Каким увидели американцы утонувший Куйбышев в 1979 году

май 1979 я запомнил почему-то по запаху хозяйственного мыла

Соавтор блога Женя Альмяшев прежде чем писать про 1979 год, поинтересовался, что ты про наводнение того года помнишь? Я честно ответил, что девушка у меня тогда на ул. Полевой рядом с Волгой жила, поэтому как река залила набережную помню очень хорошо, тогда в той части города особенно не разгуляешься… И толпы людей приезжали в центр полюбоваться сильным паводком.

Вот так и получается, что неформально нашу жизнь пишут стихийные бедствия и девушки, взаимно дополняя друг друга и оставляя в ней самые яркие следы.

Ну а потом, спустя десятилетия эти следы нам показывают американские спутники, пролетавшие над Средней Волгой и детально снявшие что и как происходило в Куйбышеве в мае 1979 года.

Слово Евгению:

— Когда недавно явилась счастливая возможность прикупить сразу две серии спутниковых снимков, во весь рост встала проблема выбора. Суммарное количество подобных серий, доступных для заказа, по моим прикидкам превышает два десятка. Мелькала идея пошагового движения от уже имеющегося 1972 года в сторону 1973 и 1974 г.г. Альтернативой выступала дата 5 мая 1979 года — время знаменитого сильного половодья. Две серии снимков того дня были нарезаны так, что два берега реки Самары на городской территории попали в разные серии. При таком варианте обе возможности тратились бы на одну спутниковую дату.

 

В итоге идея обозреть половодье всё-таки победила и под заказ пошла весна 1979 года:

 

https://postimg.cc/87swJqjK

 

Весной того года особо сильное половодье ожидалось заранее. С середины апреля месяца велась ледовая авиаразведка усилиями Ан-2 со смышляевского аэропорта. В газетных заметках фигурировала инженер-гидролог Нина Аброськина, которая осматривала научным взглядом Волгу, Самару и многое чего ещё:

 

https://postimg.cc/34b2TwZ3

 

https://postimg.cc/9w7wHYMB

 

В тот самый день, когда к научному взгляду с самолёта присоединился шпионский взгляд с орбиты, в «Волжской Коммуне» было объявлено о начале сброса паводковых вод через Волжскую ГЭС. Тут-то всё и завертелось!

 

https://postimg.cc/DSJvjwSq

 

В принципе, уже 5 мая вода, отснятая спутником, выглядела широко и грозно, особенно в Куйбышевском районе. Представляете как это всё могло подрасти дней через пять-семь?

 

https://postimg.cc/5QCgKvWh

 

https://postimg.cc/TKG0Qp7s

https://postimg.cc/Lh1VpzG7

 

https://postimg.cc/VrbXz8ZM

 

https://postimg.cc/V0qMbF8k

 

https://postimg.cc/N2c2YrHq

 

Полоса съёмок была длинной и в кадр попал город Октябрьск с Александровским мостом через Волгу:

 

https://postimg.cc/3WTZ3y7x

 

В Куйбышеве выходили три крупные местные «волжские» газеты — «Коммуна», «Комсомолец» и «Заря». На затопленной набережной побывали все три издания:

 

https://postimg.cc/XXtBnm9c

 

https://postimg.cc/s1G1HmbB

 

https://postimg.cc/ZBkXbTKz

 

Эти газеты выходили 12 и 13 мая 1979 года. Тогда же сфотографировали и речной порт:

 

https://postimg.cc/p9Q3Lw99

 

На Кряжской дамбе с трудом отбили атаку высокой воды, которая могла бы там многое что начудить:

 

https://postimg.cc/f3X0FhHr

 

17 мая «Волжская Коммуна» сообщила о том, что вода начала потихоньку убывать:

 

https://postimg.cc/LhgBkzTD

 

Сегодняшний пост был посвящён сугубо половодью, но разговор планируется к продолжению и в части новых домов, дорог, мостов и т.п.

29 responses to “Каким увидели американцы утонувший Куйбышев в 1979 году

  1. Для первого комментария будет использована дюжина фрагментов снимков города Куйбышева. Начнём с Приволжского микрорайона, чьи улицы весной 1979 года только-только расчерчивались. Домов на микрорайоне закладывалось много, но ни один из них на момент съёмок ещё не был. Среди того, что строится, можно выделить будущие жилые дома по Георгия Димитрова, 79 и 87, по Московскому шоссе, 322, а также будущую школу № 85. Заметка о начале строительства Приволжского микрорайона была опубликована в «Волжской Заре» 21 мая 1979 года. Улица Димитрова тогда ещё именовалась 1-й Продольной:

    https://postimg.cc/jLbN0B2m

    https://postimg.cc/dhDSr7F8

    Соседний с Приволжским район — перекрёсток Московского шоссе и проспекта Кирова, на котором вот уже четыре года как находился памятник штурмовику Ил-2. По нечётной стороне проспекта Кирова закладываются «свечки» в 16 этажей:

