Охота на ведьм в Куйбышеве 1960-70гг. (II)

Надоело! Сколько десятилетий можно искать врагов. А именно этим на протяжении десятилетий занимались и занимаются пропагандисты в России?

Совершим небольшой экскурс в историю города Куйбышева. 1957 год. Перед нами статья из «Волжского комсомольца» за 2 июня «К вопросу о стиле». «У нас в городе борьба со стилягами нередко принимает дикие и уродливые формы», — говорится в ней и поясняется — молодого рабочего Хрынова участники рейда схватили «как стилягу» и остригли.

Учащиеся железнодорожного училища № 1 избили двух парней за то, что на них были «стиляжьи» куртки; учащиеся ремесленного училища угрожали аккуратно одетым студентам».

Орган обкома ВЛКСМ выступает против подобных крайностей и в то же время открыто предупреждает: «Комсомол выступал и всегда будет выступать против дурных, мещанских вкусов, никаких поблажек тем, кто стремится привить у нас тлетворную буржуазную «культуру»

Напоминаю это 1957 год. Уже прошел XX съезд КПСС. Хрущевская «слякоть» — она же «оттепель» возвращает из лагерей уцелевших политзаключенных, снова реабилитируется джаз.
Но в этой новой жизни нет места «стилягам» — «прожигателям жизни». Они — новые враги. Их клеймят за то, что они читают Ремарка и подражают героям Василия Аксенова («Волжский комсомолец», 1961, 25 марта, 14 ноября).

Что же касается способа борьбы стилягами в Куйбышеве, то он предельно ясен. «Челка закрывала — уже глаза и половину носа, а сзади космы, как у небезызвестных битников, свешивались на воротник костюма, когда комсомольцы прямо из цеха в рабочее время повели Юрия в парикмахерскую», — с восторгом живописал М. Барыкин, «ястреб» идеологической борьбы, в своей брошюре «Середины нет», изданной в Куйбышеве.

В начале 1960-х гг. появляется и новый враг — верующие. Так, в строительном институте обнаружен и «обезврежен» четверокурсник Вениамин Крейман. Подумать только, он — баптист, «несколько лет жил среди нас, посещал лекции и семинары по истории КПСС, был членом научного студенческого общества», восклицает институтская газета «За строительные кадры» (13 января 1961 г.). «Какой из него выйдет инженер. Ведь специалист с высшим образованием — это организатор, идеологический воспитатель масс. А как и чему будет воспитывать рабочих Крейман?»

Бдительность проявлена и студентами пединститута. Они пишут письмо в редакцию газеты, в котором осуждают свою сокурсницу, студентку 2 курса факультета иностранных языков Валерию Стукалину, за то, что она венчалась в церкви с семинаристом. Как же так?

— Вместе с нами она ходила в кино, на вечера, в походы. Вместе пели песни, танцевали, — недоумевают в доносе будущие педагоги. Итог — Стукалина сама подает заявление с просьбой исключить ее из числа студентов Куйбышевского педагогического института по семейным обстоятельствам. Уже вдогонку несчастной девушке М. Барыкин бросает: «Попирая нормы христианской морали, она скрывала свои религиозные убеждения, всячески маскировалась, лицемерила» («Пустоцвет на древе жизни», Куйбышев, 1962)

Вот так вот — не скрываешь убеждения — исключают как личность, ненадежную для властей, скрываешь — значит, лицемер. Куда ни кинь — человек везде виноват перед властью

Но вылавливают не только будущих специалистов с высшим образованием. В Ставрополе на Волге (ныне Тольятти) решением собрания цеха № 48 нового завода «Синтезкаучук» электрик Лев Зотов исключен из профсоюза, лишен квартиры и даже выселен из города за религиозную деятельность. Он — пятидесятник, деятельность их общины в то время была запрещена. Решение собрания профсоюзной организации тут же без заминки утверждает и власть — исполком горсовета («Волжский комсомолец», 1961, 13 сентября)

Облава поставлена широко. «Участковыми врачами и медсестрами амбулатории № 6 в поселке Кузнецова г. Куйбышева удалось выявить 82 верующих» («Волжский комсомолец», 1965, 10 сентября).

Заодно на «красные флажки» гонят и всякую «мелочь», например мастеровых людей. Они, видишь ли, тунеядцы, не желают трудиться на государственных фабриках, а самолично изготавливают и продают мебель («Волжский комсомолец», 1960, 14 декабря)

Самое жуткое во всей этой истории — это поведение людей. Осуждают инакомыслящих не там где-то там, далеко наверху, а здесь, рядом: товарищи и коллеги. Таково свойство тоталитарной системы. В ней нет никаких норм, регулирующих общественную жизнь. А есть страх и выработанные страхом условные рефлексы. Все как на сторожевой службе

— Чтобы выработать у собаки условный рефлекс на команду «фас», — гласит учебное пособие по собаководству, — необходимо еще в возрасте щенка привить ей недоверие к посторонним людям. Развивая у собаки злобу при команде «фас» надо добиться, чтобы человек — хотя и с лаской или с дачей лакомства — являлся ее врагом. Собака не должна доверять ему, а наоборот — облаивать. Если же собака не реагирует на эту команду, ее следует перевести в группу злобных собак, так как групповое занятие по развитию злобы является самым эффективным

Метаморфозу превращения собаки Шарика в чиновного Полиграф Полиграфыча Михаил Булгаков описал зимой 1925 г., превращение людей в псов еще ждет своего автора. А ведь совсем еще недавно, в 1968 г. учитель (предметник по литературе) спешил сообщить коллегам из школы № 73 недалеко от Безымянского кладбища о Славе Толстове, мальчишке, решившем быть со своим школьным наставником искренним. Он, Слава, поэтами «Николаем Гумилевым, Игорем Северянином восхищается», «Голос Америки» повторяет». Караул!

