Почему мир задыхается без удобрений из 63 ру и как их топили … (часть первая)

 

Какой чудовищный пиар выдавали еще недавно конспирологи про Тольяттиазот – мол, с самого начала – это был проект ЦРУ против СССР и РФ.

Нашей стране нужно было попасть в сегодняшнюю ситуацию с санкциями, а всему остальному миру почувствовать свою глобальную зависимость от удобрений из бывшего Советского Союза, чтобы понять, что это не так – не ЦРУ навязал и выиграл от проекта строительства в Тольятти комбината удобрений, а СССР жестко привязал всех к себе. Де-факто и это вылезло только сейчас, когда на Западе начали требовать для российских удобрений статуса гуманитарных товаров, не попадающих под санкции, иначе мир помрет с голода.

Что любопытно еще, так это то, что против Тольяттиазаота еще в 1989 году (до прихода к власти) выступал вождь младореформаторов экономист Егор Гайдар – он называл этот завод частью проекта газового потока СССР – Европа, строительством на котором бездарно промотаны заработанные страной «нефтяные деньги». Он писал о материальных потерях на ведущейся стройке, а потом делал свои масштабные выводы, под стать конспирологам…

Что объединяло таких разных людей как Егор Гайдар и некоторых офицеров тольятинского КГБ в неприятии тольяттинского комбината Плодородия. А именно так называли в 1970 годах будущий Тольяттиазот. Начнем тему с мажорного звучания – о том, как все хорошо в стране Советов, а еще новое предприятие, мол, связывает хозяйственно две братские республики – Россию и Украину. Это писалось в 1980 году….  

 

ТОЛЬЯТТИ: СТРОИТСЯ «КОМБИНАТ ПЛОДОРОДИЯ»

 

Когда подъезжаешь к Тольятти по современной широкой автостраде, ведущей из Куйбышева, неволь­но любуешься панорамой еще одной новостройки. Не­вдалеке, за невысокой полоской молодых елей, в ок­ружающий пейзаж вписывается ажурная вязь конст­рукций, серебристые «глобусы» невообразимых раз­меров и устремленные ввысь колонны-сигары в ярких сигнальных огнях и облаках пара — словно ракеты на старте…

Это новый Тольяттинский азотный завод, сокра­щенно — ТоАЗ. С легкой руки журналистов его еще называют сейчас «комбинатом плодородия».

И это не просто образ. Ведь новое предприятие — крупнейшее в стране, крупнейшее в Европе. В «Ос­новных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых XXV съездом партии, о нем записано: «…создать крупнотоннажное производство аммиака и карбамида в районе г. Толь­ятти». Сооружение предприятия ведется на компен­сационной основе совместно с фирмой промышлен­ника Хаммера (США).

Для коммунистов, всех трудящихся молодого волжского города у Жигулей это было почетное зада­ние. Но и весьма ответственное, если говорить о сложности строительства, его масштабности, специ­фике. Достаточно сказать, что в нынешней пятилетке на комплексе будет освоен объем капитальных вло­жений более чем в миллиард рублей.

Гости города часто задают один и тот же вопрос: «Почему этот завод решено строить в Тольятти?»

Дело в том, что тольяттинцы уже доказали: они способны решать задачи крупного масштаба. Свиде­тельством тому — Волжский автомобильный завод и его «Жигули», принесшие всемирную популярность молодому волжскому городу.

Кроме опыта, который накопил один из крупней­ших в области орденоносный коллектив Куйбышевгидростроя и другие строительные организации, учи­тывались такие факторы, как близость сырьевой ба­зы—оренбургского газа (газопровод Оренбург — Куй­бышев — Тольятти), наличие опытных кадров, вырос­ших на азотно-туковом заводе, расположенном здесь же, в Тольятти.

…В конце 1978 года ТАСС, все центральные газе­ты сообщили о том, что на Тольяттинском азотном за­воде принят в эксплуатацию и дал продукцию первый агрегат аммиака. Это было в субботу, 30 декабря.

Журналистские дороги привели меня вместе с мои­ми коллегами на азотный как раз за день до этого события. Снова и снова ходил по территории завода, приглядывался, вспоминал. Потом присутствовал при подписании акта о приемке первого агрегата, беседо­вал с руководителями Куйбышевгидростроя, Главно­го управления Минмонтажспецстроя СССР в городе Тольятти, разговаривал с хозяевами нового предприя­тия. Все говорили об одном — выдержан первый эк­замен, ибо этот агрегат — только начало.