    https://postimg.cc/0zJ097xH

    Район кинотеатра «Шипка», трёх шестнадцатиэтажек, мозаики о советско-болгарской дружбе и двух депо ТТУ:

    https://postimg.cc/bdCxbmwB

    На стадионе «Металлург»проходила реконструкция северной трибуны. 1979 год был последним для «Крыльев Советов» в высшей лиге СССР:

    https://postimg.cc/R378Vk98

    На стыке 1977 и 1978 г.г. был открыт Ракитовский путепровод. Соседние с ним корпуса нынешней «Coca-Cola» когда-то являлись базой материально-технического снабжения для 4 ГПЗ. О жизни этого объекта в конце 1978 года был подробный репортаж в многотиражной газете подшипниковцев:

    https://postimg.cc/D4X17T34

    https://postimg.cc/GTxG4j9b

    Ещё один новый по тем временам путепровод находился в створе улицы Земеца (Псковской). Открыли его на пару месяцев раньше Ракитовского:

    https://postimg.cc/kBZKBDg6

    Самарская (Куйбышевская) ТЭЦ в районе XV мкр. В наличии обе градирни, а вот больших труб не две, а одна (газетное фото трубы 1977 года):

    https://postimg.cc/k6chmW9t

    https://postimg.cc/K47m1Wcn

    Строительство Привокзальной отопительной котельной возле Городского кладбища. Труба здесь изначально была одна:

    https://postimg.cc/QFQzb2Pb

    Детский парк имени Гагарина был открыт летом 1976 года. К 1979 году проезжую часть улицы Стара Загора, примыкавшей к парку, уже спрямили:

    https://postimg.cc/XGGc2Fqb

    Ещё один, более подробный фрагмент из этой же локации. Конечно, сразу бросается в глаза кинотеатр «Антошка», существовавший на базе списанного самолёта Ан-10, но есть в этом кадре ещё один интересный объект — вторая башня Телецентра. Строили её зимой 1978-79 г.г. в целях улучшения качества телесигнала для северных районов нашей области:

    https://postimg.cc/JDVGLBKm

    https://postimg.cc/fJ9TfvNK

    В завершение сегодняшнего сюжета — два жилых массива. Вот как выглядел в 1979 году Восточный посёлок (он же «Негритянский) завода «Прогресс»:

    https://postimg.cc/w39GVxYb

    Улицу Литвинова (Электрифицированную) на момент съёмок ещё не превратили в проезжую. Хотя посёлок выглядит вполне завершённым, в 80-е годы сюда будут встроены ещё два жилых дома — по улице Литвинова, 322 «А» и по Конному проезду, 8. Самой свежей новостройкой посёлка был детский сад № 180, который появился в 1978 году — как раз между будущими домами 322 «А» и 8. Вторая стройка той поры — поселковая котельная, но дела там шли через пень-колоду:

    https://postimg.cc/LYGkGV0T

    Жилой массив 4-го микрорайона Чёрновских садов продолжал застраиваться. На фрагменте, посвящённом ему, можно видеть сразу четыре строящихся (или только что построенных) объекта — жилые дома по Балаковской, 4 и 18 «А», по Партизанской, 187 и детский сад № 119. Бонусом прилагаются пожарная часть и стоянка маршрутных такси у «Медтехники»:

    https://postimg.cc/qgY27QwX

    Разговор планируется к продолжению.

  2. Продолжаю хождения с комментариями по 1979 году. Предлагается начать с авиационного завода и с его аэродрома «Трёхгорка»:

    https://postimg.cc/WhcwWtGX

    https://postimg.cc/fVwjsFgd

    Территория заводского аэродрома усеяна его «изделиями» — самолётами Ту-154, у некоторых из которых отстыкованы крылья. Есть у меня книга про А.Н. Туполева под названием «Человек и его самолёты» и в ней приведены таблицы выпуска туполевских самолётов по годам. В «застойном» 1979 году куйбышевский авиазавод выпустил 70 воздушных лайнеров. Для сравнения — по данным из Википедии в 2017 году (более поздних данных нет) все предприятия российской ОАК выпустили 32 гражданских самолёта.

    https://postimg.cc/McfcJmxR

    https://postimg.cc/4HVMDM2M

    Немножечко о городских новостройках. «Немножечко» по той причине, что это станет темой отдельного комментария. Вот как выглядело строительство длинного дома по проспекту Ленина, 3. Этот исполин представляет собой ломаную линию из пяти отрезков и на фрагменте снимка 1979 года видны застройка третьего отрезка и фундамент четвёртого отрезка. Высотный дом с магазином «Мелодия» к моменту съёмок был уже сдан, в честь чего в июне 1979 года было опубликовано его фото, а вот СОУНБ и тем более монолитного «Рашпиля» на спутниковом снимке не видать.

