Чем хороши старые книги? Когда начинаешь их читать неожиданно попадаешь на сюжеты, которые изначально никак не проглядывались на горизонте.
Вот и я, когда столкнулся с литературой про голод в Самарской губернии, начиная со времен Льва Толстого, неожиданно для себя узнал, что сельские юго-восточные районы губернии с XIX века были заражены сифилисом, который лютовал в деревнях. Болело этой заразой население поголовно, включая младенцев и старух.
Потом число сифилитиков в губернии резко увеличилось после начала голода 1920 годов, когда женщины отдавались за кусок хлеба.
Первоначально соприкоснулся с такой информацией меня интересовало, откуда сифилис появлялся в глухих селах, потом же задался вопросом, когда он исчез? И кто прикончил заразу в регионе.
В Самаре подобные материалы достать достаточно сложно – про стыдные болезни в ней писать не очень любят, они не украшают победные пропагандистские реляции
Тут же в сентябре 2020 года наткнулся на заброшенную могилу боевого офицера, начал собирать информацию о человеке, и общая картина стала складываться.
Итак, Исаак Моисеевич (Мошеевич) Тылес, родился в Виленской губернии семейные корни из Полоцка, майор медицинской службы, призван в Рабоче-Крестьянскую Красную армию в марте 1942 года, служил в терапевтическом полевом подвижном госпитале 60 армии.
Армия принимала участие в Курской битве, освобождала Киев, Львов, закончила войну в Праге. Улица 60-й армии имеется в Воронеже.
Умер военный врач в октябре 1952 года в Куйбышеве, его имя среди фронтовиков-евреев в книге «Одна на всех победа» отсутствует. После него до 1970 годов в областном кожано-венерологическом диспансере работала Софья Моисеевна Тылес — сестра фронтовика.
Однако вернемся к отправной точке – сифилису в Самарской губернии.
Сентябрь 1921 года явился началом деятельности и кафедры кожных и венерических болезней в Самарской губернии. Возглавил кафедру один из наиболее опытных в Самаре дерматовенерологов Василий Колчин. Преподавателями на кафедру были приглашены бывший дивизионный врач 25-й Чапаевской дивизии Михаил Кубарев (он был учеником русского дерматовенеролога Петра Никольского) и молодой врач Исаак Тылес.
Кафедра кожных и венерических болезней первоначально имела 60 штатных коек и была размещена в двух деревянных бараках центральной земской больницы.
Вот при помощи этих бараков, а также врачей — энтузиастов сифилис в губернии при советах и извели – шла не только лечебная, но и серьезная просветительская работа по всей губернии. Медики при помощи активистов ставили сатирические спектакли, читали лекции, брали на строгий учет всех общественно-опасных граждан и заболевших, включая детей.
Стационар для венерических больных открывается и в Самарской центральной больнице (ныне больница имени Пирогова).
В 1933 году на базе кожано-венерологического диспансера открывается Поволжский дерматовенерологический институт, сформирован основной костяк дерматовенерологической службы Самарской области, в штате которой 28 врачей, открыт детский прием, рентгеновский и терапевтический кабинеты, лаборатория и виварий. Именно тогда начинается масштабная работа, только в 1934 году было осмотрено 45 тысяч школьников на предмет выявления заразных кожных болезней, в Куйбышеве же изживается очень распространенный трихомикоз. 1930 годы стали рубежом для борьбы с сифилисом в Средневолжском крае.
Однако, полагаю, что до конца эти болезни преодолены не были и после начала войны военврач терапевтического полевого подвижного госпиталя, скорее всего, лечил у военнослужащих те же заболевания, с которыми боролся и в мирной жизни. После начала войны во вспышке венерических заболеваний большую роль сыграли миграция населения — перемещение огромных масс населения, методики лечения, отсутствие антибиотиков и проституция.
Следующая вспышка сифилиса не территории России произошла в 1996-1997 годах, после выборов президента Ельцина, но это уже другая история.
По воспоминаниям офицера, участвовавшего в 1954 году рекогносцировке района размещения будущего полигона № 5 МО СССР (с 1961 года известного как Байконур), в аулах вблизи среди местного населения был высокий уровень заболеваемости бытовым сифилисом, у многих в хронической форме. Местные органы здравоохранения замалчивали масштаб проблемы, пришлось призвать на помощь представителей КГБ. В первые годы существования полигона потребовались титанические усилия военных медиков, чтобы ликвидировать эту заразу в окрестностях полигона.
да, любопытно, им что нравилось с сифилисом жить?
https://vk.com/public179733115 — в этой группе «Традиционная культура и народное искусство» был как раз на эту тему материал (не по Самаре, а по Российской империи), в январе или немного раньше, в Контакте хотела ссылку кинуть, но постоянно Вас там теряю.