В Самарской епрахии проблемы со скрепами?

Зашел в один из старинных православных самарских храмов (называть его не буду) и остолбенел, увидев то, что там наработали художники – реставраторы.

Спросил у женщины, отпускавшей свечки:

— Давно сделали?

— Весной по благословению владыки леса сняли, хотя еще не доделали.

Пришел домой и понять не могу, что не так? Потом сообразил, что в ликах, изображенных на стенах храма, конкретных, живых людей неосознанно ищу. Настолько это фотографически точно сделано. Понял, что реставрация, скорее всего, не по старинному канону сделана, а по какому? Насколько это скрепно в конце-то концов для православия?

Сначала поинтересовался у знакомых священников:

— А заказы на роспись древних храмов Самары епархия распределяет, не настоятели?

— Скорее всего, да, но бывают исключения: если у настоятеля появляются доброхоты.

-То есть мощные спонсоры?

— Да. Кроме того, вопрос о том, кто будет расписывать решает настоятель с благословения владыки.

Итак, разобрались, главный в процессе все-таки епархия, не зря мне художник по дереву, работавший для церквей, жаловался на Виктора Ушатова, когда тот еще был главным по заказам  в самарской епархии.

Следующим специалистом, с которым я побеседовал был человек, который учился на реставратора икон, причем что интересно, когда он своему мастеру признался, что не заканчивал художественную школу тот даже обрадовался: вот наоборот и хорошо, что ты не учился в современной художественной школе – она на 90% зависит от западного вектора: в технологиях, образцах и даже красках, все это такое синтетическое. А в древней живописи использовали все натуральное.

В общем узнал вот, что — вообще в РПЦ очень многое зависит от иерея епархии и настоятеля храма, поэтому если они придерживаются традиций древнерусских, то естественно, что иконы, фрески в таком стиле, а те кто любят современную западную культуру – это во всем видно. Поэтому в РПЦ большой разбег – в одном храме можно увидеть росписи а-ля Рублева, а в другом через дорогу итальянский стиль какой-то, точнее западное восприятие церковной живописи, в основном это влияние католичества.

Именно в культуре католической церкви – фресках, живописи, иконах больше распространены объемные изображения святых, что в традиционном православии не приветствуется. Еще одной особенностью западной живописи является чувственность. Католики любят изобразить страдания святых, страдания Христа – это видно на иконах, картинах – это более фотографическое изображение, максимально приближенное. Это тоже отличительная черта Запада.

В традициях же православной церкви специальный уход от фотографических и чувственных икон и фресок потому что их задача не в том, чтобы максимально точно передать черты лица или тела, а передать силу духа, силу молитвы. Поэтому глядя на икону мы должны думать не о земном, а о небесном. Поэтому иконы нельзя писать просто художникам, те кто пишут иконы по древнему канону сохраняют традиционные технологии (чаще старообрядцы) – это касается темперной живописи. Там используют вместо синтетики натуральные минералы типа лазурита, они дорогие и дают не так много цветов, но зато это живые настоящие цвета. Эти камешки толкут в специальных ступках получается, как мука такая, потом берут настоящее пиво на хмелю, свежий яичный желток и по специальной технологии все это смешивается, получается натуральная краска. Ей надо работать быстро поэтому там все продумано заранее. Но зато эта краска будет стоять столетиями – ни солнце, ни мороз ее не потревожат. Как был цвет кристалла, так он и остается. Эти иконы даже в огне не горели — с обратной стороны пригорали, с лицевой хоть и были тронуты, но только слегка коптились, ее тряпочкой протер – и все нормально. Православным надо стараться удержать эту святость и даже во внешних делах, живописи, иконописи.

Стиль современного иконного искусства РПЦ в основном – западный (церковь вообще жадно пожирает западную культуру), хотя есть и те, кто стараются писать в византийском стиле. И Дионисий и Рублев тоже там же учились – у них была школа, пришедшая от Византии. В епархиях «византийцев» поддерживают чаще не епископы, а священники.

Показал, своему собеседнику икону из дерева, сделанную самарским мастером Сергеем Плехановым и попросил его оценить ее.

— Это известный образ Спас Нерукотворный, он впервые не человеком был написан, а запечатлел образ Иисуса Христа на полотенце, которое он передал для того человека, который уверовал в него в Сирии. Передал и сказал – передайте ему и человек будет здоров по вере своей. И лик Христа отразился на полотенце, причем не фотографически. Потом этот образ очень часто у славян был на знаменах.

Вот и на этой фотографии не просто лик Христа отображается, а на полотенце, ткани. Это канонический образ и его очень почитали в святой Руси.

 

5 responses to “В Самарской епрахии проблемы со скрепами?

  1. Собственно говоря, канон написания икон не стоял на месте, и поворот в сторону «фотографичности» произошел вовсе не в последнее время — существует множество икон и росписей еще XIX века в этом стиле, начиная от росписи российскими художниками Васнецовым Владимирского собора в Киеве или Врубелем церкви на Подоле, и заканчивая множеством икон, писанных на Афоне в XIX веке.
    Технологически (доска, левкас, натуральная темпера на яичном желтке и т.п.) традиции соблюдены, стиль же письма — отличается от Рублёвского, и это совершенно нормально, православно и скрепно.

    • Правильно — о чем профессор Пыжиков и говорил — поворот церкви идет с Украины — и не только церкви, вы поняли о каком историке я говорю? вы только подтвердили это своим ответом

      • Да ни причем тут Украина — тут просто к слову Киев пришелся, я в своё время объездил все Лавры бывшего СССР, и образчики таковые видел везде.
        В СПб, Москве и Великороссии в целом тоже такие иконы и росписи в XIX веке были распространены — достаточно ознакомиться с коллекцией икон Государственной Третьяковской Галереи.
        Примеры:
        Иконы из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Петербурге — https://www.icon-art.info/group.php?lng=ru&grp_id=74

        Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Москва, конец XVII века — https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=5162

        И еще примеров подобных тьма.

        • все примеры, начиная с никоновского времени — как раз и говорят о том, что иконописец высказал — это влияние католичества, а нас дома к примеру икона 18 века написана в византийском стиле — причем писали или самарские или сызранские мастера

          • Если считать за истинное православие Византийское (греческое) христианство — то оно в плане развития «истинно православного» стиля тоже на месте не стояло, чему примеров кучу я видел в православных монастырях Греции.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s