Куйбышевские писатели – удивительные люди, они чаще всего зашифровывали в своих произведениях населенные пункты на Средней Волге. Ты никогда не поймешь, где это происходило, если это не историческая проза. Чтобы угадать где и какое место описано лучше всего было обращаться к ним напрямую. Вот недавно на встрече, на домашней кухне я и спросил Ивана Никульшина – самарского писателя – почему так было? Он сказал, что документальная проза требовала более детального обращения с материалом, а художественное произведение допускает некоторый полет мысли писателя.
После того я спросил мастера рассказать, какие его произведения рассказывают о конкретных, узнаваемых местах в губернии.
Иван Ефимович подумал, а потом назвал один рассказ в сборнике «Родительские праздники», вышедшем в 1984 году. Называется он «Сразу после войны», но описана там Пасха 21 апреля 1946 года в церкви Михаила Архангела, которая находится в селе Малая Малышевка Кинельского района (в рассказе оно носит название Малаховка). Это единственная церковь в этом районе, которая не была закрыта после 1930 года.
Так вот Никульшин описывает приключения мальчишек, которые пошли из села Сосновка, родного для писателя, в Малую Малышевку освящать куличи. В итоге оторвались по полной – залезли на каланчу, случайно ударили в колокол – хотели голубей поймать, да запутались. Сбежали от церковного сторожа, но освятить куличи и яйца не успели и на обратной дороге половину того, что несли съели… Атмосферный рассказ. Особенно с учетом того, что автор рассказывает, как накануне праздника в дом мальчишек забрались воры, увели и тут же зарезали домашнюю скотину – семья была обречена на последующий голод.
Что интересно – был в музее Малой Малышевки – там полно фотографий этой церкви, рассказывается о Никульшине который ездил работать по комсомольской путевке, а главного нет – вот этой детской истории про храм времен голодного апреля 1946 года. Хотя именно их таких правдивых историй и состоит народная история. Правда в Малышевке проходят Никульшинские чтения, может на них разбирают этот маленький шедевр?
И еще – хотя до сбора спасительного в России валежника было еще далеко – целых 75 лет, оказывается население таких сел как Сосновкаво время войны выживало в многом благодаря соседству с лесом, в котором были и пища, и топливо.
Ранее об этом же читал у Николая Морозова, который в повести «Так росли мальчишки» описывал самарский лес между нынешним 18 км и Мехзаводом, теперь прочитал про Мало-Малышевский лес (т.н. Красносамарское лесничество).
Как же оказывается были мудры наши предки, приехавшие в начале XIX века из Рязани в Оренбургскую губернию выбирать себе земли для переселения. Они оказались не только с песочком, но и близи векового бора, в котором можно было спастись от голода в тяжелые времена.
Про Большую каменку есть еще интересная книга. Автор Дорогодченко кажется.