Охота на ведьм в Куйбышеве 1960-70гг. (XII)

 

гонимые в политехе

Что такое самарские «хипари»? Идейных ребят, искавших литературу по «новым левым» на Западе, там даже в самый пик вряд ли было больше нескольких сотен, а в движении там были как антисистемщики, так и эстеты — представители контркультуры и больше всего поклонников молодежной субкультуры (рок-н-ролл + секс). С другой стороны несмотря на то, что в закрытом Куйбышеве в начале 1970 годов хиповали тысячи и тысячи горожан, больше всего от партии, комсомола и прессы доставалось студентам вузов, хотя среди идейных хипарей было немало молодежи из училищ, техникумов, а еще им подражали тысячи молодых рабочих.

Власти же 45 лет назад еще не умели отличать подражание в субкультуре подражанию в отрицании политической системы. Идеологические чиновники были безграмотными догматиками, не умевшими работать с массовой аудиторией.

Зачем же столько копий было сломано вокруг хиппи Куйбышева? И не только копий — уверен, что одномоментное массовое появление фураг в городе примерно в 1974 году было инспирировано властями

Ради чего? Думаю, они были нужны уже уходящей тоталитарной системе власти для, того, чтобы показывать людям свое могущество, силу и контроль. Особого разговора заслуживает система распространения слухов, о том, кто стукач среди хипарей, особенно хорошо она сработала в 1970 годы — так, например, на десятилетия подорвали репутацию студентов- филологов, рассказывая небылицы о том, кто из них отправил после второго курса в 1974 году в таежный ад БАМа Александра Ерина.

Если бы хипарей не было, то следовало бы их выдумать, чтобы на этом примере попытаться запугать остальных и установить систему террора не только «сверху», но и снизу — руками «фураг» — бандитских подростковых группировок, которые активничали в городе до начала 1980 годов, после драк с учащимися хипарями перекинувшись на поиски панков (к хипующим взрослым работягам фураги подходить боялись).

Хипари были гораздо удобнее в качестве пропагандистских мишеней чем ГМК – 62, тот вышел из недр правящей системы и был своей пуповиной связан с руководством местных комсомольских организаций, хипари если и были связаны с системой, то только через своих виповских родителей. К тому же ГМК Куйбышева поставлял кадры в органы безопасности (туда в 1960 годы уходили ребята, учившиеся вместе с Титовым в КуАИ), а хипари в 1970 годы там были не нужны.

Сами же антисистемные «хипари», увлеченные в 1970 годы этим противостоянием, не увидели своей настоящей роли, они приняли как подлинный факт своей силы — их третирование на всех уровнях разными чиновниками. А более молодые хипари, пришедшие в движение в 1980 годах уже через несколько месяцев уставали от революционных речевок Бебы, пересказывавших «Голоса», им нравилась музыка, стиль, фарца, фланирование по броду на ул. Куйбышева и легкодоступные телки, которые смотрели в рот старшакам.

А что пришло после хипарей?

12 сентября 1980 год. «Русский бунт» в спутнике Куйбышева — Новокуйбышевске. Вмешавшись в драку двух уличных молодежных группировок из разных городских поселков неподалеку от кинотеатра имени XX съезда, милиция застрелила 19-летнего парня — и сразу дала повод бывшим врагам объединиться, чтобы вместе напасть на нее. Разгоряченная толпа организованно направилась к зданию городского УВД, по ходу переворачивая милицейские машины и громя витрины магазинов. Возле здания УВД на импровизированном митинге собравшиеся люди (до 500 человек) высказывали недовольство жизнью и ругали милицию. Разгоняли митинг войска. На следующий день в магазинах Новокуйбышевска появилось аж четыре сорта дефицитной тогда колбасы.

Кстати, в отличие от событий в Новочеркасске в 1962 году никаких попыток организации информационной блокады вокруг Новокуйбышевска не было и уже вскоре, мой новокуйбышевский друг Владимир Радкович водил меня по памятным местам своего города, рассказывая что и где происходило…., это он знал со слов младшего брата, видевшего все своими глазами. Никому не было до нас дела.

Зимой 1981 года никто из 7 обвиняемых по делу о бунте в Новокуйбышевске в отличие от Новочеркасска к высшей мере приговорен не был. Суд носил закрытый характер и проходил в Куйбышеве. Самый большой срок получил милиционер застреливший молодого человека, из-за чего волнения и переросли в массовый бунт — 12 лет.

1980-й год такие оппозиционные студенты — историки из КГУ, как Андрей Знаменский (двоюродный брат жены будущего губернатора Титова) вливаются в неформальное общинное движение советских индеанистов, в том году их первая встреча «Большой Совет» под Ленинградом — во время встречи люди живут в лагере из вигвамов. Эта община своего рода альтернатива советскому застойному образу жизни. Существование в мифе, свободная жизнь в единении с природой, сообщество братьев и сестер, исповедующих духовные и материальные индейские ценности. С 1982 года под Ленинградом проводятся ежегодные Пау-Вау. Впоследствии численность участников вырастает в несколько раз с 50-70 человек, до нескольких сотен, со стороны конторы за ними присматривает писатель Лаврецкий (Григулевич) в прошлом сотрудник НКВД.

