Охота на ведьм в Куйбышеве 1960-70гг. (VII)

«Земля хиппи — наша страна» — написано карандашом на одной из стен куйбышевского пивбара «Парус»… Пивбар стал своего рода местом свиданий — впервые открыл «хипарей» и среди них А. Кузнецова и разгуливающего босиком Олега Кантария. («Волжский комсомолец», 5 августа 1973 г.). Но что с ними делать?

В тоталитарной системе запрещено делать все, что не приказано.

Приказ отдает XXVII городская комсомольская конференция 13 декабря 1973 г. Из доклада секретаря горкома: «Недостатками идейно-политического воспитания… можно объяснить тот факт, что в среде студенчества появляются подражатели движению «хиппи». Среди них студент университета Владимир Комин, авиационного института Звягин, политехнического института Габурашимов… Мы не имеем права мириться даже с отдельными случаями беспринципности и особенно тем, где дело касается коммунистической морали».

К слову сказать, реально сам Комин при своей прическе хипарем себя не считал, хотя тусовался он в Струкачах на бугре и всех там знал, а за волосы ему как-то досталось в поселке Ямы, там его запинала местная шпана, да и декан гуманитарного факультета Евгений Мельников иногда предлагал трешку на парикмахерскую, участливо спрашивая, может у студента денег на парикмахерскую не хватает?

Итак, лицензия на охоту получена. Добыча — инакомыслие в проявлениях молодежной субкультуры. Ведь появляется еще опасный симптом падения лояльности — молодежь массово после армии не встает на учет в комсомол. «Волжский комсомолец» публикует письмо такого «отказника» Ломакина, в котором он объясняется: «Союз молодежи 1970-х гг. — это многомиллионная армия разношерстной молодежи с разными взглядами на жизнь». Да, любопытная жизнь пошла, если даже ответственные партийные товарищи в Куйбышеве признавались: «В ряде случаев мы находим в урнах комсомольские билеты».

Владимир Комин справа

Выборочные репрессии падают прежде всего на интеллектуальные центры, включая молодой Государственный университет (у его первого руководителя — Медведева серьезные разногласия с обкомом КПСС — возможно это один из вариантов рассчитаться)

Партийное собрание гуманитарного факультета КГУ 26 апреля 1974 года (секретарь партбюро Петр Кабытов):

— Среди студентов встречаются люди политически незрелые, духовно бедные, нарушающие нормы коммунистической морали, щеголяющие дешевым скепсисом. А внешний вид молодых людей разве не свидетельствует об их культурном и интеллектуальном уровне развития? Эти дикообразные прически у ребят (Владимир Комин, Александр Ерин, Юрий Малецкий), намалеванные без всякого чувства меры зеленые или голубые разводы на глазах, экстра-коротенькие до неприличия юбочки.

Финк спас Комина от каторги

Комина ругают уже второй раз, на сей раз в родном узе, а ему все как с гуся вода,  не считая академического отпуска — он хотел попасть на специализацию журналистика и многомудрый, сам прошедший лагеря Лев Финк посоветовал ему сделать перекур в учебе, как оказалось Финк был абсолютно прав а вот коминовского друга по факультету, с которым они бродяжничали в Москве, Александра Ерина ( в 1990 годы  создавшего в Самаре книжную фирму Пиквик) из института после отчисления со второго курса забрали не просто в армию, а в жд войска на строительство БАМа. Потом филолог вспоминал эти два года в тайге, после уютного литературного кружка Орлицкого (у него дома была самая навороченная аппаратура) как настоящий Гулаг — их часть была отправлена в качестве десанта туда, где не было ничего — ни инфраструктуры, ни техники, а большинство однополчан не разговаривали по-русски. Хотя часть романтиков из столичных центров добровольно махнула на БАМ потому что на полном серьезе считала, что там будет своеобразная молодежная коммуна, по образу хиппи, не случайно туда приезжал и популярный среди этой публики Дин Рид.

Формально Ерина, выпускника специализированной английской 120 школы, отчислили из университета и отправили служить из-за проблем с русским языком, затем после армии вся жизнь пошла по другим лекалам — в аспирантуру он попытался пойти только уже в конце 1980-х годов, а потом махнул на нее рукой. Второй Финк, который закончил аспирантуру спустя 18 лет заключения из него не вышел.

Правда органы напомнили Ерину о себе через тридцать лет, уже в 2004 году, когда пришли забирать из его магазина вредную литературу, он тогда возмущался:

— В то время, когда изымали эти книги (у нас это авторы Фридерик Бекбедер, Том Вульф и Баян Ширянов), меня не было в магазине. Но узнав о том, что произошло, я очень удивился. С моей точки зрения, художественную литературу вообще нельзя считать пропагандой чего-либо, иначе это может дойти до абсурда. Вот возьмем «Дубровского» Пушкина. Так там же описывается организованная преступная группировка, которая терроризирует местное население. Или «Пиковая дама» — натуральная пропаганда азартных игр, да еще убийство. А уж про «Преступление и наказание» вообще говорить нечего: там человек не только совершает преступление, но и придумывает теорию, его оправдывающую. Таких примеров можно привести множество — Шерлок Холмс (морфинист), граф Монте-Кристо (гашиш ложками ел), у Булгакова есть рассказ «Морфий», у Агеева «Роман с кокаином», а знаменитые «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева!.. Я — законопослушный гражданин, и не хочу пропагандировать наркотики и защищать книги, которые мне неинтересны (тем более, что сам я их не читал, да и спросом они особым не пользовались, а брали мы их потому что обязаны предоставлять нашим покупателям весь ассортимент). Но меня интересует, почему эти «вредные» книги вообще были напечатаны, а я оказался крайним?