    https://postimg.cc/G4K20gZH

    https://postimg.cc/30YVH9Mx

    Одной из тогдашних стройплощадок являлся XIV «A» мкр. — жилое домостроение плюс областная клиническая больница. Среди строящегося жилья видны дома по Ташкентской, 135 и 145, а также пятисекционный дом по Стара Загора, 222 — у него тогда было только три секции:

    https://postimg.cc/sGx8Xx2k

    https://postimg.cc/9zQs18BL

    Район пересечения улиц Ново-Садовой и Ново-Вокзальной именовался как Солнечная. Мне доводилось бывать там году эдак в 1980-м и девятиэтажное общежитие КАТЭК не могло не запомниться — для данной локации это было самое высотное здание. В кадре видны Метеоцентр и корпуса Дорожной больницы.

    https://postimg.cc/CZjRKCrq

    На улице Авроры строились два крупных кирпичных жилых дома — один на углу с Антонова-Овсеенко, а другой около Печёрской и «табачки». Первый дом имеет адрес по Антонова-Овсеенко, 3 и к моменту спутниковых съёмок был практически готов. Всего в нём восемь секций, половину из которых возводил 4 ГПЗ. Если верить статье из «многотиражки» подшипниковцев, опубликованной 11 апреля 1978 года (т.е. за год до спутниковых съёмок), уже тогда этой стройке шёл третий год:

    https://postimg.cc/jD11jPnt

    https://postimg.cc/hfWPXQx8

    Адрес второго похожего дома — Авроры, 122. В блоге «Нехорошие времена» можно узнать о том, что этот дом заложило КБАС Бережного. В мае 1979 года оставалось достроить ту его часть, которая выходит на улицу Артёмовскую — три секции из общих восемнадцати:

    https://postimg.cc/nMZnZftT

    Микрорайоны, массовая застройка которых произошла в 60-е годы, продолжали потихоньку прирастать новыми домами. Вот кварталы 370 и 371 — техникум лёгкой промышленности с общежитием, ещё одно общежитие для «Строяка», крупные автостоянки рядом с Городским кладбищем, Дом Мебели на Тухачевского и строящийся дом по Мориса Тореза,13 «А»:

    https://postimg.cc/hz8zj8jY

    Вот микрорайоны ДОСААФ, где можно увидеть наконец-то готовый Дом Молодёжи, новое здание КБ «Янтарь» за трамвайным кольцом Авроры, стройку железнодорожного дома на Тушинской, 41 и одно из двух общежитий на Партизанской, 143. Относилось оно к «Куйбышевнефтегеофизике». Второй такой же «кубик» под номером 143 «А» пока что отсутствует — это будет общежитие «Куйбышевводстроя». Обратите внимание на то, как много автобусов находится на автостанции «Аврора»:

    https://postimg.cc/hzRs606Z

    Мой любимый район Киркомбината и две стройки, которые я уже застал. Дом по Южному проезду, 188 строился в полукилометре от окон моей квартиры и на моей памяти это был первый новый дом — из будущих двенадцати в этой локации … Дом по Аэродромной, 127 строился 9 ГПЗ, причём достаточно долго — с 1978 по 1983 г.г. Здесь были ошибки в ходе кирпичной кладки в первую зиму плюс невыявленное вовремя подземное озеро, оказавшееся аккурат под фундаментом. Говорят, что по сию пору подвалы в этом доме сыры и комароёмки.

    https://postimg.cc/94mZ7n3h

    https://postimg.cc/tY63Q6dL

    Через дорогу от этой стройки можно обратить внимание на две другие стройки — общежитие на Аэродромной, 98, которое возводилось для городских автотранспортных предприятий, и церковь баптистов «Преображение» на Перекопской, 30:

    https://postimg.cc/fVr5MstP

    Машстрой в той его части, которая примыкает к заводу «Металлист» и к улице Промышленности, фактически обрёл свой нынешний облик. В 1979 году заводчане строили высотный дом по Советской Армии, 23. Процесс строительства шёл сверху вниз, от гимназии к переулку Карякина, о чём можно было узнать и из фотоснимка, сделанного осенью 1979 года:

    https://postimg.cc/hQnRMTKV

    https://postimg.cc/dLtVYcKr

    Занятный отрезок улицы XXII Партсъезда вверх от Вольской к Ставропольской. В 70-е годы здесь появились три общежития для работников моторостроительного завода имени Фрунзе и завода КРС. Мне доводилось ездить мимо них на трамваях аж с 1976 года, но я не помню частного сектора, который находился в районе нынешнего госпиталя ветеранов. Две его улочки именовались в честь Танкистов и Связистов:

    https://postimg.cc/3yjsNWXR

    В завершение сегодняшнего сюжета два снимка окрестностей Кинеля с мостом через реку Большой Кинель и с примыканием Южного обхода — 1972 и 1979 г.г. Можно оценить разницу в уровне воды между жарким летом и весенним половодьем. За эти семь лет появился и кинельский путепровод:

    https://postimg.cc/VrdWTVk8

    https://postimg.cc/nC8GRT8y

    Разговор планируется к продолжению.

