Среднее Поволжье, в котором была одна Самара….

 

Еще раз вернулся к странице Joan Blaeu, Atlas maior (Amsterdam, 1665), самого полного атласа мира, первое издание которого вышло в 1662 (было переиздано фототипическим способом немецким издательством Taschen в 2006 г.).

Уже писал, что данная карта составлена в Европе по картографическим данным собранным в 1634 году Адамом Олеарием (там даже на карте в углу указано его имя). Уверен, что большинство читателей хорошо знает имя этого немецкого путешественника, оставившего первое полное описание народов российского государства.

Так вот — о чем подумал: временной континуум, связанный с Россией в Поволжье. Напоминаю — в это время уже открыта Америка, за два года до этого основан Якутск, Тобольску уже 47 лет. Московия географически как бы расширяется, но насколько она осваивает эти территории после Смуты, когда население центральной части бежало от войны и русских помещиков из центральной части страны на Среднюю Волгу?  На что обращаешь внимание, когда внимательно изучаешь карту – тут еще нет ни Симбирска, ни Сызрани, ни даже Пензы (до их основания еще далеко), зато крепостица Самара – во всей красе, не зря талантливый рисовальщик Олеарий оставил такой подробный рисунок нашего города со стороны реки. Дело в том, что после смуты другие населенные пункты между Казанью и Астраханью были де-факто уничтожены.

Такое ощущение, что мы сегодня не совсем верно понимаем положение той Самары во вновь присоединенном Поволжье 400 лет назад, ведь и правда роль крупного торгово-промышленного капитала, поднявшегося на солеварнях в Усолье для преодоления смуты начала века в Московии в отечественной научной литературе никто еще по-настоящему не описал. Вернее так — солеварни Надея Светешникова почему-то по времени в Самарских летописях отнесли к 40 годам 17 века, хотя они начали функционировать в 1631 году.

Думаю наш край в то время, когда составлялась эта карта, реально выполнял функции Нового света — Америки для Москвы, он поставлял драгоценные ресурсы соль, рыбу. Не зря из-за цены на соль происходили бунты в столице

Что интересно на карте шлезвиг-голштинского путешественника, жившего в Германии в прибрежной зоне, Любек — был королем ганзейских городов, тщательно прорисованы все острова и притоки Волги. На карте пунктуального немца они безымянны, несмотря на размеры, а вот поволжская топонимика несет в себе много тюркского, если мы в 20 веке связывали название Батраки с профессией, то судя по всему в 17 веке это было тюркское слово…

 

19 responses to “Среднее Поволжье, в котором была одна Самара….

  1. Упоминание поселения «Samara» на приведенной карте явно является намеренным новоделом (написано современным шрифтом а фоне прочего старого на карте) и по сути вносит несоответствующую сугубо географической карте информацию, то бишь эдакого фейкового характера, о чем можно утверждать исходя из отсутствия на приведенной карте иных упоминаний каких-либо поселений.

    • об этом я пишу, но о том что поселения между Казанью и Астаханью указывали и авторы Самарской летописи в 1993 голу

      • Жигули — это тоже тюрское имя. В Казахстане это имя одного из кандидатов на выборах. Шах и мат скрепоносцам.

        • Повторюсь, что в топониме «Жигули» из чисто«тюркского» — лишь формант «-ли», указывающий на множественность сущности, которая в этом слове имеет «фин.угор.» основу «жиг» [родственные — «зажигать», «жиган» и т.п]. Соответственно, топоним, имеющий в себе «фин.уг» и «тюрк.» составляющие правильнее охарактеризовать как «булгарский» — «жигули»=[«жига»+формант»-ли»]=»место/местность, где много сожженного/всё сожжено», что полностью соответствует реалиям. Прежнее название «Девичьи/Печенежские горы» сменилось на «Жигули» после битвы Тимур и Тохтамыша (1392г.Р.Х.), по итогам которой войска Тимура полностью опустошили и сожгли все крупные поселения, расположенные на [ноне — Самарской] Луке, относившиеся к булгарскому улусу Золотой Орды. Так что топоним «Жигули» — исторический след катастрофы-насильственного опустошения наших земель пришедшими сюда чужеземными захватчиками.
          Касаемо же казахского имени «Жигули» — это прямое указание на чернявость, сильную смуглость человека. Это близко к слову «жиган», что первоначально означало трубочиста и работника, связанного с сажей.

          • хорошая справка, как следы глобальной катастрофы дожили до наших дней, реально похоже на геноцид

          • Ну, какой геноцид?! Тем более, что тогда и слыхать не слыхивали о этих генах и национальном вопросе в целом.
            Просто принятые военные, то бишь — социо-культурные обычаи конфессиональных конфликтов той эпохи для стороны-захватчика, не ставившего своей целью владеть чужой территорией, а лишь наказать иноверца/отступника от «истинной» веры.

