У истоков Опытно-Конструкторского Бюро-2 (часть первая)

 

та самая ЛЭП на завод дает точные сведения

Тут некоторые очень официальные лица говорят, про перезапуск авиационного завода, так вот как известно по Зубчаниновке идут высоковольтные ЛЭП, раньше они считались очень опасными для жителей прилегающих районов – давали статистику по онкологии, недавно спросил у людей, проживающих рядом: не боитесь таких соседства?

На что мне рассказали, что приглашали за деньги службы измеряющие такие сети, так вот выяснилось, что ЛЭП идущая как раз на авиационный завод несет 10% от прежней нагрузки.

Производство так слегка трепыхается, но не более.

А еще жители поселка Управленческий в Самаре пожаловались мне  — летом прошлого года в день 110-летия академика Николая Кузнецова никто из чиновников не удосужился провести торжественный митинг на Управе, месте где он работал (прошло только небольшое мероприятие для детей, организованное неравнодушными педагогами в библиотеке №35).

Правда чиновники для галочки сделали какой-то флеш-моб в центре Самары, где люди даже не поняли, что это было такое.

Короче, сейчас, когда в самарской медийке начались какие-то разговоры о якобы планируемом возрождении отечественного авиапрома люди хотят воспользовавшись этим поводом хотя бы напомнить о том, как работали наши ученые и практики 30-60 лет назад, разрабатывая двигатели, которые до сих пор кое-где служат экономике России.

Родные Михаила Карпилова – одного из близких к Кузнецову ученых передали мне для публикации его мемуары, написанные в 2002 году. Они говорят, что, к великому сожалению, нынешние работники ПАО «Кузнецов» даже не помнят о таких людях как Дондуков, Трофимов и др. В ролике о предприятии «Кузнецов», по их мнению, нет даже упоминания о СКБМ.

Да, что говорить, даже память о Н.Д. Кузнецове теперь формальна…

Воспоминания Михаила Наумовича Карпилова

16 октября 1962 года вышел приказ Председателя Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике № 323 о создании на территории организации п/я 32 (завод им. Фрунзе) филиала ОКБ п/я 78 (моторного завода №2).

Задачей филиала являлось конструкторское сопровождение производства специзделий (ЖРД) разработки ОКБ Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова на серийных заводах п/я 32, п/я 211, п/я 82, п/я 608, п/я 160 Средне-Волжского совнархоза, участвовавших в кооперации по изготовлению двигателей. Организация работы филиала была оговорена «Положением» от 21 января 1963 г., утвержденного Генеральным конструктором.

Начальником филиала ОКБ п/я 78 был назначен Заместитель Генерального конструктора Николай Александрович Дондуков.

А началось все с конфликта между Сергеем Павловичем Королевым (ракетчиком) и Валентином Петровичем Глушко (двигателистом). Спор у них возник в связи с тем, что они разошлись во мнениях о перспективах развития ЖРД. С. П. Королеву для освоения Луны нужны были двигатели с высоким удельным импульсом. Это могло быть обеспечено только применением кислорода и замкнутой схемы (с дожиганием газогенераторного газа). В.П. Глушко же считал кислород неперспективным. Тогда С.П. Королев стал искать среди авиационных конструкторов того, кто мог бы взяться за такую работу. Андрей Николаевич Туполев посоветовал ему обратиться в Куйбышев: «Есть там молодой талантливый конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов, он любитель всего нового, да и коллектив у него крепкий, молодой…»

С.П. Королев и Н.Д. Кузнецов быстро нашли общий язык. В конце 1958 года все было обговорено и решено в верхах. Н.Д. Кузнецов получил задание на разработку таких двигателей.

Свой подход к этой работе Николай Дмитриевич сформулировал так: «Если мы беремся за проектирование и доводку ЖРД, то нет смысла повторять старое, сделанное другими, нужно всегда брать прогрессивную работу, которая позволяет сделать шаг вперед, иначе мы будем плестись в хвосте. Я считаю, что нужно смело идти на замкнутую схему, какой бы трудной она не оказалась. Нечего бояться трудностей – в их преодолении наша жизнь!»

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s