    • много инсайда сразу накидал, Аврора 122 и этот куст считался как-то подментованным — там такие папы строгие жили, а дочери все равно хулиганили, не знал что Тушинская 41 жд, они все Балаковскую оккупировали если что…

  3. Спасибо, Евгений!
    На снимках Восточного могу ещё отметить новый гараж Прогресса (около кольца в начале провода), появившийся примерно в то время. Территория уже обнесена забором, но ещё не распланирована и машин пока нет.
    Кажется, на Электрифицированной уже лежит асфальт, но движение ещё не открыто. В районе нынешнего жд музея видно три единицы техники, по правой стороне дороги несколько куч то ли песка, то ли щебня.

    • Хорошие замечания! Иногда я вижу, как та или иная заводская территория явно изменилась, а вот за счёт какого цеха или участка именно — Бог весть!

  4. Мой сегодняшний променад по 1979 году сулит быть сугубо безымянским или околобезымянским. Хочется порассуждать о ведомственном жилом строительстве. Когда я только готовился к снимку 1979 года, решил подготовить к его приходу перечень событий, мне интересных. В плане ведомственного жилья я всегда начинаю с трёх безымянских «китов» — «Прогресса», авиационного и моторостроительного. И вот тут-то мне показалось, что строительная программа 1979 года у всех троих не особо интересная. В частности, «Прогресс» не вёл строительство в посёлке Восточный («Негритянский»), а по моторостроителям мне вообще не удалось идентифицировать, что именно они возводили в своём XVIII мкр.

    Спутниковые фрагменты могут многое расставить по своим местам и начнём мы именно с так называемого XVIII мкр. [При этом отчего-то накрылся привычный postimage так что мне пришлось обратиться к другому хостингу изображений]:

    https://ibb.co/KqXKvt4

    Строительная активность велась в той части «микраша», которая примыкала к углу проспекта Юных Пионеров и улицы Металлистов (помечено красным). Здесь находятся двенадцатиэтажная «свечка» (Металлистов, 70) и длинный девятиэтажный дом (Пионеров, 146). По данным Электронного ЖКХ «свечку» возвели в 1978 году, а девятиэтажку в 1980 году. Из фрунзенской «многотиражки» выяснилось, однако, что между сдачей «свечки» и её заселением прошёл чуть ли не целый год. Дом не сумели подключить к централизованному отоплению и он пустой отстоял зиму 78/79 со всеми её арктическими холодами.

    https://ibb.co/4gn6Dph

    Второй строительной локацией завода имени Фрунзе была куда менее аппетитная площадка в район Кирова — Теннисной, рядом с заводской поликлиникой. Шаговая доступность к станции Безымянка гарантировала круглосуточный шум для жителей округи. Самым новым заводским домом здесь была «гостинка» по Краснодонской, 1, отмеченная красным контуром. Сдали её в декабре 1978 года, а заселили в марте 1979 года.

    https://ibb.co/3hpGY8d

    По другую сторону проспекта Кирова продолжалось строительство жилого массива КАПО. Жёлтым цветом отмечен наполовину возведённый дом по Кирова, 139, а зелёным цветом дом по Каховской, 6, который (судя по длине своей тени) находился тогда от силы на уровне второго этажа.

    Авиационный завод в конце 70-х годов имел стройплощадки в самых разных частях Безымянки. Применительно к 1979 году речь пойдёт о двух площадках. Одна касается панельного дома по улице Дальневосточной, 6, который заселялся 3 июля 1979 года. Фотографию дома, сделанную в 1980 году, предоставил Музей авиазавода, ну а на спутниковом снимке эта новостройка отмечена красненьким:

    https://ibb.co/7jySJnQ

    https://ibb.co/yFz8TVZ

    https://ibb.co/9GrKwhm

    Вторая площадка — Авиагородок. В кадре завершается строительство жилого дома по Заводскому шоссе, 48 (зелёный контур) и закладывается котлован под фундамент такого же дома под номером 44 (голубой контур). Жёлтым цветом обозначено строительство второй очереди детского сада № 177 «Самолётик». В 1980 году к пятидесятилетию авиазавода вышла юбилейная книга, в которой можно найти сразу два снимка из этого детсада:

    https://ibb.co/HYPvQbZ

    https://ibb.co/hCb55FQ

    https://ibb.co/Fz3L06x

    А вот как выглядел Авиагородок в сентябре 1979 года при съёмках со стадиона «Восход», когда его (Авиагородок) ещё не успели застроить до конца со стороны Заводского шоссе:

