Тревожный октябрь 1941 года. Бои под Москвой. В фонд обороны Куйбышевской жители области сдают шарфы, пиджаки, фуфайки, наволочки, рубашки, и нижнее белье — кальсоны, носки, не массово сдают, а поштучно — сколько наскребут в своем хозяйстве.
Именно тогда в октябре 1941 года в селах Старый Буян, Борском, Екатериновке, Тимашево открывают детские дома, в селах Елшанка, Малый Толкай, Жигулях интернаты для детей, эвакуированных из Москвы. Не во всех новых детских учреждениях закончен ремонт и созданы нормальные бытовые условия, зато все они укомплектованы кадрами и имеют подсобные хозяйства.
Зато вовсю кипит ремонт в Куйбышеве в помещениях на ул. Галактионовской 141, переданных под размещение Наркомата иностранных дел, рванувшего в запасную столицу из Москвы в середине октября. Причем сначала на Среднюю Волгу отправили архив наркомата, а чуть попозже и чиновники прибыли. Их отправили 16 октября, в день когда в столице началась массовая паника по поводу приближения немцев.
Открыл известную книгу помощника Молотова и переводчика Сталина Валентина Бережкова «Страницы дипломатической истории» и читаю про наш город:
В Куйбышеве Наркоминделу было предоставлено здание (на Галактионовской 141 – ИК), где раньше помещался техникум. Жилье получили в доме поблизости — в помещении какого-то ликвидированного учреждения. И в том и в другом здании еще продолжался ремонт. Но мы все же разместились. Поначалу особенно было трудно без телефонов.
Название техникума Бережков в своей книге не вспомнил, на самом деле наркомат иностранных дел получил и сразу же начал ремонт здания Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. Не думаю, что на Галактионовской 141 была такая острая необходимость в этом ремонте – оно было перестроено (надстроено на 2 этажа) незадолго до этого. И, скорее всего, его просто бы не сдали если там были серьезные проблемы с состоянием помещения. Сначала подумал, что это была обычная мидовская практика – пускать пыль в глаза иностранцам, а потом подумал, что там стены «жучками» нашпиговывали на прослушку, значения не имело даже то чрезвычайное положение, в котором находилась страна в это время, а квалифицированные строители в то время остро требовались на заводах авиационного профиля на Безымянке.
В Куйбышеве Бережков пробыл до 9 ноября, а потом его отозвали для работы в Москву к Молотову. Так что в Куйбышеве главных мидовских лиц не было, «ремонт» делали не под них. Работой наркомата на Средней Волге руководил небезызвестный всем Вышинский.
После войны здание на Галактионовской передадут Дому политического просвещения, там будет размещаться вечерняя школа марксизма –ленинизма, а в 1970 годах за него развернется целая баталия, когда обком КПСС построит себе новый ДПП в Студенческом переулке. Думаю, что подслушивающую аппаратуру из стен вытащили сразу после войны.
После войны там размещалась партийная школа. а ДПП это конец 60-х