          • я говорю не про этноцид, а именно про геноцид — тотальное очищение территории от населения

          • Ну, да, о тотальном очищении территории от населения можно говорить. Это характерно для гражданских войн, некоторым родом чего было противостояние Тохтамыша и Тимура в рамках целого-единого ментально «евразийского» пространства Империи Чингисхана.
            Стоит признать, что случившееся «очищение территории» на последующие полтора века превратило наши земли в «дикое поле» и стало причиной ее дальнейшего вторичного заселения как башкирскими родами с востока, так и «мордовскими», «татарскими» и «чувашскими родами» с запада и севера-запада.

    • Да я б не сказал, что надпись Samara как-то отличается начертанием от прочих, к тому же гравюры из книги Адама Олеария о путешествии в Московию в 1636 году уже содержали как изображения города, так и его обозначение на карте.
      Во всяком случае, в переизданном в 1727 году «Les voyages du Sieur Adam Olearius» Самара на карте в наличии.

      Вот тут у меня картинки с этих гравюр и ссылка на оцифрованный оригинал:
      honzales.livejournal.com/264417.html

      • Ну, что Вы?! Очень сильно отличается, невооруженным взглядом видно, что это современный комп.шрифт.
        И явная недоработка «новодельщиков»в обозначении на карте лишь одного поселения, в нашем случае «Samara», к тому же размещенного в отличном от других карт месте. Что явно указывает на отношение этих «умельцев» к нонешней Самаре, а более конкретно — тем, кто топит за указанную в этой карте локацию поселения..Тоньше надо и правдоподобнее…))

        • Это не современный и тем более не компьютерный шрифт, таким же шрифтом на этой карте обозначены все крупные поселения — посмотрите на карту целиком, она на геопортале Русского Географического Общества выложена в приличном разрешении и с возможностью увеличения:

          geoportal.rgo.ru/record/1118

          • Еще раз. Содержание приведенной в посте карты имеет исключительно «природные», относящиеся к Волге географические указания (как -то названия рек, возвышенностей и т.п.), обозначенных одним и тем же «старорежимным» шрифтом. За исключением обозначения единственного на приведенной карте топонима — «Samara», выполненного явно другим и современным шрифтом типа «Times New Roman».
            Ну, а то, что на портале РГО выложена карта, содержащая гораздо более поздние включения — это не в первой в практике картографии, где существует весьма значительный пласт откровенно фейковых карт.
            Да что говорить, в самарском Доме туризма есть глобус, где Америки как континента нет. Таки с него можно также сделать копии, «подтверждающие» отсутствие Америки на Земле.

        • Ну и до кучи — у немцев та же сама карта в виде оригинальной гравюры на меди имеется (с той же самой Samara), любой может заказать оттиск с оригинала медного за 600 евров, или репродукцию за 90 евро и убедиться. что это слово Samara гравировано на меди, а не в фотошопе нарисовано:

          http://www.asommer.de/en/karte/nova-et-accurata-wolgae-fluminis-olim-rha-dicti-delineatio-illustrissimo-domino-dno-benedicto-bagge-de-berga/

          • Вот почему-то подумалось, что добавив к 600 евро еще 300, можно будет у немцев получить оттиск с упоминанием «Куйбышев». Ну, а репродукцию с таким названием — за 135 евро. ))
            Особого вранья-то в этом не будет — подумаешь, просто перенос во времени.

  2. Посмотрите на всю карту целиком — города там обозначены шрифтом, отличным от шрифта для обозначения «природных» объектов.
    И Казань, и Астрахань, и Самара, и Саратов напечатаны одним и тем же шрифтом.

    Фейковость этой конкретной карты можно доказать, только предъявив другие оттиски с гравированного оригинала, либо сам оригинал, не имеющие надписей Самара, Астрахань или Казань.

    Однако если удосужиться и поискать другие экземпляры этой карты, легко обнаруживается несколько разных электронных копий разных оригиналов из совершенно различных источников в разных странах, и все они содержат идентичные надписи Samara, хотя раскрашены по-разному и картуши с надписями имеют разные, и даже изданы были в разных местах и в разное время.

    Полагаете, кто-то мог «поправить» все карты в России, Италии, Гарварде?

    Взгляните сами на эти копии:
    https://www.litfund.ru/auction/85/3/

    https://imperiia.omeka.fas.harvard.edu/document/2485?collection=39

    https://www.raremaps.com/gallery/detail/75067/nova-accurata-wolgae-fluminis-olim-rha-dicti-delineatio-blaeu