    https://ibb.co/2MQMBGj

    По заводу «Прогресс» у меня обозначены адреса трёх новостроек — Средне-Садовая, 16 (красный цвет), Свободы, 11 (жёлтый цвет) и Краснодонская, 68 (зелёный цвет). Есть ещё котлован для будущего дома по улице Ставропольской, 135 (синий цвет) прямо через дорогу от кольца трамвая № 21, но чей это дом, сказать не берусь:

    https://ibb.co/f8z47m6

    https://ibb.co/r0cHQSd

    Квартал на Средне-Садовой имеет номер 613 и «Прогресс» начинал застраивать его году эдак в 1959. Что касается домов по Краснодонской, то это квартал 701. Ранее «Прогресс» уже возвёл здесь с десяток своих пятиэтажек, легко опознаваемых благодаря монтажу из силикатных блоков.

    Завод «Металлург» продолжал жилую застройку в квартале 907 вдоль улицы Енисейской, начатую в 1976 году. Дом № 41 выглядит как выстроенный этажей на 5 или 6 (красный цвет), а вот более длинный дом № 39 пока что представлен на уровне котлована (жёлтый цвет). В 1979 году будут сданы две его секции из шести. Застройку Енисейской можно издали увидеть на снимке, сделанном со стадиона «Металлург» на мачте «Крыльев Советов» с «Зарёй» из тогдашнего Ворошиловграда. Этот матч прошёл 14 июня 1979 года. К слову говоря, обе команды по итогам сезона покинули высшую лигу …

    https://ibb.co/Tb9gXtV

    https://ibb.co/vqTNxsF

    В том же году металлурги за счёт угловой «вставки» застроили и угол улиц Свободы и Кузнецкой (фиолетовый цвет). Адрес этой новостройки приписали к Свободе, 180:

    https://ibb.co/GcJ8LqV

    Завод «Гидроавтоматика» с начала 70-х годов занимался кварталом 656. Здесь для оценки динамики застройки можно будет показать два снимка — 1972 и 1979 г.г. На более позднем снимке красным цветом обозначено всё то, что успел построить завод в промежутке между двумя вышеозначенными годами:

    https://ibb.co/98SKm31

    https://ibb.co/k2Z4kqH

    Пояснений потребуется много, начиная с того что оба снимка имеют между собой немало общего. Помимо того, что отснят один и тот же квартал 656, оба снимка были сделаны в субботу и на обоих снимках солнце светит практически одинаково, вдоль улицы Ново-Вокзальной. Жёлтым цветом отмечены два «кубика» общежитий той же «Гидроавтоматики», которые видны и на снимке 1972 года. Зелёным отмечен дом по Матросова, 21, в котором моя семья проживала с начала 1978 года. Новостройками завода в 1979 году были жилой дом по Вольской, 59 (фиолетовый цвет) и детский сад «Теремок» по Матросова, 17 «А» (коричневый цвет). Собственно говоря, эти новостройки были по бокам от нашего дома и с пятого этажа их можно было созерцать, но я этого тогда не делал.

    Детский сад замышлялся как образцовый и даже вход в него был похож на две башни из облицовочного кирпича. Сдали его 22 апреля 1980 года, под очередной юбилей дедушки Ленина. Жилой дом был куда более прозаичен — две секции по 60 квартир в каждой. Очевидно, что там была коридорная система — в нашем доме № 21 были три таких подъезда из четырёх. Позже во дворе этого дома снесут оставшиеся бараки и построят хоккейную «коробку», но вот в самом этом доме (в отличие от многих других домов квартала) мне бывать не пришлось … Голубым цветом помечена угловая застройка дома розового цвета, который был построен Стройтрестом № 11 для своих же работников в 1972 году. Акцентирую на нём внимание по той причине, что на снимке 1972 года он ещё не был достроен до конца.

    В 1977 году открылся заводской стадион «Орбита», который представлен на следующем спутниковом фрагменте. Футбольных полей я там припоминаю два, но второго поля (оно располагалось перпендикулярно к первому) что-то не видно. Заметьте, что улица Ново-Вокзальная ещё не стала такой, какой мы привыкли её видеть — с двусторонним движением, разделённым полосой зелёных насаждений. Такое ощущение, что в те годы нечётная сторона Ново-Вокзальной считалась частью больничного комплекса и парка «Молодёжный»:

    https://ibb.co/2FYT2j2

    Два фрагмента из района нынешнего железнодорожного ВУЗа. Новостройка по Победе, 8 «Г» в виде оригинального дома-«трилистника» велась для работников Куйбышевской железной дороги (красный цвет). Сдали этот дом летом 1980 года. Неподалёку от него находились два общежития 9 ГПЗ. Жёлтым цветом помечено то из них (Дыбенко, 157), которое датировано 1979 годом постройки.

    https://ibb.co/ZM4ktSd

    https://ibb.co/mqCP3s7

    На 13-м проезде (улице Ратнера) застраивался завод аэродромного оборудования «Старт». В год старались сдавать по одному жилому дому — № 8 в 1978 (красный), № 6 в 1979 (жёлтый) и № 4 в 1980 (зелёный). Для газеты их сфотографировали в феврале 1981 года, когда ожидался XXVI съезд КПСС:

    https://ibb.co/Tb13sgQ

    https://ibb.co/2PY1mvY

    И в завершение сегодняшней прогулки — пейзажи совхоза «Тепличный» вблизи привольно разлившейся реки Самары:

    https://ibb.co/6HFqSsh

    В следующий раз планируется рассказ о трестовских застройках микрорайонов.