1982 год. Начало череды похорон великих советских старцев. В воздухе предчувствие перемен. Снова «ЧП» в Куйбышевском госуниверситете. Теперь у ректора Рябова и секретаря парткома — сына руководителя коллаборационистской РОА. Отходящая система напоследок агонизирует .

студенты — не донесли

— Студенты юридического факультета (В.Н. Апаркин, С.В. Можалова, А.Б. Фролов, С.А. Микшевич, С.Д. Криворучкин, А.Т. Карлаш, А. С. Богомолов, А. Петрушкина) были ознакомлены через студента А.В. Гребенкина (проходившего по делу Алексея Разлацкого — И.К.) с документами антисоветского содержания («самиздат»), но никто не дал поведению Гребенкина А.В. принципиальной… оценки… и не заявил об этом ни администрации, ни партийной, ни комсомольской организации. Всего с Новым коммунистическим манифестом в Куйбышеве, по подсчетам Григория Исаева, в то время было ознакомлено около 300 человек, но на левое подполье органы вышли только в результате агентурной работы.

ЧП в университете было в том, что студенты, будущие советские прокуроры, не настучали кому надо на кружок Разлацкого… за который органы взялись в декабре 1981 года, через два дня после того как в Польше ввели режим Чрезвычайного Положения против рабочего профсоюза «Солидарность». Члены куйбышевского кружка в 1976-1981 гг. тоже организовывали несколько коротких забастовок на ЗИМе и подобного оказалось достаточно, чтобы попасть под пресс.

Случай с марксистским кружком Разлацкого и студентами — юристами, которые не донесли, выносится на партийно-комсомольские активы в госуниверситете, никто из выступавших сам не читал Новый коммунистический манифест, но все выступавшие дружно его осуждают…..

Выходящие с актива студенты потом недоумевают — это где все произошло? В Саратове что ли? Никакой конкретной информации им не дают… Собрания на гуманитарном факультете в 1976 году, когда разбирали хипаря Рыжова проходили более открыто (это тема особого разговора).

Но массового политического террора в Куйбышеве в начале 1980-х уже не было. Из 23 привлеченных по делу Разлацкого изначально на скамью подсудимых посадили только троих. Почему? Да потому что эпоха советского идейного тоталитаризма заканчивалась. Об этом хотя и молчали, но понимали все. Ей на смену шло время тех лояльных студенток, которые отдавались за подарки нужным людям в тайных банях, типа устроенной на ул. Вольской.

Свою роль в 1980-х сыграли и следователи, фанатиков среди них не было, сын диссидента Алексей Разлацкий вспоминает:

— они делали свою работу, честно, без перегибов, все достойно, поэтому личной неприязни не было, затем тоже бывало общались. Старшим следователем по делу был Юрий Васильевич Соколов, он потом стал проректором по режиму в КуАИ. Я там в это время еще учился. Подгруппу по Григорию возглавлял Федоренко. Про суд отец улыбаясь говорил, что судью мы убедили в том, что это марксизм. Но решение о сроке, понятное дело, принимал не судья. Он не жертва чьих-то амбиций, злости. Против него был режим в целом. Он не мог его не посадить.

Ректор КГУ Виктор Рябов не был либералом, предвидевшим будущее, как он нем писали уже в 2010 годы, он был прагматиком, ценившим радости жизни, в 1979-м в составе группы ректоров советских вузов объехал американские университеты, а вернувшись через год открыл студенческий клуб  и «прикрепил» его к обко­мовскому распределителю. «И заработало университетское кафе с «полтинничками» коньяка по сорок копеек и бутербродами с красной рыбой по двенад­цать». Потом в этом кафе выросла целая плеяда тех деятелей, которые не на словах и в монстрациях, а на деле в конце 1980 годов ломали социализм советского образца….

Настоящие могильщики системы пришли не извне системы, они выросли в ней, в достаточно благоприятных условиях…. А еще стоит говорить о том, как подобное могло произойти при таком руководителе обкома как Владимир Орлов, ведь его и по сей день считают самым продвинутым  руководителем Куйбышевской области? Он явно не находил общего языка с гуманитарной интеллигенцией (это было видно на примере Финка), хотя он то еще разговаривал с народом, а вот его преемник — Евгений Муравьев старался уходить от прямых контактов с человеками, даже входящими в правящую номенклатуру.

Что показательно — еще до начала митинговых страстей на площадях в 1988 году на партийном собрании в КГУ резко выступил в защиту социализма заведующий кафедрой философии Вадим Борисов, причем про его резко критическое выступление в ЦК КПСС узнали даже быстрее чем в Куйбышевском обкоме КПСС, который получил выговор от Москвы за подобную активность известного в Союзе профессора. О чем говорил тогда Борисов не знали даже его аспиранты, а эффект наверху был как от разорвавшейся бомбы.

Еще более прикладной характер для подготовки и стажировки полевых бойцов будущей оппозиции имел Дискуссионный клуб созданный другим профессором КГУ Евгением Молевичем, как на базе университета, так и в Городском молодежном клубе на Аэродромной. Его посещали в т.ч. будущие депутаты первой Государственной думы РФ, по факту это была настоящая кузница кадров новой системы, которая в 1980 -х даже не имела приблизительных контуров.

 

One response to “Охота на ведьм в Куйбышеве 1960-70гг. (XII)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s