    https://www.abebooks.com/Nova-Accurata-Wolgae-Fluminis-olim-RHA/30493336185/bd

    • Раскладываю по порядку.
      Изначальный вариант карты однозначно и в принципе имел только географические «природные» обозначения, на что указывает как само название карты, так и существовавшая в Средневековье картографическая практика при составлении ручным способом карт пользоваться одним шрифтом.
      Так как обсуждаемый вариант карты имеет уже типографское происхождение, есть большая вероятность, что в карту внесли изменения для ее актуализации согласно имевшимся в момент ее печати сведениям (на что прямо указывает обозначение топонима «Астрахань», имевшего ранее другие названия, при этом странно, что не обозначен Синбир/Симбир/Симбирск, имевший гораздо бОльший адм.вес относительно той же Самары), кои были осуществлены более простым машинным шрифтом.
      В целом время появления типографской печати ознаменовалось в Европе огромным количеством картографической продукции, содержание которой было весьма далеко от реалий, но соответствовало взглядам инициаторов изготовление подобных карт. И, учитывая вышеизложенное, за прошедшие с того времени несколько веков сведения, содержащиеся в картах, не могут приниматься на веру и подлежат критическому анализу и сопоставлению с другими источниками.
      К тому же в наступившую эпоху IT-технологий в Сети появилось столько фейковой информации, намеренно или по неосторожности вкрапленной в массив вроде бы надежных источников.
      Напоследок замечу, что с «романовских» времен отечественная историография «странным образом» стала опираться именно на копии/списки первоисточников, кои, в свою очередь, сгорали/терялись/уничтожались и т.п. Можно смело назвать картографическую продукцию эдаким старинным, но эффективным методом социальной инженерии, формирующим требуемую информационную картинку у общества или его определенной части.

      • Тоже по пунктам.
        1. Карты, безусловно, корректируются от издания к изданию, так было всегда и так есть сейчас, однако доказательно утверждать, была или нет некая информация на конкретной карте конкретного года издания, невозможно, не подтвердив своё мнение несколькими другими независимыми источниками.
        2. Карта ссылается на путешествие Адама Олеария, описание которого в различных изданиях доступно в различных библиотеках, в том числе в виде цитат в дореволюционных изданиях и в современных сканах. Самара в описании имеет место быть, как и ряд иных топонимов, отраженных на обсуждаемой карте.
        3. Я стараюсь не опираться на пересказы, упоминания, мнения и современные теории, а пытаюсь лично анализировать различные данные из разнообразных источников, различных во времени, в частности — на разнообразные картографические материалы разных эпох, упоминания в описаниях путешествий и т.п.
        4. Я просмотрел достаточно много копий различных старых и старинных карт и глобусов, что бы даже по конфигурации изображенных рек и поселений строить предположения о достоверности тех или иных географических данных и их соответствию общему уровню развития картографии, точности и знанию местности в тот или иной исторический период. Эта карта вполне соответствует уровню аналогичных того же периода, наличие на ней Самары не противоречит другим источникам.
        5. По вышеуказанным причинам этот скан карты и конкретно эту надпись нельзя считать фейком, она вполне соответствует описаниям, оставленным Олеарием.

        • Вот в целом. Никто не ставит под сомнение, что поселение «Samara» в момент изготовления в типографии карты существовало и было известно.
          Заковыка в том, что ее обозначение было нанесено позже составления первичной карты (само собой, на основании письменного описания Олеария), причем нанесено несколько ошибочно — в отдалении от реки Самара, что явно не соответствовало реалиям (как описаниям местоположения поселения, так и существовавшей практике «топоним следует гидрониму, где он располагался).
          Так что, честно говоря, не понимаю Ваш запал, ибо обсуждение (с моей стороны) не о существовании в те времена поселения Самара, а о методологическом моменте рассматриваемой карты.
          Да, стоит отметить особенность письменных источников той эпохи, где намеренно/ненамеренно возникшая неточность (зачастую до уровня откровенного фейка) в дальнейшем масштабируется, проецируется и начинает восприниматься как непреложный факт. При этом многие упоминания в старинных источников реально существовавших тогда топонимов и соционимов — ноне воспринимаются на уровне фейков, чему также способствуют. и применение несоответствующего понятийного аппарата, и явная аберрация близости.

  3. Видите ли, в картах того периода (первая половина XVII века) о точности и относительности расстояний говорить в принципе не приходится, просто потому, что с определением координат, азимутов, высот и расстояний дела обстояли довольно таки плачевно.

    Тем не менее — на многочисленных картах, порожденных Олеарием, Самара расположена вблизи впадения в Волгу рукава «Sin Samar» (примерно где-то рядом сейчас современное русло реки Самары).
    Если учесть, что от оного до впадения в Волгу более полноводного ее рукава — самой Самары (сейчас Сухая Самарка) Олеарий числит около 30 верст, а само русло Волги в те времена текло где-то в районе современной Рождественской Воложки, а как вдоль Волги, так и вдоль Самарки сейчас полно заболотившихся стариц, то я не вижу тут вообще никаких отклонений от реалий, вполне вероятно, что Самарка текла в те времена не совсем под горой, а на некотором от нее отдалении, конфигурация сохранившихся стариц позволяет предположить это.

    Если интересно — то я проводил анализ изменения русла реки Кинель за последние лет 60 на основе сравнения космических снимков с американских спутников-шпионов — вы удивитесь, насколько русло за этот весьма непродолжительный период период «гуляло».

    Вот тот факт, что наши современники, анализируя старые карты, совершенно не принимают во внимание того инструментария и той методологии, которая была в те времена в ходу, и порождает кажущиеся аберрации близости и разрывы шаблонов понятийного аппарата.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s