Пушкинский сквер: от козьего пустыря до армейского стадиона

новая перестройка обещает деревянное здание возродить, фото взято отсюда

За воздвигнутым в 1888 году краснокаменным те­ремом драматического театра остался большой, без единого деревца и кустика пустырь, которым заканчи­валась левая сторона Саратовской улицы. То был не­истощимый источник пыли во время летних ветров и средоточие грязи весной и осенью. Довольно обшир­ный «жареный бугор» этот (в то время закулисно-хо­зяйственная часть театра не простиралась так далеко, как сейчас) не один год находился во власти самар­ских мальчишек и коз. Последние, естественно, владе­ли им сезонно — до тех пор, пока там оставалась хоть одна живая травинка.

Но даже в таком первобытном виде это возвышав­шееся над Волгой место считалось едва ли не самым красивым и привлекательным в городе. Отсюда откры­вался прекрасный вид на широкую излучину Волги, Жигулевские Ворота, часто подернутые прозрачной дымкой, и акварельно окрашенные дали. Поэтому не случайно, когда передовая Россия решила всенарод­но отметить 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, взоры горожан, причастных к проведению юбилейных торжеств в Самаре, обратились и к этому пустырю за драмтеатром…

Городская училищная комиссия разработала об­ширнейшую программу пушкинских майских дней 1899 года. Вот лишь отдельные, как мы теперь говорим, ме­роприятия. В театре и Доме трудолюбия (был, оказывается, такой) прошли Пушкинские народные чтения и литературно-музыкальные вечера. Сбор от «Пушкинского» спектакля драматического театра передан Об­ществу поощрения образования для оплаты обучения нуждающихся учеников. Свыше трех тысяч учащихся школ и училищ Самары получили по томику сочине­ний поэта, на что было выделено из юбилейных средств 900 рублей, в основном собранных по подписке. В Третьей части города (такое было тогда «районное» деление) открылась народная библиотека, названная Пушкинской. Для добросовестных учеников, нуждаю­щихся в помощи, учреждены стипендии имени А. С. Пушкина.

И это еще не все! Некоторым училищам было прис­воено имя Пушкина. Успевающих учеников было

решено освободить от экзаменов при переводе в следу­ющий класс. По ходатайству училищной комиссии было разрешено закончить учебу и экзамены до 26 мая, с тем чтобы в праздновании 100-летнего юбилея поэта смог­ли Принять участие все юные граждане города. (А ведь после гибели Пушкина, стремясь вытравить из памяти народной первого поэта России, министерство просвещения распорядилось не упоминать его имени в учебных курсах университетов и в научных занятиях «как человека нечиновного и в государственной дея­тельности себя не проявившего».)

Но гений Пушкина, его бессмертное художествен­ное наследие, его влияние на отечественную литерату­ру и национальное самосознание оказались столь мо­гучи, что даже духовенство вынуждено было отметить столетие со дня его рождения. Во всяком случае, в Самаре оно свое «мероприятие» провело в кафедраль­ном соборе, в присутствии учащихся городских школ, гимназий, реального училища и фельдшерской школы.

Вот в те весенние пушкинские дни круто измени­лась и судьба пустыря за драмтеатром. Именно с не­го и начался школьный праздник древонасаждения, объявленный в честь столетия А. С. Пушкина. Под ру­ководством учителей и садовников учащиеся высади­ли здесь молодые деревца и саженцы, специально вы­писанные из Саратова.

Так в Самаре возник рукотворный сквер имени Пушкина, сказочно преобразив и украсив самый конец Саратовской улицы. А чтобы навечно и «веществен­но», так сказать, закрепить имя поэта, на преображен­ном детскими и учительскими руками клочке самар­ской земли было решено установить бюст А. С. Пуш­кина. И он появился тут в 1905 году, на двухметровом кирпичном постаменте. К тому времени сквер был об­несен высоким штакетником, деревья укрепились, а рядом с закулисной частью театра был построен и от­крыт красивый деревянный павильон, названный Пуш­кинским. Скромный белый бюст Пушкина долгие годы стоял в том его углу, что образуется нынешними ули­цами Фрунзе и Вилоновской.

В одном крыле Пушкинского павильона с декабря 1906 года открылась бесплатная библиотека, где в то грозовое революционное время скопилось много книг по истории, политике, социальным и экономическим вопросам. В другом — хозяйничали дети, родители и учи­теля. Потому-то весь этот «культурно-спортивный ком­плекс» и называли тогда «Семейно-педагогический кружок. Пушкинский сквер», о чем гласила огромная вывеска, укрепленная на двух столбах и обращенная к Саратовской улице. В садике были установлены тур­ники, шведские стенки, появились подвесные шесты и веревки для лазания. А в центре устроен теннисный корт на две площадки, огороженный высокой сеткой. Зимой корт превращался в отличную ледяную площад­ку, на которой, кстати, зародился первый в Самаре кружок фигурного катания.

Вокруг корта тоже был каток — довольно боль­шое конькобежное кольцо. Здесь катались все желаю­щие, и отсюда же взяла старт история конькобежно­го спорта Самары. Не дремали и любители классиче­ской, или французской, как ее тогда называли, борь­бы. Они отвоевали одну комнату в Пушкинском павильоне и стали там заниматься. В 1907 году в бор­цовской комнате побывал знаменитый русский бога-, тырь Иван Поддубный, показавший самарским силачам приемы борьбы.

