Алексей Беляев: транспорт на водороде – экологичен и безопасен

Алексей Беляев

Две недели назад, когда впервые рассказал в социальных сетях о том, какой рост в сегменте общественного транспорта уже скоро нас ждет по использованию водоробусов (автобусов, работающих на водороде), на меня посыпались скептические замечания. Оно и понятно – людям проще отвергать новые технологические линии, чем включать голову. То же самое было и мобильной связью, от которой многие возрастные потребители отказывались в нулевые годы и с интернетом, в разных его вариантах.

Поэтому побеседовать насчет будущего водородного транспорта и сравнить его с электромобилями, которые пока не стали массовыми решил со специалистом — Алексеем Беляевым – одним из ведущих менеджеров по продажам и стратегическому развитию компании Форесия, председателем комитета производителей автокомпонентов в ассоциации Европейского бизнеса в России.

Алексей, как и следовало ожидать тема водородного транспорта натолкнулась на консерватизм части общественного мнения. Люди не понимают почему произойдет массовый переход на него в достаточно кроткие сроки? Они не верят в такое будущее.

— Надо понимать, что о водородном транспорте, как и о транспорте на тяговых батареях заговорили в связи с экологией. Действительно, у обоих нет вредных выхлопов. Давайте разбираться почему.

Водород – это самый распространённый элемент во вселенной, например, солнце состоит из него на 73%. Правда, в чистом виде на земле он не встречается, но зато присутствует в таких соединениях, как вода или метан.

Водородный автомобиль – это электромобиль, который приводится в движение электромотором, но у которого вместо батареи стоит водородная энергоустановка.

Упрощённо, работа водородного автомобиля выглядит так. Батарея увеличенной мощности разгоняет автомобиль. В топливных ячейках смешивается поток набегающего воздуха и водород, поступающий из баллона. В ячейке проходит химическая реакция, в результате которой образовывается электричество (оно питает батарею и электромотор) и в качестве выхлопа – чистая вода.

— Не похоже ли это всё на сказки? Зачем же нужен водород, когда весь мир объявил о переходе на электромобили на тяговых батареях?

— Во-первых, не весь мир перешёл на электромобили. Мировые продажи электромобилей в 2021 году составят около 6 млн автомобилей, то есть это доля менее 10%. Во-вторых, у электромобилей есть большая проблема – неэкологичная добыча лития и других металлов для батареи, а затем встаёт вопрос утилизации этих батарей. В-третьих, представьте себе на минутку: например, в Москве 19 часов, все возвращаются с работы и ставят свои автомобили на зарядку. Какая энергосистема потянет такую нагрузку? Ответ прост: никакая. Под электромобили нужно переделывать ВСЮ инфраструктуру городов, начиная с ТЭЦ и заканчивая распределением электричества. В-четвёртых, для грузовых перевозок нужна будет гигантская батарея, то есть пустая фура будет уже весить едва ли не больше, чем груз. Соответственно, и проехать она сможет немного. В-пятых, электромобили долго заряжаются. И, в-шестых, суровый климат.

Ещё одна проблема – электричество не берётся из розеток, для его добычи нужно сжигать нефть, газ, уголь или использовать другие источники энергии. При традиционном подходе к добыче энергии, электромобиль не является более экологичным, чем обычный автомобиль.

Самая главная проблема электромобилей – это как сглаживать пики потребления энергии? Если все приехали на зарядку в 7 вечера, то где взять дополнительные гигаватты электричества? Если добывать электричество из ветряков и солнечных панелей, то есть другая проблема – нет ветра – нет энергии, нет солнца – нет энергии. А иногда наоборот, есть ветер и солнце, а энергия не нужна. Например, дует прекрасный ветер, но в 4 утра. Нигде не получается аккумулировать электричество.

Водородный транспорт во многом решает все эти проблемы. Водород можно накапливать в хранилищах, водородный автомобиль заправляется по времени как обычный привычный нам автомобиль, от водородных автомобилей не остаётся огромное количество аккумуляторов на выброс, он подходит для грузового транспорта.

— А вопросы безопасности?

Вопреки расхожему мнению водород не так опасен. В случае отверстия в баллоне, он быстро улетучивается. В российском представительстве «Форесии» гостям рассказывают, что баллоны испытываются в самых жёстких условиях, включая даже стрельбу из огнестрельного оружия. Водородный баллон – это не бомба, на которой страшно ездить, это очень, очень безопасно. Если всё ещё страшно, то подумайте о том, что вы обычно ездите на бочке с бензином. И вспомните фильмы: что происходит, когда в эти бочки стреляют.

Для водородного транспорта нужно построить заправочную инфраструктуру и научиться его добывать. Заправки построить намного проще, чем, как в случае с электромобилями на тяговых батареях, переделывать всю энергетическую инфраструктуру. В августе правительство приняло целую стратегию развития водородной энергетики.

— Где взять водород в нужных объемах, дефицита подобного топлива не будет?

Водород производят обычно тремя способами:

  1. электролизом воды (2H20 + 2NaCl -> 2NaOH + Cl2↑ + H2↑)
  2. из угля путём пропускания паров воды над раскалённым углём (H20 + С ↔ CO↑ + H2↑)
  3. из метана путём паровой конверсии над водяным паром (CH4 + H20 ↔ CO + 3H2).

Например, АЭС может, когда у неё избыточные мощности (ночью), добывать водород почти бесплатно, т.к. АЭС не может регулировать свою выработку энергии, в отличие от тех же ТЭЦ.

В мире уже есть серийные водородные автомобили, которые можно просто купить у дилеров в Японии или Калифорнии. Например, Тойота Мирай, Хёндэ Нексо и Хонда Кларити.

— Россия тоже в этом тренде?

— На проходившей недавно выставке Комтранс-2021 был представлен первый опытный образец такой техники – водоробус. Для автобуса Камаза компания Symbio (совместное предприятие Форесиии Мишлена) поставила энергетические установки, то есть топливные ячейки и всё, что с ними связано, а Форесия поставила системы хранения водорода – баллоны из композитного материала, которые должны выдерживать высокое давление (от 350 до 700 атмосфер).

Использование водородной энергетической установки позволит автобусу проезжать до 250 км без заправки. На городском маршруте водоробус сможет без подзарядки проработать всю смену, что существенно повысит эффективность работы общественного транспорта.

Совместно со специалистами Камаза над проектом работали конструкторы, технологи и инженеры из Форесии. Уже идёт работа над вторым прототипом, который пройдёт все необходимые испытания на закрытых дорогах и полигонах. После этого первая партия водоробусов пройдёт испытания на дорогах Москвы.

One response to “Алексей Беляев: транспорт на водороде – экологичен и безопасен

  1. Вот да — носятся с этими электромобилями, а про вредность производства и утилизации лития и самого электричества для зарядки скромно умалчивают. Очень интересно и перспективно с водородом, особенно в секторе ОТ.
    Правда пример про стрельбу в бочку с бензином в фильмах прямо вот совсем не в тему — это одна из киношных фальшивых аксиом 🙂 Автомобили не взрываются при стрельбе в бензобак даже трассерами — разрушители легенд и не только они это доказали.
    От того, что человеку дать нюхнуть хлороформа, он не «отрубится» за несколько секунд, как в кино… Ну и так далее 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s