Куйбышев под колпаком американцев в 1970-е

американцы видели все техногенные катастрофы в городе

Сегодня предлагается шагнуть из спутниковых 1960-х годов в спутниковые 1970-е. На календаре у наших очередных американских спутниковых съёмок стоит 11 сентября 1971 года — практически полвека назад.

История обнаружения двух серий этих снимков достойна отдельного описания. Как-то раз автору этих строк захотелось посмотреть на «Earth Explorer» доступные для бесплатного скачивания снимки славного города Тольятти. Подразумевалось, что вся-вся куйбышевская «халява» уже взята на карандаш и скачана. В поисковике по слову Togliatti, которое географически привязывается к координатам города, вылезли две серии снимков, датированных 11 сентября 1971 года.

У супостатов принято сопровождать каждую серию снимков двумя дополнительными опциями — показом границ съёмок на карте и наложением небольшой фотокопии снимка на эти границы. Первая опция позволяет заинтересованному лицу узнать, что попало в кадр. Съёмки ведутся длинными узкими полосами, как бы с запада на восток, а вот направление «север-юг» получается узким. Иной раз в кадр может попасть пространство от Сызрани до Бузулука, но при этом ни за что не удастся совместить показ Управы и Стошки. Вторая опция показывает степень облачности, присутствующей на данной серии снимков. К примеру, из трёх разных дат спутниковых съёмок Куйбышева за 1965 год лишь в одну из дат Стошка не прикрыта облаками.

В нормальной ситуации обе опции охватывают одну и ту же площадь. Велико же было моё удивление, когда на снимках от 11 сентября 1971 года выявилось расхождение — на карте прорисовали Тольятти с окрестностями, а на фотографии торжественно вылез Куйбышев с его двумя реками и окрестностями. В общем, «от радости в зобу дыханье спёрло» — обе серии снимков были немедленно скачаны. Первый куйбышевский снимок охватывает пространство от Чапаевска до Алексеевки, а на севере он ограничен Мехзаводом и Козелками. На втором снимке можно узреть Управленческий и Красную Глинку, но при этом южная граница обзора ограничена улицей Стара Загора.

https://postimg.cc/rKJ2rfH7

https://postimg.cc/219pHVrw

Подробно разбираться и чертить цветные линии на снимках планируется в другой раз, а пока несколько интересных сюжетов полувековой давности. Начнём с автогужевого моста, который за четыре месяца до этого попал в аварию с потерей одного из своих пролётов. Вот как выглядели подбитый мост и проложенная параллельно ему понтонная переправа.

https://postimg.cc/Lh8bWmQQ

Улица Молодогвардейская на своём образцово-показательном отрезке. Для меня эти места — наиболее любимые во всей старой части Самары.

https://postimg.cc/2L3rwJKH

Улица Физкультурная, строящийся корпус дворца спорта авиационного завода и стадион «Крылья Советов». До открытия крытого спортивного сооружения оставалось более года.

https://postimg.cc/t1V6rSL4

Застройка XII мкр. (район Шоколадки) и начало застройки XV мкр. Прокладываются асфальтированные дороги по Стара Загоре от Кирова до Георгия Димитрова и по Карла Маркса.

https://postimg.cc/w77jcyK6

Улица Антонова-Овсеенко потихоньку обретает свой привычный стиль. В 1972 году она примет у себя троллейбусы.

https://postimg.cc/yWDMLFNr

Завершим сегодняшний беглый обзор улицей Демократической, которую на момент съёмок достраивали до её пересечения с Волжским шоссе.

https://postimg.cc/2VpKTMMV

Разговор планируется к продолжению.

 

Евгений Альмяшев

3 responses to “Куйбышев под колпаком американцев в 1970-е

  1. Всякий любитель прогулок по старым снимкам или картам имеет свои излюбленные места, о которых ему хочется порассуждать. Причины могут быть разными, будь то личные воспоминания или же неплохая информированность о застройке какого-то конкретного района города. Есть о чём поговорить и на фоне города Куйбышева полувековой давности.