И, казалось, больше всех доволен был секретарь парткома нового завода Юрий Иванович Ткаченко. «Знаешь, — спрашивал он у меня, — что самое глав­ное в этом событии? — И сам отвечал: — Настроение. Сегодняшний день был очень нужен людям, из кото­рых только-только начал складываться наш коллек­тив. Они получили первую продукцию. Теперь и дру­гие дела пойдут у нас веселее — я-то знаю…»

Ткаченко пришел сюда с азотно-тукового завода, где работал заместителем секретаря парткома. И, ес­тественно, «перетянул» не одного человека, хотя об этом умалчивает. Эти первые коммунисты и комсо­мольцы и составили костяк нового коллектива хи­миков… Вместе со строителями они приближали свою мечту — новый завод.

Да, собственно, так ли уж давно это началось?

Первый ковш земли строители вынули здесь 6 ноября 1974 года. Через день многотиражная газета «Гидро­строитель» вышла с броским заголовком: «Итак, начи­наем строить новый завод — азотный». Уже в этих словах чувствовалось настроение и уверенность в вы­полнении поставленной задачи — ведь сказано не просто строить завод, а строить новый завод, очеред­ной. Потом было много материалов с разными заго­ловками, были целые «летописи» азотного, которые ведут местные газеты, но мне особенно врезался в па­мять этот, первый — своим боевым рабочим настрое­нием.

…Вспоминается многое. И особенно события, ря­дом с которыми ставились слова «впервые в стране», «впервые в мировой практике». Стремясь ускорить возведение комплекса; строители и монтажники вмес­те с учеными искали и применяли новые технические решения. Например, широко использовали доставку из речного порта крупногабаритных узлов без их предварительной разборки. Так был перевезен 300-тонный абсорбер. Всесоюзная ударная сэкономила на этом 90 дней. До этого при строительстве подобных заводов абсорберы доставлялись в разобранном виде.

Потом всех восхитила идея подъема — также в собранном виде — первой колонны синтеза аммиака. Ее вес 450 тонн. А поднял ее в рабочее положе­ние… 250-тонный кран. И это не фантастика. Приме­ненный метод подъема колонны разработали специ­алисты из Гипронефтеспецмонтажа.

Идея заключалась в том, чтобы за счет системы тросов ослабить нагрузку на кран до 230 тонн. И тех­нический проект осуществили простые парни из ком­сомольско-молодежной бригады треста Нефтехиммонтаж Александра Ряполова. Впоследствии Ряполов стал лауреатом премии Ленинского комсомола, ини­циатором соревнования среди юношей и девушек за выполнение заданий по-стахановски —- на 200 и более процентов.

И еще хочется рассказать об одном интересном эк­сперименте. Необходимо было осуществить подъем огромного купола-крыши весом 180 тонн, диаметром 40 метров на склад жидкого аммиака. Собирать по частям — долгая история. На совете наших специа­листов и французских шеф-монтажников была при­нята оригинальная идея. Суть ее состояла в том, что­бы поднять купол-крышу да еще вместе с потолком с помощью… воздуха.

Крышу собрали внизу. Замысел был осуществлен пятью мощными вентиляторами-компрессорами, на­гнетавшими воздух под гигантский купол. И он, как дирижабль, поплыл вверх, на отметку 41 метр, где был закреплен на своем постоянном месте. Подъем занял всего один час. При прежнем методе раздель­ного монтажа на это ушел бы месяц с лишним. Над поднятым куполом затрепетали советский и француз­ский флаги. Они символизировали этот общий успех и доброе взаимопонимание.

Такими буднями жила и живет Всесоюзная удар­ная. И работают здесь Александр Ряполов, поставив­ший на-попа многотонную колонну, его коллега мон­тажник Леонид Алексеев, поднявший «только воз­духом» огромный купол-крышу, бригадир Куйбышевгидростроя Герой Социалистического Труда Николай Робустов, инициатор соревнования за повышение эф­фективности и качества труда, сокращение сроков строительства «комбината плодородия», и тысячи других энтузиастов, советских людей самых разных национальностей.