  5. Очередная прогулка по весне 1979 года начинается c «козловского» дома ЦСКБ по проспекту Ленина, 1. Здесь я предлагаю не только оценить удлинение этого дома за семь лет, но и просто сравнить облики этой локации за 1972 и за 1979 годы:

    https://postimg.cc/ZvF3WCC3

    https://postimg.cc/sM0WGFDn

    Тогдашние Мичуринские микрорайоны строились в границах улиц Владимирской, Мичурина, Дачной и проспекта Карал Маркса. Поскольку внутриквартальной магистралью становилась Чернореченская, это приведёт к необходимости переноса трамвайных путей с улицы Пролетарской на Чернореченскую. Убираемый отрезок трамвайного пути показан красным, новый отрезок жёлтым и неизменный отрезок зелёным. Странно — не проще ли было бы «вписать» новые микрорайоны таким образом, чтобы улица Пролетарская сохранила бы свою роль? Другое дело, если бы улица Чернореченская стала магистральной т.е. соединяющей район ЦУМ «Самара» и 4 ГПЗ …

    https://postimg.cc/ZWq7hhMj

    Два более подробных фрагмента с предыдущего снимка. На первом фрагменте в числе строящихся объектов школа № 132 (красный цвет) и жилые дома по Мичурина, 9 (жёлтый) и по Владимирской 42 (зелёный). Два объекта на районе, которые были здесь самыми заметными до начала высотной застройки, тоже отмечены особо — школа № 75 (синяя) и дореволюционная пожарная часть (фиолетовая). Газетное фото школы № 132 прилагается. В настоящее время бывшая 75-я относится к 132-й на правах её филиала:

    https://postimg.cc/fkrpTyYp

    https://postimg.cc/Xp75xKqB

    Дополнительный газетный снимок, сделанный в ноябре 1979 года с домами по Владимирской, 40 и по Чернореченской, 41 и 43 (на спутниковом снимке от этих двух домов были фундамент да башенный кран), а также с «пожаркой» на дальнем плане:

    https://postimg.cc/SjXF937n

    На втором фрагменте предлагается сделать упор на жилой застройке в створе улицы Дачной — высотные дома собраны в ступенчатые группы по пять домов в каждой. Кроме того, в последний день зимы 78/79 было анонсировано строительство крупного дома быта — будущего «Аквариума»:

    https://postimg.cc/p5jLc7DB

    https://postimg.cc/NLFJ2t4X

    https://postimg.cc/dZZjHqHS

    В районе улиц Ново-Вокзальной, Стара Загоры и Воронежских озёр велось строительство жилых домов VII «Б» мкр и здания Промышленного райкома КПСС. Ранее в 1978 году появились цепочки высотных домов у Воронежских озёр …

    https://postimg.cc/ts4LXcTR

    … и в районе изгиба Стара Загора типа дома № 110/127. Хотя у нас на руках пока нет спутниковых снимков 2-3 предыдущих лет, легко предположить, что именно в 1978 году было окончательно покончено с частным сектором посёлков Томашевка, который находился здесь ранее. Строятся жилые дома по двум сторонам кленового колка (Стара Загора, 98 и Ново-Вокзальная, 193), а также дома по Ново-Вокзальной, 195 и по Стара Загора, 102 «А». Адресом райкома стала Стара Загора, 96 — это рядом с дачей купца Журавлёва. Округа звалась Журавлёвкой именно по этой причине. [Различать границы между Томашевкой и Журавлёвкой не возьмусь.]