    Вот район железнодорожной платформы 176 км на снимках 1967 и 1971 г.г. В пейзажи локации добавилось промышленное строительство — асфальтобетонный завод дорожного ремонтно-строительного управления города Куйбышева. Изначально он находился на улице Советской Армии, но затем по экологическим соображениям был переселён в посёлок Козелки, а на его прежней территории началось строительство новых корпусов для института связи. Интересно, что хотя на снимке 1971 года АБЗ выглядит вполне готовым, его пуск состоялся лишь в апреле 1974 года.

    https://postimg.cc/f3RTJXVy

    https://postimg.cc/GBg3Y2DQ

    https://postimg.cc/p9rR2HSn

    Старая территория АБЗ имела железнодорожную ветку, примыкавшую к аналогичной ветке завода имени Тарасова и далее к Линдовской железной дороге. К новому месту также пришлось проложить достаточно длинную ветку от станции Козелковская.

    Посёлок Управленческий и его тогдашние новостройки. В голубом контуре находится поликлиника на улице Симферопольской, 4, а в красном контуре строящиеся жилые дома на улице Коптевской, 1 и 5. Собственно говоря, поликлиника позировала для «многотиражки» СНТК ещё в конце марта 1971 года, но сдали её в эксплуатацию позднее — 14 июня. Дом № 1 (строительный номер 10) на снимке выглядит как уже готовый — его и сдали в том же сентябре, тогда как соседнему дому № 5 ещё предстоял долгий путь от фундамента до крыши. Обратите внимание, что он не отбрасывает заметной тени.

    https://postimg.cc/2bBqSvtv

    https://postimg.cc/rKTdqDN0

    https://postimg.cc/Y4Q0ckLf

    Дорожной авторазвилки в районе села Белозёрка в 1971 году ещё не было. На следующем снимке это село помечено красным контуром, а приближающаяся (с западной стороны) к будущей развилке автотрасса — жёлтым.

    https://postimg.cc/YvKB5F6Z

    Следующий снимок сделан в районе проспекта Кирова и улицы Ставропольской и здесь тоже есть на что посмотреть.

    https://postimg.cc/F70BJBSC

    Жёлтый контур — это медсанчасть завода имени Фрунзе, которая находится на улице Нагорной (через дорогу от «психушки»).

    https://postimg.cc/WFH1g4BV

    Фиолетовый контур — три дома по проспекту Юный Пионеров (вернее, по тогдашней улице Красноярской) под номерами 108, 114 и 118. Это квартал 701, в котором работал стройцех завода «Прогресс». В 1971 году ракетчикам предстояло перенести фронт строительных работ из квартала 701 на новую площадку — Восточный посёлок (он же «Звёздный», он же «Негритянский»).

    https://postimg.cc/XrtMfCJQ

    В голубом контуре здание будущего Кировского райкома КПСС и ВЛКСМ, которое возводил Стройтрест № 11. Его адрес проспект Кирова, 100 и сейчас там находится районный суд. Красное кольцо содержит в себе разворотную петлю для нового трамвайного маршрута № 21, открывшегося за четыре месяца до спутниковых съёмок. При её строительстве пришлось снести сразу восемь частных домов.

    https://postimg.cc/ZvqZ7hhc

    В зелёном контуре — жилая новостройка по улице Минской, 30 «А» в исполнении завода «Экран». В таких кирпичных домах два крайних подъезда обычно имели по 20 квартир, а во всех средних подъездах их было по 15. Таким образом, «стоквартирник» должен был состоять из шести подъездов … Оранжевый контур демонстрирует начало застройки локации, которая в «многотиражке» завода имени Фрунзе упорно называлась XVIII мкр. Это будущий дом по Ставропольской, 163 величиной в четырнадцать подъездов.

    https://postimg.cc/ppDkG5qs

    Сегодняшний рассказ завершается возле «Негритянского» — в начале 70-х годов там было весьма интересно.