Среди них я встречал немало парней и девчат с братской Украины. Однажды я познакомился с пол­тавчанином, уроженцем села Ульяновское. Это был Дмитрий Гудзловенко, человек подвижный, прошед­ший не одну стройку: возводил промышленные пред­приятия в Горловке, строил нефтеперерабатывающий завод в Салавате. И вот сейчас — на ТоАЗе. Его опыт очень пригодился. Не нарадуются на своего бригадира руководители треста Нефтехиммонтаж. Работящий, смекалистый.

Бригада новатора не раз выходила с честью из самых сложных ситуаций, которые подносит им эта уникальная стройка. За доблестный труд Гудзловенко награжден орденом «Знак Почета». Сейчас полтав­чанин со своими хлопцами трудится на четвертом аг­регате аммиака. Уже на четвертом…

Что же такое этот «комбинат плодородия», так ска­зать, в целом? За годы десятой пятилетки на Тольяттинском азотном будет построено шесть агрегатов по производству жидкого аммиака — каждый мощ­ностью 450 тысяч тонн продукции в год — и две ус­тановки по производству карбамида общей произво­дительностью 900 тысяч тонн удобрений в год.

Вдумаемся в эти цифры, сравним с подобными предприятиями, уже действующими. Это, по существу, восемь заводов, ибо по мощности и производитель­ности каждый агрегат равен заводу. Так, первый аг­регат — это 184 единицы технологического оборудо­вания общим весом около 1 тысяч тонн, почти тыся­ча трубных линий, сотни километров электрического и контрольного кабеля…

Агрегаты аммиака будут работать на самом де­шевом сырье — природном оренбургском газе. Из ко­лонны синтеза жидкий аммиак пойдет в цех транс­портировки продукции. Часть его поступит для про­изводства карбамида.

Оборудование агрегатов карбамида поставляется на компенсационной основе из Италии. На сооруже­ние комплекса карбамида будет затрачено около 100 миллионов рублей, которые окупятся в короткое время. Дело в том, что ежегодная прибыль от реали­зации этих удобрений составит более 35 миллионов рублей. Производительность труда по сравнению со среднеотраслевой в ныне действующих цехах других предприятий увеличится в 2,5 раза, а себестоимость снизится на 25 процентов.

На аммиаке и карбамиде достигается высокая сте­пень механизации и автоматизации. Так, агрегат по производству аммиака обслуживает смена в 43 чело­века.

Ну а как же будет доставляться такое огромное количество удобрений на колхозные и совхозные по­ля? Эта проблема тоже решается оригинально и комп­лексно. Полным ходом строится трансконтинентальный аммиакопровод Тольятти — Одесса, который протянется на 2 420 километров. Жидкий аммиак бу­дет транспортироваться с помощью насосных станций, сооружаемых на территории многих областей РСФСР и Украины. Конечный пункт — строящийся Григорь­евский порт близ Одессы. На трассе будет построено 30 раздаточных станций, откуда удобрения пойдут в колхозы и совхозы областей, прилегающих к «трассе Плодородия». В один час по аммиакопроводу пройдет до 500 тонн продукции.

Подобного сооружения мировая практика не зна­ла. Достаточно сказать, что трасса пересечет 118 больших и малых рек, в том числе такие, как Самара, Волга, Дон,, Днепр, Северный Донец… Многие под­водные и воздушные переходы уже выполнены, Сей­час решается очередная трудная задача — подводный переброс аммиакопровода по дну Волги в районе Панйно Саратовской области.

Управление трассой будет осуществляться с по­мощью электронно-вычислительных машин из Тольят­ти и Одессы. О масштабах этого сооружения говорит тот факт, что создано специальное производственное объединение Трансаммиак, находящееся в Тольятти.

Всесоюзная ударная дала жизнь еще одной ново­стройке — крупному заводу Азотзапчасть, который возводится также в Тольятти. Он будет обслуживать не только Тольяттинский азотный и аммиакопровод, но и другие предприятия отрасли.

…Благодатны, живительны для земли «гранулы плодородия». Очень скоро новый поток их устремит­ся от седых Жигулей на тысячи верст, щедро одари­вая «витаминами» хлебные поля нашей Родины.

ВИКТОР БОГДАНОВ г. Куйбышев

Продолжение следует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s