сабило, Юрий Бочаров, главный архитектор области К.П. Яковлев,
В посте использованы фотографии из архива автора, музея СамГАСУ, сборника «Нам 70 лет!»
Вот, Игорь, хотелось узнать.
Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. – Самара: ООО НВФ «Сенсоры. Модули. Системы», 2000. – 192 с. Отпечатана в тип. «Офорт».
Всё это чудесно, но что значит запись на форзаце:
«любое использование текста книги возможно только с разрешения Самарской государственной строительно-архитектурной академии»?
Это, наверное, неправильная формулировка. Как же использовать наработки этой книги и ссылаться на этот труд? Вопрос возник давно.
А за очерк, спасибо. Очень интересно.
Павел, это значит только то, что «Офорт» всего лишь типография, напечатавшая эту книгу. Раз на книге есть упоминание об авторских правах академии, значит заказчиком работы была именно она. Все очень просто.
Нет, это понятно.
Но пишу я, например, научную работу, которая далее выйдет в печати (в виде книги), и привожу цитату из Синельника, указывая, естественно, в сносках и в списке литературы его труд. А потом, мне например, говорят: «Вы что не читали, что любое использование — запрещено?».
Как это «любое использование?».
Лично мне эта формулировка непонятна((
Как и любому методисту-историку:))
Академии как юр. лица уже нет 🙂
Анатолий Куприянович сложная и противоречивая фигура, хотя несомненно большой человек. В тех условиях, в которых он создавал и руководил факультетом наверное невозможно было сделать лучше. Пресс, под которым находились творческие инициативные люди, к которым несомненно относится и Синельник не позволяли выходить за рамки советской идеологии.
Когда я учился на факультете у меня было двоякое чувство к нему, с одной стороны он дал возможность закончить институт и работать в этом цеху, с другой — его периодические обобщенные высказывания и угрозы выбивали из колеи и вызывали неприятие.
Легендарный человек! После двух инсультов ездит на горном велосипеде на ровне со студентами! В мой период обучения в унивеситете я еще застал его дэканом АФ..
С Большим уважением отношусь к Анатолию Куприяновичу !
вообще не знаю тех, кто бы не уважал Купера или относился к нему плохо
К сожалению, не все молодое поколение так думает.
Было и другое издание этой книги, которая называлась немного по-другому — «История градостроительства и заселения Самарского края» и которое было осуществлено Самарским Губернским фондом поддержки общественных инициатив в 2003 г.
я видел, оно в твердой обложке выходило
Не то слово, какая сложная и противоречивая фигура! Но он относится к тому самому поколению, которое называли «шестидесятники». В 90-х именно они возглавляли факультеты в институте (потом академии). ПГС — Кузнецов, ПСК — Мамонов, ФГС — Бакрунов, АФ — Синельник, ЭФ — Давиденко. Жаль, кого-то уже нет среди нас! Но они отличаются удивительной бодростью, какой-то молодостью души. Почему-то ни предшественники (загнанные и запуганные, а подчас и сами сталинисты), ни, тем более, последователи (закомплексованные «семидесятники») не дали нам столько людей ярких, свободных людей. И, кстати, свободу эту они в итоге завоевали, а как ушло их время, постарели — так мы и получили то, что получили — куницу зажатую, тоже родом из 70-х…
В свое время Купер может, хотя нет, был легендарным и незаменимым, с эти нельзя поспорить, но вы не видели его последний 10 лет, слово маразм к нему очень близко подошло, может физически он и бодр, но мозг не выдержал такой нагрузки. Как преподаватель он потерян и современные выпускники тер меха не знают вообще если в его группе.
я слышал об этом, мне жаль
но это ничего не меняет в том, что именно Купер почти 30 лет отдал студентам АФ Самары — в них его частичка
Оказывается, в 2010 году вышел в свет объемный труд Анатолия Куприяновича Синельника и Виталия Александровича Самогорова «Архитектура и градостроительство Самары 1920-х — начала 1940-х годов».
Это 478 страниц текста, документов, фотографий, чертежей, планов, проектов, карт. Настоящий подарок как для исследователей и профессионалов, так и для людей, интересующихся историей развития Самары первых пятилеток.
Книга издана тиражом всего лишь 500 экземпляров. Вот бы найти её где-нибудь. Я готов купить или заказать скан за плату.
как интересно, когда такие демократические фигуры как Самогоров пиарятся на смелых, но нереализованных планах Сталина
Ещё интересный материал на ту же тему (как я понял, в книге всё это описано подробно): Проект «Большая Самара», или Куйбышев, который мы не увидим
http://shlomo-shmul.livejournal.com/30024.html
прекрасно помню Анатолия Куприяновича,в то время преподаватель кафедры теоретической механики, он читал нам ТГВ-шникам лекции по тер.меху и по строй. меху.И его любимую поговорку, которую все время он повторял про нас- студентов: Сидит милый на крыльце, с выраженьем на лице, выражает на лице, что сидит он на крыльце.
После окончания института (1976г), с удивлением узнаю, что Синельник- декан архитектурного факультета.
он был любимым деканом нескольких поколений архитекторов, пока не начался капитализм
А до него деканом был Виншу?
нет, он был первым
Первым деканом АФ (1971-1974) был кандидат технических наук, доцент Симонов Виктор Александрович, много лет заведовавший кафедрой начертательной геометрии. Тоже выпускник ФПГС КуИСИ 1961 года.
я в курсе, мы с Мариной друзья в одноклассниках
Я начинал учиться при Симонове, после него за три года три раза сменялись деканы: молодой Синельник, громадный Давиденко и карикатурный Перчиков (самая ненавистная фигура)
По настоящему начинаешь ценить таких людей как Куприяныч спустя годы…..Живой и человечный. Противоречий в нём не наблюдал. Возился с нами оболтусами по отцовски. Мог и приложить словом, но за дело, без обид.
Добрый )) интересуе вопрос) можно ли взять в аренду 1 затон , самарки ? Там где находиться пляж ) а не лодочная станция
Хорошая статья о нашем декане Синельнике. Но в конце статьи — маленькая ложечка дёгтя. Перечисляя важнейших для факультета людей, не упомянули Головина АГ, хотя его вклад в престиж и славу Самарской архитектурной школы просто первостепенен. Именно с его приходом на факультет, когда он возглавил выпускающую кафедру, наш архитектурный завоевал 2-е (не 3-е) место в СССР среди профильных вузов. Надо бы исправить эту несправедливость.
знаете вообще ни о ком не думал кроме Синельника когда писал, чтобы Головина поднимать надо рассказывать о нем неформально, но я его не знаю вообще
Напрасно. «Думать» надо всегда, особенно, когда делаете публичные заявления. Не знать Головина может только тот, кто вообще не имеет отношения к факультету, или вообще не появлялся на занятиях во время «учебы».
флаг вам в руки — пишите не мне, а пишите о головине
и я не публичное лицо, я блогер, у которого друзья учились на АФ, поэтому пишу про то что видел сам, про Крепость и Красько с топором написал практически сразу как завел тот блог, потому что видел его работу сам