Форесия: к 2027 году не менее 30% автобусов России должно быть водородно-электрическими.

команда Форесии на COMTRANS

панельная сессия

Как известно с 7 по 11 сентября 2021 года в Москве, в МВЦ Крокус Экспо состоялась крупнейшая в России и Восточной Европе международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS. Всего в этой выставке приняли участие 141 компаний из 9 стран мира, за эти дни выставку, работавшую с 10.00 до 18.00 посетили 19.300 специалистов, на ее площадках выступило 67 спикеров. Так настоящим украшением первого дня выставки стала панельная сессия «Использование водородного топлива на коммерческом транспорте», организованная совместно с Российско-Германской внешнеторговой палатой.

3 дня крупнейшие автопроизводители продемонстрировали в Москве на своих стендах новые модели грузовых и легких коммерческих автомобилей, автобусов, прицепов, спецтехники. Основное внимание автопроизводители в этом году уделили теме перехода на альтернативные источники топлива: на электричество, газ и водород.

Принимали участие в выставке и такие крупные компании, активно работающие в Самарской области как Форесия в России. Побеседовал с ее директором по продажам Александром Гориным, его встретил возле популярного среди посетителей водоробуса, и вот какая картина из этого сложилось.

У Форесии на COMTRANS был небольшой объединённый стенд вместе с компанией Symbio.  Это компанию выбрали потому что она партнер, с которым реализуются многие проекты, а еще она специализируется на производстве силовых установок. Представлены эти две компании были на выставочном стенде КАМАЗа и это очень важный момент, так как именно на нем демонстрировался первый прототип водородного автобуса, который был разработан специалистами КАМАЗа, с участиями специалистов компаний Форесия и Симби. Перед началом совместных работ КАМАЗ проводил конкурс производителей, по его условиям проект должен был быть реализован в короткие сроки, очень немногие компании были готовы к таким условиям. Среди них оказались Форесия и Симби.

Российские автомобилисты, владеющие химией в рамках школьной программы, могут поинтересоваться: в чем заключается суть водородных технологий? Ведь водород нужен не для двигателей топливного сгорания, а для топливных ячеек электродвигателя.

Да, водородные технологии, в том ключе в котором они сейчас развиваются, это часть электрического транспорта. Электрическая энергия вырабатывается не за счет батареи, а путем превращения химической реакции в равноденствие кислорода с водородом. Эта химическая реакция превращается в электроэнергию на специальных мембранах, топливных ячейках, где этот химический процесс превращается в электричество, которое потом используется для заряда батареи или для непосредственного привода транспортного средства.

Возникает вопрос на кого рассчитан проект подобного водородного автобуса? Насколько глобальным он может быть?

И вот здесь надо трезво понимать, что в первую очередь он ориентирован на российского потребителя. Основным потребителем водоробуса станет Москва, так как в Европе поставщиков в этом сегменте хватает. В РФ же задача была поставлена президентом России, это должен быть пример создания водородных транспортных средств с прицелом на российский рынок, на крупные города миллионники.

Кто-то подумает,  а готова ли сейчас Россия к водородным технологиям, не слишком ли она отстает от Европы? Какие компетенции приносят Форесия и Симби в российскую водородно рождающуюся отрасль?

Так вот, во всем мире эти технологии в практическом плане переживают стадию рождения, поэтому крупные российские производители, такие как КАМАЗ, хотят, чтобы Россия быстрее преодолела техническое отставание. Ведь в мире эти технологии в теории развиваются уже не один десяток лет. Именно поэтому и было важно привлечь к разработке проекта компании, уже имеющие опыт и готовые предложить российскому рынку более-менее готовые технические решения. Это позволит значительно ускорить вопрос внедрения и в дальнейшем встать вровень с ведущими странами, которые развивают эту технологию. Скорее всего именно это обусловило выбор КАМАЗОМ компаний Форесия и Symbio, имеющих многолетний опыт в развитии этих технологий и практики их применения на Европейских и Азиатских рынках.

Форесия на пике разработок по водороду

Проект на COMTRANS создан совместным трудом инженеров Камаза, Symbio и Форесии: Symbio является поставщиком энергоустановок, Форесия поставщиком системы хранения водорода, которая представляет собой так называемые баллоны, изготовленные из композитного материала, способные выдержать определенную температуру, давление и обеспечить необходимый уровень безопасности. Также баллоны должны хранить определенное количество водорода, чтобы обеспечить требуемый пробег автобуса.

Основное преимущество водородных технологий перед электрическими автобусами, которых уже достаточно много в Москве, это то, что использование водородно- энергетических установок совместно с батареей позволит значительно увеличить пробег автобуса с 70 км до примерно 250 км и больше. То есть фактически автобус может работать без подзарядки всю смену, что очень важно в больших городах, чтобы обеспечить эффективную работу транспорта. Создается продукт, который будет применяться в городах и на дорогах общего пользования, способный обеспечить высокие требования безопасности.

Могли ли посетители выставки COMTRANS тактильно ощутить совместный прототип водоробуса созданный Форесией с Камазом, впервые представленный потребителям в этом сентябре?

Нет, подобных демонстраций еще не было, сейчас прототип ездит только на закрытых дорогах, потому что существует не для широкой публики, а для совместных разработок. Главная задача его проектировщиков и разработчиков — это довести до ума водоробус, провести все необходимые испытания. Важно набрать необходимые знания и опыт, а также устранить ошибки, которые возникают в таком сложном проекте, с целью того, чтобы к 2023 году изготовить первую пилотную партию серийных водоробусов, которые выйдут на линии в Москве. К тому же в Российской Федерации есть закон, запрещающий ездить по дорогам общего пользования таким транспортам.

Поинтересовался у Александра Горина – чем занимаются специалисты 63 региона в данном проекте и услышал:

— Локальная команда Форесии активно участвует и занимается интеграцией: совместно с КАМАЗом работают конструктора, технологи, инженеры, логисты, чтобы все вовремя было изготовлено и испытанно. Это довольно сложная техническая задача, начиная от самого задания, понимания требований заказчика, адаптации, модернизации уже имеющихся решений Форесии.

-Насколько это производство будет локализовано в РФ?

— Ключевой задачей является локализовать его по всей России. Мы очень внимательно к этому относимся, ведь Форесия уже более 10 лет находится и в России. Думаю, водородные технологии будут локализованы с помощью дорожной карты. Это одна из причин, по которой КАМАЗ с нами работает, так как знает, что если Форесия за это берется, то эти технологии будут локализованы. Мы рассчитываем на поддержку не только со стороны производителей, но и со стороны властей, ведь водородные технологии очень дорогие, требуют больших затрат со всех сторон, так как это сложный и инновационный продукт. Ситуация же в России крайне специфична, учитывая наши большие расстояния. Сложно представить, что мы можем создать во всей России зарядные остановки, а водород позволит преодолевать большие расстояния без подзарядки, а также гораздо эффективнее будет работать в холодное время года.

Если придерживаться той стратегии, которая сейчас есть, то к 2027 году не менее 30% автобусов должно быть водородно-электрическими. Какой процент только водородных технологий должно быть в этой стратегии не указано, но я предполагаю, что 15-20 %.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s