    https://postimg.cc/MMq6xchZ

    В 1970-1972 г.г. велось строительство автодорожного тоннеля под железнодорожной линией, соединявшей станции Безымянка и Средневолжская (и далее в сторону Жигулёвского Моря). Тоннель этот находился в створе улицы Земеца (тогдашней Псковской) и неофициально именовался как «нырок». До 1972 года соединение улицы Победы с Зубчаниновским шоссе (на снимке обозначено жёлтой линией) шло через железнодорожный переезд, который так и звался Зубчаниновским. Трасса для тоннеля и для последующего соединения улицы Псковской с Зубчаниновским шоссе обозначена зелёной линией. При этом уже тогда планировался дальнейший выход в сторону завода «Прогресс» со строительством путепровода над железнодорожной линией Куйбышев — Смышляевка (и далее до Кинеля) и со сносом объектов, находившихся в зоне строительства. Синяя линия и обозначает будущий путепровод, до которого, впрочем, было ещё целых шесть лет.

    Чёрной линией помечены ЖД пути — один прямой от Безымянки, а другой окольный, по которому обычно ходят электрички, следующие в сторону Жигулёвского Моря. Сейчас два путепровода — железнодорожный для электричек и автодорожный в створе улицы Земеца находятся рядом друг с другом.

    Красные контуры — это старт стройцеха завода «Прогресс» на новом для себя месте. Собственно говоря, для самих заводчан локация была хорошо знакома, вот только заселена она была бараками. В заводской прессе будущий «Негритянский» именовался как участок 2-го домоуправления. По планам 1971 года предстояло построить первые три дома по будущим адресам Днепровский проезд, 3, 5 и 7. На спутниковом снимке два дома выглядят неплохо, а вот дом № 5 и толковой тени отбросить не в состоянии. Впрочем, уже к ноябрьским праздникам его пятиэтажная «коробка» была смонтирована из силикатных блоков, а в феврале 1972 года «многотиражка» ракетостроителей уже хвасталась всеми трёмя новыми домами. В кадре видна труба котельной, которая существовала и до 1971 года — она отапливала весь этот барачный городок.

    https://postimg.cc/NLPxyRbn

    https://postimg.cc/470h3QZb

    Разговор планируется к продолжению.

  2. Продолжение похождений по городу Куйбышеву полувековой давности. Пафосная улица Молодогвардейская.

    https://postimg.cc/jwQ4y5T1

    В жёлтом контуре находится строящийся комплекс монумента Славы (будет открыт менее чем через два месяца после спутниковых съёмок), в зелёном контуре дом быта «Горизонт» (сдан в конце 1970 года), в красном контуре строительство очередного дома-«Шанхая» и в голубом контуре закладка «свечек» в четырнадцать этажей. Выделять отдельно Дворец спорта и Госцирк смысла нет — они и так отлично узнаваемы.

    К спутниковому снимку прилагаются два «земных» снимка того же 1971 года — со строящимся «Шанхаем» и с закладкой «свечек».

    https://postimg.cc/Y4xJCtVp

    https://postimg.cc/t1gzFyJR

    Летом 1971 года торжественно открылся обновлённый речной вокзал. На спутниковом снимке его высотная гостиница «Россия» помещена в жёлтый контур. Её легко определить по длине тени. Впрочем, гостиницу сдавали позже речвокзала.

    https://postimg.cc/WD25SCpz

    https://postimg.cc/vgT3wnVd

    https://postimg.cc/sQ8XTFzR

    Дом молодёжи возводился новокуйбышевским стройтрестом № 25. Изначально срок его строительства должен был уложиться в два с половиной года — с лета 1969 года по конец 1971 года. В конечном итоге эта сдача состоялась лишь в 1977 году. Спутниковые и «земные» виды стройки Дома молодёжи в 1971 году прилагаются.

