У истоков Опытно-Конструкторского Бюро-2 (часть вторая)

 

Воспоминания Михаила Наумовича Карпилова

 

 

В начале 1959 года большая группа конструкторов и расчетчиков ОКБ Кузнецова (в их числе и я) была направлена в Москву для учебы, разработки и проектирования нового двигателя – как выяснилось уже в Москве, двигателя для первой ступени межконтинентальной ракеты «ГР-1».

Работа шла с участием московских научных институтов, а также в тесном контакте с ОКБ С.П. Королева. В поисках оптимального варианта рассматривались различные схемы двигателей. В частности, я занимался проектированием камеры сгорания с шарообразной головкой (но этот вариант в дело не пошел). Руководил всей работой первый заместитель Генерального конструктора Михаил Афанасьевич Кузьмин. Большое внимание уделял этой работе и сам Николай Дмитриевич.

Работа продолжалась все лето, причем в очень напряженном режиме. В результате уже в конце 1959 года документация на камеру сгорания двигателя 8Д517 была передана на завод им. Фрунзе, который был определен головным заводом по серийному производству. Одновременно с документацией появился на заводе и я, как ведущий конструктор по серийному производству.

С легкой руки Георгия Захаровича Зарова, который в то время был начальником ОКБ-24 (п/я 148), у меня появились  две замечательные помощницы – Нина Пчелинцева и Вика Соколова. Вот мы трое и были у истоков ОКБ-2.

С передачей на серийные заводы документации по остальным узлам и агрегатам двигателя (ТНА, газогенератор, автоматика, комплектующие сборки) наша «тройка» росла и превратилась в группу сопровождения серийного производства, руководителем которой был я. Шел интенсивный рост коллектива, который комплектовался частично из работников моторного завода и завода им. Фрунзе, но, в основном, пополнялся молодыми специалистами – выпускниками КуАИ и авиационного техникума (1958 – 1963 г.г. выпуска). Были организованы соответствующие бригады. Первыми бригадирами были:

  • Черкасов Владимир Иванович – бригада сборки;
  • Дорфман Исаак Григорьевич – бригада ТНА (в составе бригады – Силаев Борис Михайлович, ныне – профессор СГАУ);
  • Фрейдин Эдуард Израилевич – бригада камеры сгорания (в составе бригады – Гончаренко Алексей Васильевич, ныне начальник бригады СКБМ);
  • Маман Юрий Сергеевич, затем, Балаклеец Иван Иванович и, впоследствии, Ладзин Юлий Степанович – бригада газогенератора (располагалась на Мехзаводе);
  • Резчиков Евгений Романович, затем Макалов Владимир Федорович и, впоследствии, Дорофеев Николай Дмитриевич – бригада трубопроводов и арматуры;
  • Соколова (Маман) Виктория Владимировна – техсектор (группа изменений).

Во второй половине 1960 года в Головном ОКБ Н.Д. Кузнецова началась эскизная проработка двигателей для «лунного» корабля – ракетного комплекса «Н-1». Параллельно с доводкой двигателей 8Д517 и 8Д718 велись работы по проектированию двигателей для первой и второй ступеней «Н-1». С расширением тематики ЖРД для этих работ в Головном ОКБ выделили самостоятельное ОКБ-2. Начальником ОКБ-2 был назначен заместитель Генерального конструктора Орлов В.Н.

Расширение работ потребовало также организационных мероприятий по совершенствованию конструкторского сопровождения серийного производства. Эти мероприятия как раз и были сформулированы в упоминавшемся выше приказе №323, изданном по инициативе Н.Д. Кузнецова. В соответствии с приказом группа сопровождения была реорганизована в филиал ОКБ п/я 78 при серийном заводе им. Фрунзе.

К этому времени уже были образованы новые бригады:

  • бригада агрегатов автоматики и регулирования, начальник – Затуловский Ефим Вениаминович;
  • бригада испытаний, начальник – Саблин Валентин Павлович (в составе бригады – ведущий инженер Синотин Игорь Сергеевич, ныне – ведущий конструктор СКБМ);
  • бригада термодинамики, начальник – Пак Владимир Данилович;
  • бригада кооперированных узлов и агрегатов, начальник – Новицкий Лев Александрович;
  • бригада общей документации и гарантий, начальник – Кабанов Виктор Михайлович (в составе бригады Лысова Анна Николаевна, впоследствии – начальник планового отдела СКБМ).

В марте 1963 года филиал ОКБ п/я 78 насчитывал уже 236 человек. Руководили ОКБ в то время:

Главный конструктор – Дондуков Н.А.

Начальник ОКБ – Карпилов М.Н.

Ведущий конструктор – Степанов Н.И.

Кроме сопровождения серийного производства двигателей 8Д517, 8Д717 и 8Д718, филиалу была поручена работа по созданию двигателей третьей и четвертой ступеней ракетного комплекса «Н-1» – двигатели 11Д53 и 11Д59 (в варианте многократного применения НК-31 и НК-39). Ведущими конструкторами этих двигателей стали Черкасов Владимир Иванович и Синотин Игорь Сергеевич.

На заводе «Металлист», где было размещено серийное производство камер сгорания, в соответствии с приказом, был организован (на базе действующих там бригад ОКБ) самостоятельный филиал ОКБ п/я 78. Начальником этого филиала был назначен заместитель Главного конструктора Николай Григорьевич Трофимов.

В январе 1964 года филиалы ОКБ п/я 78 при заводах им. Фрунзе и «Металлист» были реорганизованы в ОКБ-2 ККБМ (п/я 148). Н.А. Дондуков был назначен заместителем Главного конструктора по ЖРД, Н.Г. Трофимов был назначен начальником ОКБ-2 ККБМ, а все работники филиала ОКБ п/я 78 переведены в ОКБ-2 (п/я 148).

После ухода М.Р. Флисского на пенсию Н.А. Дондуков стал Главным конструктором ККБМ, а Н.Г. Трофимов – заместителем Главного конструктора.

Двигатели 8Д717 и 8Д718 (НК-9 и НК-9В) в 1963-1964 г.г. производились уже серийно. В 1964 году в связи с тем, что ракета ГР-1 была снята с производства, работы по этим двигателям были прекращены.

После проведения межведомственных испытаний в 1967 году работы по созданию и доводке двигателей 11Д53 и 11Д59 (третьей и четвертой ступеней «Н-1») были закончены. До летных испытаний этих двигателей дело не дошло по независящим от техники причинам.

One response to “У истоков Опытно-Конструкторского Бюро-2 (часть вторая)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s