Малецкий, тяготевший к кино, был самым идейным противником системы

Репрессии начала 1970 годов в КГУ касаются не только студентов — вольнодумцев. Молодой вуз весь причесывают «фурминатором». Мягкого юриста Мельникова на посту декана гуманитариев заменяет Геннадий Широков.

Партийное собрание университета 27 июня 1974 г., а это, между прочим, год первого выпуска в вузе : «За последние три года из университета выбыло 30 преподавателей. Часть из них оказались политически незрелыми (Бойко, Деркечев, Черторицкий, Сенкевич). Явно недостаточной является работа кафедр по повышению… идейно-теоретического уровня через систему политпросвещения. Результатом этого является неподготовленность ряда преподавателей к ответам на вопросы студентов… по разъяснению внутренней и внешней политики партии. Такое положение вещей приводит некоторых студентов (Бляс, Малецкий, Марков) к скептическим высказываниям… Вместе с тем, атмосфера благодушия и самоуспокоенности на кафедре литературы… приводит к самодеятельности, бесконтрольным объединениям студентов по их интересам, к нежелательным сборищам, на которых читаются идейно-ущербные стихи (Ю. Орлицкий) и проводятся неуправляемые дискуссии по вопросам философии, истории, литературы» (Ерин пострадал за этот самый дискуссионный кружок Орлицкого).

Обратите внимание — фамилии Комина и Ерина не звучат — их уже нет в студенческих рядах….

Чуть позже снова досталось профессору — филологу Льву Финку — в 1976 году, когда ему исполнилось 60 лет ходатайство о присвоении ему звания заслуженного деятеля науки было отклонено, не была опубликована и книга, уже включенная в план Куйбышевского издательства.

Фрондирует в КГУ в основном интеллектуальные филологи, а вот на лояльном историческом отделении (там учатся много детей правящей номенклатуры) сбиваются в кучки «девушки в коротких до неприличия юбочках», выбирающие в качестве не постоянных сексуальных партнеров наиболее рыночно продвинутых горожан и гостей города Куйбышева.

Этот гешефт поначалу настолько удачен (милиция за ними в ту пору не гоняется), что ему начинает мешает учеба на дневном отделении — они уходят из вуза в 1974-1974 гг., а потом восстанавливаются на заочном отделении.

Орлицкий (взято здесь) членов его литературного кружка ссылали в Сибирь

Следующий цензор молодежи после вузов — это райкомы комсомола. IV пленум Октябрьского райкома ВЛКСМ 30 сентября 1974 г.: «Нельзя… пускать ансамбли на самотек, в противном случае они будут подражать манере и внешнему виду битлов… Серьезное беспокойство вызывает проведение танцевальных вечеров в парках и Домах культуры, которые… оказались вне сферы влияния комсомола. В результате чего в центре внимания молодежи появляются люди сомнительного поведения, в разрисованных спортивных майках, с закатанными до колен брюками».

И опять сравнение Куйбышева с другими населенными пунктами СССР не в пользу первого, такое ощущение что в партийных органах на Средней Волге окопалась кучка дикарей, а вот в молодежной прессе Иркутска в тоже самое время  вполне нормальные материалы про Битлз. Гостящий у родственников в Калининграде еще в 1968 году юный Константин Лукин. пропитывается западным роком именно там.

На Средней же Волге выходя из дома, тщательно проверяйте свою одежду. Это не шутка. В 1971-1972 не фураги, а штатные сотрудники милиции выстригли на лбу прядь челки и обрезали клеши старшекласснику 66 школы и парень после этого специально так и ходил обрезанный сверху и снизу…. В системе городских ателье закройщикам было запрещено шить школьникам клеши шире 28 см снизу, они были вынуждены отказывать даже своим постоянным клиентам.

Первый секретарь Ленинского райкома КПСС Куйбышева М. Г. Андреева, выступая 24 мая 1974 года на пленуме райкома, делилась своими наблюдениями. «Среди студентов младших курсов стало распространяться подражание хиппи… Неряшливость и неопрятность в одежде, нечистоплотность возводятся в какой-то модный стиль. Причем некоторые студенты этим самым проявляют явное неуважение к нашим большим политическим событиям. 1 мая этого года в колонну нашего района… явился студент медицинского института, непричесанный, в мятых, далеко не первой чистоты, каких-то холщовых штанах и с гитарой… Мы, конечно, вмешались в это дело и не позволили этому человеку портить нашу колонну… Студенты института культуры должны были присутствовать при торжественной регистрации брака молодоженов нашего района… явились в Театр оперы и балета как «хиппи», пришлось их отстранить».

Возмущение Андреевой можно понять — институт культуры в Куйбышеве открыт только что — в 1971 году, а спустя три года, там эти уже завелись, как их? Хиппи…. Что касается присутствия студентов на торжественной регистрации браков в театре оперы, то оно сводилось к тому что они должны были брать документы молодоженов на входе в театр и быстренько относить их в фойе на втором, где происходила торжественная регистрация браков. Так чисто принеси — подай, обычный субботник.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s