Чтобы лучше понимать Аветисяна…

Самарский край – многонациональная земля – так повелось исстари, но штука заключается в том, что у одних народов здесь есть свои лидеры, например, у армян или татар (правда у них он не персонифицирован), а у русских нет. Хотя и русские у нас на Среднем Поволжье достаточно специфические – зачастую из числа тех, кто просто не помнит какого он рода – племени и кто были его предки — т.н. «новиопов» (производное от новой исторической общности).

один лидер своего народа, у другого своего народа нет

Однако нередко те народы, которые не имеют в своей среде авторитетных лидеров общественного мнения смотрят на тех, у кого такие лидеры есть и откровенно завидуют им.

Чтобы подобного не происходило надо вести просветительную работу – сегодня размещаю некоторые афоризмы, которые помогут понять ментальность армянского народа.

Взяты из книги «Забавные и назидательные истории армянского народа», 1975 год, издана Институтом Востоковедения Академии наук, это вековая мудрость. Тираж книги всего 50 тыс. экз., в интернете ее контента нет.

Лев-калека

Лев, сломав ногу, роптал на всех животных: «Вы — мои подданные, ибо я властитель зверей, по­чему же вы теперь не приносите за меня жертв, что­бы я поправился?» А они говорят: «Потому, что мы не находили у тебя защиты ни от медведя, ни от вол­ка, ни от других зверей, да и ты сам нас не щадил. Но надлежит нам богу приносить дары за то, что он послал тебе такую беду».              

 

Медведь и муравей

Медведь  разрывал лапой  муравейник,   языком слизывал муравьев и ел, и муравей придумал способ убить его. Отправившись к осе, к оводу, к комару, к клещу, к шмелю и им подобным, молит он их, как своих сородичей, помочь. Они разделяют заботу му­равья и жалят медведя в глаза и уши. Бился он го­ловой о камни, и пошли у него нарывы, даже черви завелись, и от ужасной боли, разинув пасть, он ре­вел.  

А   мелкота, проникнув в его чрево, ранит его внутренности. Будучи затравлен, медведь устремил­ся к потоку и, слишком  глубоко  погрузившись   в воду, утонул. 

 

 

Бобер                

Иные упрекали бобра: «Почему ты часто пря­чешься в воду?» И он сказал: «Потому, что не доволь­ствуются тем, что берут при жизни от меня железы, но и после смерти сдирают с меня шкуру».

Назидание: «Эта басня направлена против злых господ, ибо они и при жизни мучат, и после смерти».      

 

Павлин и орел

Павлин, явив всем свою красу, был восхвален и задумал воцариться.. Наставляли его иные мудрые, что не должно взирать на слова соблазна и что воца­рение бывает по рождению, но он этому не внимал. Услыхал об этом царь птиц и, явившись, поразил и детей его, и весь род его. И многие, теребя его крылья и оперение, оголили его. Царствования он не достиг, а своей красоты лишился.   

Назидание: «Многим, по этой басне, случи­лось обмануться надеждой воцарения на основе одной удачи, соблазнившись словами подстрекателей; но, лишившись и своего, того (т. е. царствования) они не достигли».

 

Обманутый лев

Явившись ко льву, животные говорят: «Во всем ты ведешь себя как князь, но в одном — как вор, ибо ты заметаешь следы». Боясь внезапных нападе­ний, они хотели отвести угрозу.

 Смущенный этими словами, лев стал бродить, не скрываясь, и, зная теперь о его приближении, они из­бавились от опасности, а он лишился добычи.

Назидание: «Эта басня учит, как избавляться от зла, применяя к иным и похвалы и пори­цание».

 

Козы и волки    

Собрались все козы и отправили послов к волчь­ему племени и сказали: «Почему вы питаете непримиримую вражду к нам? Просим вас заключить с нами мир, как делают цари народов».     

И волки собрались и порадовались великой радостью, и отправили послов с длинным посланием и многими дарами к козьему племени, и говорят: «Мы услышали о благом вашем намерении и возблагода­рили бога; ибо мир — великая радость. И доводим до сведения Вашей Мудрости, что причина и начало распри и войны нашей—пастух и собаки и если вы их изгоните из посредства с нами и тотчас насту­пит и примирение».                                                  

И козы выслушали это и прогнали пастухов и со­бак. И заключили клятвенный договор.

И, выйдя, разбрелись козы беззаботно по горам и глубоким долинам и стали пастись и благодарить бога.

И потерпели волки десять дней и собрались про­тив коз, и передушили их всех

 

Притча о нищем, говорящем правду

Пришел однажды в дом к одному старику нищий человек, и старик принял его с любовью, угостил, а потом спросил!                                   

—  Кто ты, бедный человек? И тот ответил:

— Я человеку говорящий правду, поэтому, куда бы я ни пришел, меня прогоняют.                           

И сказал старик:

—  Это удивляет меня.

Поев, пошли спать. Утром встали, начали одеваться. Этому нищему человеку понадобилось ска­зать что-то старику, но посмотрел он и увидел, что старик одноглазый, и сказал ему в лицо: ты, мол, кривой. И тут рассердился старик, выгнал его из дому, сказав: «Ты не находишь себе места и стал всем ненавистен, ибо не правду говоришь людям, а попрекаешь людей их недостатками»-

One response to “Чтобы лучше понимать Аветисяна…

  1. Особенно символично про взаимодействие в повседневности сообществ коз и волков гласит армянская мудрость…
    Приходит один армянин в наш коллектив, становится обходительной душой компании, затем приводит одного друга, после внедряет уже нескольких, занимая ключевые позиции.
    И, вуа-ля, дело сделано, прямо как в той притче.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s