    https://postimg.cc/687Wqbx7

    https://postimg.cc/wykHZSLr

    Обустройство на своих новых площадках двух институтов — педагогического (красный контур) и планового (жёлтый контур). В зелёном контуре находится здание АТС на Блюхера, которое в ту же пору возводил стройтрест «Куйбышевремстрой».

    https://postimg.cc/5YfjX5mZ

    https://postimg.cc/7GQVXLbY

    https://postimg.cc/CdFmgWb4

    https://postimg.cc/qgTMMG7w

    Планируется, что следующий мой пост будет завершающим по 1971 году и в нём я постараюсь сделать упор на жилое строительство. Пока что ограничимся вестями из XII мкр. — в 1971 году завод КАПО (ныне «Авиаагрегат») взялся за строительство десятиподъездного кирпичного дома высотой в девять этажей, в аркой посередине. Его адресом станет улица Стара Загора, 209.

    Данное строительство велось из расчёта сдачи двух подъездов в год и началось со стороны проспекта Кирова. На спутниковом фрагменте красным контуром выделены два первых (уже возведённых) подъезда, а жёлтым контуром направление застройки для оставшихся восьми подъездов. Дом имеет изгибы как у молнии.

    https://postimg.cc/s1r66Mn1

    Примерно за месяц до спутниковых съёмок стройку КАПО посетили журналисты заводской «многотиражки». Краткий репортаж в честь Дня Строителя был сопровождён прекрасным панорамным снимком, сделанным с высоты восьмого строящегося этажа в сторону стадиона «Металлург» — на горизонте в «правой-полусредней» части кадра видны все четыре световые мачты стадиона. Естественно, возникло желание сравнить «земную» панораму августа со спутниковой панорамой сентября. Как видно со спутника, в той части XII мкр., что примыкает к территории «Шоколадки», уже было построено немало жилых домов и общежитий, но все они имели высоту в пять этажей. Естественно, что с восьмого этажа дома КАПО (плюс по рельефу Загора находится выше Маркса) было видно очень далеко.

    https://postimg.cc/3kdn4mwf

    https://postimg.cc/KkS2smVF

    https://postimg.cc/v1yhPjzk

    Первые два подъезда дома КАПО были готовы в конце 1971 года как и обещалось. Полная сдача всех десяти подъездов случится через пять лет.

  3. Как и было обещано, сегодня поговорим о жилой застройке полувековой давности. Наиболее динамичным местом в городе являлись «номерные» микрорайоны, где властвовала панельная застройка в исполнении ДСК (домостроительного комбината). Начинаем с X мкр., который изначально застраивался домами с этажностью не менее девяти:

    https://postimg.cc/hX1LPyJd

    В красном контуре будущий кинотеатр «Шипка» (будет сдан в конце 1974 года), в жёлтом контуре будущее троллейбусное депо (буде сдано в мае 1978 года) и в зелёном контуре строящийся жилой дом на Фадеева, 67. Этот микрорайон начинал застраиваться как раз со стороны Фадеева, в чём можно убедиться и посредством газетной фотографии «с земли». Другая сторона Фадеева была занята частным сектором Карбюраторного посёлка (т.е. посёлка, выстроенного работниками завода имени Тарасова). До сноса этого посёлка и его последующей высотной застройки оставалось ещё пять лет так что в его сторону фотоаппараты не нацеливали …

    https://postimg.cc/phFJfDVQ

    Проспект Кирова на отрезке между улицей Стара Загора и Московским шоссе застраивался парадными девятиэтажками — по пять штук с каждой стороны. В городской прессе их фотографировали неоднократно. По левую руку находился VII «А» мкр., а по правую руку XIII мкр.:

    https://postimg.cc/3dmrsWNL

    Вышеозначенные девятиэтажки отмечены красными контурами, а в жёлтом контуре в глубине XIII мкр. видна новая школа № 157, сданная в 1970 году. Кажется, что на следующем фото спутали XIII мкр. с VII «А» мкр. Есть у нас и снимок школы № 157.