    https://postimg.cc/7C6GnqLv

    Два снимка жилых новостроек, сделанных ещё в 1978 году — виды с Воронежской и с Загоры:

    https://postimg.cc/GTGtM2Y2

    https://postimg.cc/WDz4BSrx

    Снимок 1979 года со строительства здания райкома. На заднем плане улица Ново-Вокзальная:

    https://postimg.cc/KK1Zqjh2

    И один несколько неожиданный ракурс съёмки — из окна нового дома с видом на перекрёсток улиц Ново-Вокзальной и Фадеева. Дело было ранней весной 1979 года и судя по точке съёмки, её вели из дома по Ново-Вокзальной, 185. На спутниковом снимке видно, что две секции этого дома уже выглядят готовыми:

    https://postimg.cc/yJRN6xQT

    VI мкр., спрямлённая Стара Загора и строительство нового здания для ещё одной школы — под номером 90:

    https://postimg.cc/6234WtZ6

    В завершение сюжета — таинственный (для меня) дом по проспекту Карла Маркса, 318. Его фасад протянулся вдоль проспекта на одну треть километра. Когда мы жили на улице Матросова, этот длинный дом был очень хорошо виден с нашего балкона — почему-то оттуда чаще всего накатывали летние грозовые тучи. Кому этот дои принадлежал ведомственно, мне не известно, но на снимке 1979 года можно разглядеть, что его стройка шла снизу вверх, со стороны Воронежской и стадиона СКА:

    https://postimg.cc/WF260BJx

    Разговор планируется к продолжению.

  6. Что ж, материалов для «чириканий» по 1979 году у меня осталось на два захода. Начнём «издали» — из Куйбышевского района города, где нашлись новостройки в пяти разных местах. На районе продолжал активничать новокуйбышевский Стройтрест № 25 — в диапазоне от здания Куйбышевского райкома КПСС до жилых домов в совхозах «Волгарь» и «Кряж».

    «Волгарь» и два новых дома по улице Ново-Комсомольской, 7 и 9 (здесь и далее новостройки помечены красненьким):

    https://postimg.cc/dhkym0gZ

    https://postimg.cc/Vr78sXmJ

    «Кряж» и новый дом по улице Центральной, 13:

    https://postimg.cc/t1GY3Nh8

    https://postimg.cc/fkFC4km5

    Здание райкома на Пугачёвском тракте, 65:

    https://postimg.cc/sB8yPjdx

    https://postimg.cc/wRVsjf3h

    В 1979 году новокуйбышевцы строили жилые дома и для работников предприятий КНПЗ, пример чему высотный дом на улице Калининградской, 3:

    https://postimg.cc/sGsL7qX1

    https://postimg.cc/23Xcz0RQ

    А это район старого местонахождения Кряжской распределительной нефтебазы и строительство сразу двух объектов — жилого дома по Бакинской, 28 «А» и не то детского сада, не то административного объекта по Бакинской, 22 «А»:

    https://postimg.cc/k22726zz

    Судя по заметке трестовской «многотиражки», нефтебаза переехала на новое место (ул. Эльтонская, 10) примерно за полгода до спутниковых съёмок. Дата публикации заметки — 11.11.1978 г.:

    https://postimg.cc/t1QR8d4y

    Другая, не менее отдалённая часть города — посёлок Мехзавода, который стремился быть девятиэтажным. Во всяком случае, все три жилых дома, отмеченных на снимке, имели такую этажность — 15-й квартал, дом 2 (красный), 16-й квартал, дом № 13 (жёлтый) и 5-й квартал, дом № 3 (зелёный). В синем контуре строительство детского сада № 257, а в фиолетовом контуре готовится строительство нового здания для школы № 33. Со школой можно было особо не спешить — она должна была войти в строй к 1 сентября 1980 года:

    https://postimg.cc/jnKZ1FGN

    На фото из «многотиражки» Мехзавода дом № 13 в 16-м квартале:

    https://postimg.cc/xXTHZ2qn

    И немного транспортных штучек-новинок под занавес сегодняшней небольшой заметки. Начнём с автобуса № 13, который в 1979 году перевели с Южного проезда и улицы Бобруйской на улицу Промышленности. Старый отрезок маршрута показан красным, новый жёлтым, а зелёным отмечен старый железнодорожный переезд, существовавший до 1973 года (т.е. до открытия на Авроре путепровода через железнодорожные пути):

    https://postimg.cc/NLdpfpTs

    https://postimg.cc/yJTNCJGG

    Летом 1978 года были проложены трамвайные пути по ещё одному путепроводу на Псковской (Земеца), после чего в районе Юнгородка появилось второе трамвайное кольцо, именуемое Костромским переулком. На снимке новое трамвайное кольцо отмечено зелёным, старое (в Юнгородке) красным, автобусная конечная станция синим, троллейбусная конечная (до середины 80-х годов здесь была и такая) жёлтым, а в фиолетовом контуре указано место для так и не построенной станции метро «Крылья Советов»:

    https://postimg.cc/FYf4xT3G

    По улицам Ташкентской и Советской уже была практически построена трамвайная линия, соединяющая XV мкр. с улицей Победы и далее с заводами. Оставалось лишь соединить линию с уже существовавшими путями да сделать стыковку трамвайных путей с рельсами Линдовской железной дороги. Как это частенько бывало у нас, проволочки с открытием новой трамвайной линии возникли по причине дефицита энергомощностей. В общем, откроется она только через год. На снимке красными линиями отмечена Линдовская железная дорога, а трёмя овалами места её пересечений с трамваем (жёлтый овал), с улицей Ташкентской (или с одноимённым переулком — иди различи, где именно «поребрик переходит в бордюр»; зелёный овал) и с улицей Пугачёвской (синий овал). От Пугачёвской можно было напрямую попасть в XV «A» мкр.:

    https://postimg.cc/ZWJbF8jM

    Разговор планируется завершить в следующий раз.

