Не думал, что после темы о Педрилло буду возвращаться к герцогу Эрнесту Бирону, а придется… еще когда были в Рундальском замке фаворита Анны Иоановны спрашивал брата – а кто все это строил…?
Он рассказывал, что крышу крыли, к примеру, мужики из коренных областей России, тут в Курляндии за работу платили деньги.
Потом нашел информацию, что Бирон был «крестным отцом» архитектора Растрелли, создавшего архитектурный облик северной Пальмиры — Санкт-Петербурга. Причем его Бирон как вывел в свет дав работу по своим курляндским замкам, так и приютил в старости, когда в зодчем отпала надобность у капризной Фико — императрицы Екатерины II.
Одного не мог понять, не видел, где связь между великолепным герцогом Бироном и его свитой, и Самарской землей.
И вот эта связь найдена.
Читаю «У горы Светелка», выпущенную в 1981 году Куйбышевским книжным издательством, тиражом 15 тыс. Автор – писатель-фронтовик Михаил Толкач, проживавший в Жигулевсе. В момент выхода книги ему было 64 года и потом он рассказывал, что книгу завершил еще в 1979 году.

казематы Усолья
— Темные силы бироновщины оставили свой след и на Самарской Луке. Она попала в жадные руки самого Бирона.
Летопись села Усолья указывает: «За недоимку одной деньги – полкопейки или две полушки – крестьянина били палками и сажали в холодный амбар. Держали до тех пор, покуда не возмещалась недоимка по платежам.
В Ново-Усольской слободе пытали слабого здоровьем мужика – палками били по пяткам…. Тут и случилась с ним белая горячка. Пена изо рта. Сборщик податей остановил палача и распорядился.
— Ладно, иди домой. Через сутки неси недоимку!
Пошел мужик. От ветра шатается. Жена у него померла после родов. На руках имел шестерых детишек. Вернувшись из пыточной, он своей рукой зарезал пятерых ребятишек и бросил в избе. Шестого младенца взял на руки и понес в съезжую.
По слободе бежал с криком и бранью.
В съезжей за столом сидел старший сборщик податей. Крестьянин, обезумев в несчастье размахнулся и своим ребенком ударил сборщика по голове:
— Душегубы, теперь давайте мне квитанцию о погашении долга!
Повязали мужика. Младенца отходить не смогли – преставился.
На Самарской Луке долгие годы передавалась из уст в уста эта трагедия….»
Вот так уже в 2021 году я получил ответ на какие деньги строились замки герцога Бирона типа Рундальского. Полагаю, что 40 лет назад, когда набиралась книга «У горы Светелка», никто даже в страшном сне не мог представить, что бесчеловечная система олигархата, выжимающего последнего, чтобы строить элитную недвижимость за рубежом, а Курляндия в начале XVIII века была заграницей, возродится в XXI веке.
Думаю, по нынешним меркам Бирон мало чем от гражданина Кипра Вексельберга отличается.
К слову сказать, Эрнесту Бирону Усолье перешло от другого временщика – Александра Меньшикова.
Reblogged this on На взгляд Игоря Кондратьева.