И собравшийся в экстренном порядке школьный синклит решает: «ученик… выходит из школы, не обладая ни твердым коммунистическим мировоззрением, ни идейной убежденностью» («Волжская коммуна», 1968 г., 29 июня).

А потом еще один большой «дядя» обрушивается на мальчишку. «В городе имеются факты, — гремел с трибуны пленума ГК ВЛКСМ 2 октября 1968 г., уже после оккупации Чехословакии, секретарь горкома партии Романов, — политически незрелых проявлений, даже вредных, например, учащихся школ. В мае текущего года ученик 10 класса Толстов вынашивал политически незрелые взгляды в результате влияния зарубежных передач»

Несчастная страна, где взрослые воюют с инакомыслящими детьми! Их взглядами.
Да, все это уже было, и если вы забыли это, тогда вы забыли все. Загляните в куйбышевские газеты 1970-х годов.

«Боремся за тишину» — призывала «Волжская коммуна» 12 февраля 1974 г. Как же, как же, помним и тишину, и это времечко. Самое начало борьбы с городскими хипарями, их пока еще не отправляют в психушки. Посмотрите «Волжский комсомолец» за 5 августа 1973 г., «Волжскую коммуну» за 3 марта 1974 г. Одни заголовки чего стоят: «Мартышка в майке»… А в это же самое время в родной для меня школе № 170 г. Куйбышева эта борьба принимала более жесткие формы. «Если ты пацан, носи фурагу», — втолковывали нам, и по-хорошему, и кулаком. Наша школа не была исключением

— Мы думаем,- писали учащиеся школы № 10, — что моды имеют отношение к политике, что под эстетику поведения следует обязательно подводить идейную подкладку. И зачем тащиться на поводу у мод Запада!»,- («Волжский комсомолец», 1970 г., 17 января).

А после того, как вся школа №170 была «сагитирована», весной 1974 г. она «объявила войну» школе № 28. Там, якобы, были враги — хипари, и воевали с ними на пустыре у трамвайной линии, проходившей по ул. Энтузиастов (сегодня это парк 30-летия Победы).

Кастеты, разобранный у школы штакетник, самопалы, магниевые бомбы — все шло в ход. В тот раз обошлось без жертв, только моему однокласснику Валерке Лопаткину кастетом подбородок разбили. А когда выяснилось, что и в 28 школе «фураги», в округе начались новые поиски хипарей».

Психоз нагнетаемый средствами массовой информации, искавших врагов, оболванивая детей, порождал подростковые банды. Не секрет, что поиски фашистов в Куйбышеве в апреле 1984 г., опять-таки спровоцированные пропагандой, всколыхнули то же «дно», казалось бы, уже умершее движение «фураг».

Потенциал зла велик. Оно всегда накапливается, конденсируется быстрее, чем добро. Правда, те, кто пользуется злом, как орудием, забывают, что удержать его в одних руках нельзя. Насилие порождает насилие. Те, кто сегодня провоцирует поиски врага, завтра сами становятся жертвой этих непрекращающихся поисков. И не надо думать, что это там, далеко — злом переполнены и мы. Кто-то ведь должен нести ответственность за наше, прямо скажем, несладкое житье. И уж, конечно, не мы сами, мы-то ни при чем, мы не топтали других, не лгали, не покупались на тупую политическую рекламу — мы только честно исполняли чьи-то приказы.

3 responses to “Охота на ведьм в Куйбышеве 1960-70гг. (II)

  1. «А в это же самое время в родной для меня школе № 170 г. Куйбышева эта борьба принимала более жесткие формы. «Если ты пацан, носи фурагу», — втолковывали нам, и по-хорошему, и кулаком» — с учетом основного пафоса поста, получается, что этим занимались партийные и комсомольские органы, а так же учителя? Прям вот представилось: директор школы написал заметку в «Волжскую коммуну», а потом, 20 апреля, выйдя на общешкольную Ленинскую линейку в бабайке, лепне, шузах и белом шарфике, сел на корты, закурил чилим и велел: «по заветам Ленина, первого фураги: бей быков и камсюков, спасай Самару от врагов»! 🙂

    • Никой Павлович, директор не мог заниматься дисциплиной, ею занималсь Роза — зауч из милиции и взрослые парни, которые приходили бить фураг за своих младших братьев, даже на линейку классы строили, чтобы фураг вперед вывести и настучать

  2. Кстати меня тайком крестили в Абдулино году так в 82-83, я еще дошкольником был, помню это. В Куйбышеве наверняка бы прознали, мать была партийной, передовиком — проблем бы была куча…. А вот крестных своих я не знаю. Гоп-жлоб культура была повсеместно, она у молодежи вытеснила умирающую пионерию и ее идеалы. Сила, наглость, ловкость, фарт, изворотливость. Такие идеалы пошли. Но отдушиной для меня стал рок-н-ролл и самарская тусовка -там поощрялось инакомыслие, чтение, знания…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s