  7. Сегодня планирую завершать 1979 год в ретроспективе спутниковых фрагментов. Кое-что сопровождается материалами из газет. В том случае, если газетный материал относится не к 1979 году, об этом уведомляется в скобках.

    Район КГУ («Универа»).

    https://postimg.cc/v447f3Q0

    https://postimg.cc/p9nCJBtJ

    Район Пединститута (фото из газеты 1978 года).

    https://postimg.cc/ThWpVFmL

    https://postimg.cc/RNwFJttj

    Район КуАИ («Аэрокоса»). Здесь рядом друг с другом находились общежития двух вузов — «Аэрокоса» и «Политеха». Фото со стройки было размещено в «многотиражке» политехников от 26.04.1979 г. — это будущее общежитие № 7 на Лукачёва, 34. Можно сравнить два внешних вида одной и той же локации, сделанных с разницей в пару недель.

    https://postimg.cc/G9Ym8Ywv

    https://postimg.cc/qh7QPdf4

    Район будущего Института связи — на тот момент времени долгостроя. Статьи из газет датированы 1977 и 1981 г.г.

    https://postimg.cc/WDFvRLs0

    https://postimg.cc/569vpmVW

    https://postimg.cc/SjSJpNtW

    Район таксопарка и Дома печати — на спутниковом снимке с датой 5 мая грех было бы забыть про День печати.

    https://postimg.cc/sBRtLB0C

    https://postimg.cc/ctCxtCV2

    Два снимка с района улиц Чернореченской и Владимирской.

    https://postimg.cc/mcbmM75k

    https://postimg.cc/Hjf3zqhf

    И немного своей писанины, начириканной когда я только готовился к 1979 году:

    https://postimg.cc/rDz1Lg3S

    https://postimg.cc/bsVnLkrd

    Если кому-то интересно, какой именно спутниковый снимок бы я хотел увидеть следующим, то скорее всего это был бы снимок от 24 июня 1980 года. Сейчас это самый поздний (по дате) из всех тех снимков, что можно заказать.

  8. Добрый день! Спасибо за подробный анализ 1979 г.!
    А где можно увидеть всю карту 1979 г целиком?

    • Если у вас мощная аппаратура (желательно стационарный компьютер т.к. карты большие и на ноутбуках могут зависать), могу скинуть ZIP-файлы на вашу электронную почту.

      • Евгений, здравствуйте!
        Очень интересные комментарии! Внезапно прочитал, что исходники в бОльшем разрешении? Думал, те снимки, что Вы выкладываете в комментариях — снимки в таком виде и есть — кусочками и с таким разрешением (мол, что с этих спутников-шпиёнов взять в 1979м году).
        Есть ли ещё возможность приобщиться к исходникам? Спасибо.

      • Насчёт могучего компа — готов — есть космическая фотография размером то ли 40, то ли 50Гб %)

        • Добрый вечер, мне будет нужен Ваш электронный адрес. Кусочки я резал по своему усмотрению.

          • Евгений, большое спасибо!
            Совсем не ожидал, что исходники настолько грандиознее — думал они все такие размеру, как Вы выкладываете! Залип просто на первом же снимке %)
            Но! Без Ваших комментариев очень много теряется, поэтому без них тоже совсем никуда!
            Попробовал самостоятельно на сайте earthexplorer найти доступные для загрузки снимки (если правильно понял, что они становятся доступными после приобретения), но ничего не понял даже просто посмотреть что есть — какие-то фильтры непонятные, как, что…
            Придётся Вас снова потревожить, если не слишком обременит моя просьба.

        • Давайте я Вам отвечу на сегодняшний вопрос через электронную почту.

      • Если не затруднит, не могли бы представить фрагмент с островом Поджабный и пос.Проран в частности.

        • Выглядит так:

          https://postimg.cc/BPD1kWcf

          Файлы с картами слишком велики, чтобы из них можно было что-то вырезать. Тут надо либо PrintScreen либо весь снимок отсылать.

          • Благодарствую! Судя по площади начавшегося затопления острова — время съемки вторая половина апреля 1979г.? Ибо в мае уже весь остров был под водой.

  9. Дата съёмки — 5 мая 1979 года. По таким снимкам даты известны точно.

    • А ведь точно! Резкий подъем воды пошел уже после майских праздников. Мы пацанами купались в уже прогревающейся Волгу, запрыгивая в нее со крыши капитальной постройки на пляжу санатория ПриВО.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s