Прошли годы. Отшумели революционные грозы Великого Октября. В годы первых пятилеток в городе появились большие, современные стадионы, дворцы культуры и библиотеки, но Пушкинский сквер до самой Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания оставался скромным спортивным сооружением — маленьким стадионом, принадлежав­шим уже Дому Красной Армии. (Павильон сгорел во время войны.) Когда стадион был передан в ведение Горзеленхоза, Пушкинский сквер решено было восста­новить.

Года через три-четыре тут возник уютный садик с низкой железной оградой, сменившей деревянный за­бор, с огромной клумбой в центре, от которой в раз­ные стороны лучисто шли коротенькие аллеи. Клумбу венчал еще более скромный, чем первый, каменный постамент с цементным беленым бюстом Пушкина, смотревшим уже на улицу Фрунзе, на центральный вход в садик.

Прошло еще несколько лет, и в 1968 году настал черед новой перестройки и полной перепланировки Пушкинского сквера, который виделся автору проекта

реконструкции архитектору В. Смирнову как своеоб­разный культурный центр. Здесь, на открытом воздухе, в тени деревьев, предполагалось устраивать выставки работ куйбышевских художников и скульпторов.

И самая первая скульптура, естественно, должна была сменить устаревший бюст Пушкина. Создать но­вый бюст или даже памятник было поручено известно­му куйбышевскому ваятелю В. П. Акимову. Но тяже­лая болезнь и преклонные лета не позволили ему воплотить интересный замысел скульптурного портре­та Пушкина. Тогда за дело взялся скульптор-худож­ник И. Б. Федоров. В 1975 году он выполнил бюст в глине и гипсе. Несколько лет ушло на просмотры, со­гласования и утверждения. Наконец свершилась от­ливка в бронзе, которая настолько не удалась, что огорченный автор запротестовал…

А скверик тем временем преобразился полностью и стал не чета тому — провинциально-уютному, с ог­ромной клумбой и бюстом Пушкина над ней. Умощен­ный плитами, укатанный асфальтовыми дорожками, усаженный новыми деревьями, он радовал глаз акку­ратными газонами, манил отдохнуть и помечтать, по­рисовать и почитать. Но задуманного «культурного центра» в этом поэтически вознесенном над Волгой скверике так и не получилось. И одной из причин то­му, думается, было затянувшееся почти на восемнад­цать лет возвращение в сквер того, чье имя он но­сит.

За эти годы многие, не только молодые куйбышев­цы, стали называть это место просто «садиком за драмтеатром», вероятно, даже и не подозревая, что сей «са­дик» был основан, заложен и взлелеян в честь 100-летия со дня рождения великого русского поэта и назван его именем еще в 1899 году!

Да, быстротекущее время стирает из памяти и то, что нравственно и этически очень необходимо не толь­ко современникам тех или иных событий, но, пожалуй, еще больше — грядущим поколениям. Однако в на­шем случае время, думается, виновато меньше всего.

…Наконец наступил долгожданный день, о чем опо­вестил со вкусом исполненный бело-зеленый билет:

«Программа праздника: открытие памятника А. С. Пушкину, выступление ведущих артистов города.

Время проведения: 14 июня 1985, 18 часов.

Место проведения: сквер академического театра драмы имени М. Горького». (Вот, даже печатно было подтверждено «временное забвение» названия сквера.)

В работе над заново отлитым большим станковым портретом А. С. Пушкина участвовал тольяттинский скульптор В. А. Фомин. Вместе с архитектором А. Г. Моргуном они завершили художественно-об­разное решение памятника, задуманного И. Б. Федоро­вым, не дожившим до этого праздничного дня.

Теперь А. С. Пушкин стоит недалеко от крутого косогора. Его решительный и вдохновенный взгляд устремлен на волжские просторы. Сам он легко присло­нился к перилам, напоминающим перила волжской на­бережной, а руки его свободно и красиво лежат на них. Бюст установлен на высокой ребристой колонне, опи­рающейся на беломраморный квадратный постамент.

Открыла памятник, произнеся проникновенное сло­во о Пушкине, почетный гражданин города, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Вера Александровна Ершова. И весь празд­ник духовной эстафеты прошлого и настоящего удал­ся. То была радость приобщения к высокому и вечно­му, звучавшая и в стихах А. С. Пушкина, и в музыке, исполняемой квартетом филармонии, и в речах многих выступавших, среди которых был и почетный гость — сын Алексея Николаевича Толстого Никита Алексеевич Толстой. То было навсегда оставшееся в памяти при­сутствующих торжественное открытие еще одного культурного и мемориального центра на улице.

взято Владимир Молько Путешествие по одной улице, Куйбышев, 1987 г.

5 responses to “Пушкинский сквер: от козьего пустыря до армейского стадиона

  1. Читаю, прям бальзам на душу, как Игорь сочно великолепно рассказывает непривычно, а в конце бац и сноска, что это не он. эх.

    • я всего лишь нашел старый материал, а писать красоты — мне ни к чему, есть коммуна., там и корректоры работают и прочие люди получающие зп

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s