У меня с детства с Незнайкой Николая Носова интересные отношения. Дома у нас были «Приключения Незнайки», выпущенные Куйбышевским книжным издательством в 1965 году, а у двоюродного брата, моего ровесника был «Незнайка на Луне» с рисунками Валька. Вот мы и менялись с ним этими книгами, пока он не перерос свою и не отвез ее на дачу, где судьба издания и закончилась. Кстати, о дачах — пока мы с кузеном были совсем мелкими, часто говорил ему, что наш дачный поселок с маленькими домиками очень похож на Цветочный город.
Потом, когда ваш покорный слуга вырос у меня на полках появился не просто Николай Носов и Незнайка, а книги разных издательств и иллюстраторов.
Недавно просматривал четырехтомник Носова (1969-1971 гг.) и обнаружил, что там половина страницы во втором томе порвана.
Ничего страшного подумал, я привык к реставрации своих старых книг.
Решил найти такое же издание, отсканировать страницы и потом вклеить.
Но одно дело план, а другое – его реализация.
Обошел несколько библиотек нигде такого Носова в приличном состоянии не было, сканировать не с чего было.
Тогда вспомнил, как перекручивался с поврежденными обложками антикварных изданий – находил эти картинки в инете, распечатывал их на цветном принтере в точно нужно размере и потом приклеивал. Все идеально получалось. Короче второй том нужного Носова за 1969 год на торрентах нашел в формате пдф. Правда скачать пришлось весь архив о Носове — множество разных книг.
Заодно и изучил биографию и Носова, и Незнайки, раньше до них руки не доходили. Прочитал и был поражен обилием знакомых топонимических названий и ассоциаций.
Итак, оказывается Николай Носов, родился на Украине в 1908 году в городе Ирпень, недалеко от Киева.
А этот самый Ирпень просто близнец нашей самарской Зубчаниновки, он родился точно также – застройщик Северин Сагатовский в 1900 г. выкупил недалеко от Киева землю, разделил на приличные участки и продал их тем киевлянам, у которых были средства строится.
Когда Ирпень вырос как поселок городского типа, то в детстве Николай, который был еще тем проказником, видел перед собой постоянно цветники – его мама очень любила цветы. В истинной любви и тепле память писателя запечатлела беленький домик с двускатной зеленой крышей: три комнаты и веранда. Перед строением — колодец, а чуть дальше — клумба с цветами: настурции, маргаритки, резеда; за клумбой — поляна с полевыми и луговыми цветами, а дальше — молодой березово-ольховый подлесок, где весной благоухают огромные розовые фиалки и грустные ландыши.
Потом, в 6 лет дом и Ирпене пришлось продать и уехать в Киев, когда Николай Носов подрос и было голодное время гражданской войны – он с братом работал на кирпичном заводе в соседнем с Ирпенем городе Буча. Там же в те годы работала и его будущая жена, мать единственного сына Петра.
В 1920-1930 годы у Носова была учеба в Киеве и Москве, работа в столице режиссером, после войны он получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» и как его не просили редакторы, уже знавшие о высокой награде наотрез отказался вставлять туда образ Сталина даже в виде портрета в описываемом учебном классе.

книга на украинском с непривычным Незнайкой
С Незнайкой же вышло так – замыслом об этом герое он поделился в поезде со своим спутником – редактором детского красочного журнала «Барвинок» Богданом Чалым. Носова останавливало то, что редакторы столичных московских детских изданий отказывались брать для печати такого сказочного героя, им были нужны советские пионеры. А вот Чалый загорелся и буквально заставил Носова сесть за работу, поэтому первый Незнайка в 1953-1954 гг. вышел на украинском языке в Киеве, хотя «Барвинок» издавался и распространялся и на русском языке по всему Союзу – в эту редакцию, например, присылала свои рисунки маленькая девочка Надя Осипова из Шенталинского района Куйбышевской области и получала ответы.
Первый украинский образ Незнайки не совсем задался – это не тот привычный мальчишка, которого мы знаем и любим с детства. А вот второй типаж, нарисованный художником Лаптевым хулиганчик в синей шляпе, желтых штанах и померанчевой рубашке стал известен не только в СССР.
По сути дела, свыше 60 лет назад Носов родил нам отечественного Хоббита, пусть и без драконов, но зато с узнаваемыми мальчишками и девчонками
Игорь, спасибо за классный разбор произведений моего любимого писателя из раннего школьного детства Николая Носова! Зачитывался Витей Малеевым, что дома, что в школе.
Еще помню великолепный (по моим детским ощущениям) журнал «Веселые картинки» с незабвенными персонажами, как то: Самоделкин, Гурвинек, Карандаш, тот же Незнайка и прочие человечки.
И конечно ценю Ваши аллюзии, очень актуальные сегодня.