Голодной Самаре – аральский судак

Нет, это конечно хорошо, когда популяризаторы исторической науки нам рассказывают, как приближая мировую революцию героический пролетариат (и не только он) Запада боролся за то чтобы накормить голодное Поволжье в 1921 — 1922 годах.

Но мне на память приходит осень прошлого года и та волна ненависти которая прокатилась в социальных сетях, когда в окрестностях Кинеля вырос стихийный лагерь беженцев людей, живущих к югу от России, людей которых из-за пандемии выгоняли из РФ и не давали пересечь границу. Многие комментаторы вконтакте тогда расписывались в своей нелюбви к узбекам, киргизам и даже не реагировали, когда им напоминали, как жители этих республик спасали волжан в годы сталинских репрессий и во время второй мировой войны.

О роли Туркестана в победе надо голодом 1921-1922 года в Самаре тоже много писали, повесть того же Неверова «Ташкент – город хлебный» чего стоит, но как-то этот эпизод истории потерялся в головах волжан.

Вот Нансен – это голова, коммунисты и интеллектуалы Европы и Америки тоже….

Между тем, мне недавно в руки попала книга каракалпакского писателя Галыма Сейтназарова «Сквозь бурю», так вот в ней автор рассказывает, как жители его республики, на своих судах, по призыву Ленина, в 1921 году выходили в Аральское море ловить рыбу для умирающих от голода жителей Поволжья. Море, кстати, описанное в книге 1976 года издания, очень опасное было, иногда затапливало ближайшие селения на берегу, а еще оно давало жизнь приморской флоре, кормило многочисленные стада скота в этой пустынной, северо-западной части Узбекистана.

Ныне такого и моря то в целом не осталось (в наличии два крупных соленых озера), заржавел и сдан на металлолом старый рыболовецкий флот, но память о том,  как в Каракалпакии 100 лет назад выловили для стола голодающих волжан свыше 30.000 пудов рыбы (судак, сом, сазан, лещ и толстолобик), а земледельцы всего Узбекистана добавили в эту же копилку 600 тысяч пудов хлеба, по сей день жива.

Тогда эта республика еще дополнительно приняла 200.00 беженцев с Поволжья, включая маленького героя повести Александра Неверова.

Только вот в Самаре люди о добром не помнят, если добро пришло не из Европы, а книги подобные повести Галыма Сейтназарова сейчас превратились в букинистическую редкость.

3 responses to “Голодной Самаре – аральский судак

  1. Что же вы прошлым летом не приютили бедных узбеков, чьи родители грабили и насиловали русских в 1990-х гг.? Проявили бы гостеприимство, хорошо пообщались, может быть вас они даже не зарезали бы.

  2. И каракалпаки это не узбеки, кстати, они родственники монголов. И на Арале рыболовством занимались русские. Все пароходство в Средней Азии было русским.

    • пассажирское пароходство и рыболовство — это разные вещи, а при чем здесь этническая принадлежность каракалпаков, знаниями решили блеснуть?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s