    https://postimg.cc/XBZKjdmB

    https://postimg.cc/06c77VqJ

    Отрезок Кирова ниже Загоры (в сторону «Шоколадки») также имеет отношение к двум «номерным» микрорайонам — слева VIII мкр., а справа XII мкр.

    https://postimg.cc/qNm83mr6

    В красном кружочке напротив «Шоколадки» располагалось разворотное кольцо для троллейбусов и автобусов, в зелёном контуре строящийся жилой дом завода «Гидроавтоматика» (Кирова, 210), а в жёлтом контуре такой же строящийся дом в исполнении треста № 11 (Кирова, 283). До того, как в 1968 году сформировался ДСК, трест № 11 также работал с панельным домостроением, но затем он перешёл на кирпичную кладку. Фото трестовского дома в 1971 году прилагается, а дом «Гидроавтоматики» (также кирпичный) был сдан к ноябрьским праздникам 1973 года.

    https://postimg.cc/crSj9JnM

    https://postimg.cc/680NLvbv

    В отличие от трестов, которые в 1962-1975 г.г. работали преимущественно на площадях, свободных от старой жилой застройки, заводам очень часто приходилось строить дома за счёт сноса бараков, шлакоблочных домов (что фактически то же самое) или частного сектора. Обратимся к Машстрою, который застраивался заводом «Металлист» — в 1971 году там было что оценить.

    https://postimg.cc/svGYhPXT

    В красном контуре застройка 1971 года по улице Днепровской — общежитие в здании № 1 и жилой дом № 3. Зелёный контур находился на территории, прилегающей к заводу. В военное время она была напичкана бараками. Снос всего этого начался в 1970 году, когда появились дома №№ 295 и 299 по улице Промышленности. Год 1971 добавил сюда же дома №№ 297 (первую заводскую девятиэтажку) и 309. В этой локации трудились и строители новокуйбышевского треста № 25 — все панельные пятиэтажки улучшенной планировки, находящиеся здесь, были смонтированы ими. Словом, всё то, что внутри зелёного контура, застраивалось либо «Металлистом» либо Трестом № 25. Голубой контур — это двенадцатиэтажный дом застройки 9 ГПЗ в районе пересечения улиц Промышленности и Гагарина.

    Всё это также можно рассмотреть «с земли» на разных снимках — улицу Днепровскую, «машстроевскую» застройку улицу Промышленности, панельный дом новокуйбышевцев и невиданный «небоскрёб» от подшипниковцев. По ходу строительства выяснилось, что стрела крана не может поднимать грузы выше отметки десятого этажа поэтому его пришлось переставить на специально сооружённый постамент.

    https://postimg.cc/JDPh0FZG

    https://postimg.cc/nsxVkx1X

    https://postimg.cc/DJy29cHF

    https://postimg.cc/QHWXZC4B

    Далее представлены снимки из IV мкр. и с района улиц Юбилейной и Теннисной, где было понастроено много чего. IV мкр. застраивался Трестом № 24 и здесь так же, как в X мкр., планировались дома этажностью не ниже девяти. На Юбилейной, Теннисной и прилегающих к ним улицах трудились стройцеха завода имени Фрунзе, КАПО и Авиазавода. Правда большая часть домов, которые есть на спутниковом снимке 1971 года, была сдана раньше.

    https://postimg.cc/TLLD8GZT

    https://postimg.cc/hhmdpDLr

    Завершить прогулку по 1971 году предлагается на Металлурге. Его застройку вёл не только соответствующий завод (дома по Свободе, 222, 224, 226), но и Авиазавод (дома по Путейской, 14 и 15, по Свободе, 227 и 229). Кроме того, на улице Алма-Атинской, 1 было сдано здание ПТУ — нынешнего Металлургического колледжа. Спутниковый снимок локации и два «земных» снимка от металлургов прилагаются.

    https://postimg.cc/SjzMD603

    https://postimg.cc/Q9vjFK0W

    https://postimg.cc/SJMfY0NX

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s