Политические евреи Куйбышева до крушения СССР

 

Не так давно на своей странице в фейсбуке повесил фотографию самарского оппозиционера Григория Исаева от 2013 года — и поставил подписи Политзаключенный, еврей, марксист, интернационалист.

Как думаете насчет чего там завязалась дискуссия?

Правильно, а правда ли что Исаев — еврей и какая у него настоящая фамилия (потом выяснилось, что названная фамилия относится только к его сестре).

Я же, между тем, вспомнил. что в конце 1980 годов в Самаре именно евреи из числа оппозиционеров оказались наиболее дальновидными политиками. Владимир Гинзбург, Григорий Исаев, Марк Солонин.

Именно эта троица смогла предвидеть дальнейший ход событий в новой России, но начав движение по реализации своих проектов, она видимо и сама не понимала глубину той пропасти, в которую летела страна, а потому не смогла их довести до конца (так было по всей РФ). А потом, когда в оппозицию уже пришли другие люди — то именно новички и перехватили у них перспективу — они боролись за власть и свое участие в перераспределении общественного богатства, а Исаев, Солонин и Гинзбург были политиками от теории.

Что важно в отношении всех троих — все они были представителями марксистской мысли, в прошлом году Солонина, который продолжает в ютубе громить Сталина, некоторые люди в русской диаспоре Латинской Америки, почти  коммунистом объявляли, за то, что он ненавидит Пиночета. Хотя с 1980 годов Солонин изначально был представителем линии ФСОК — Федерации социалистических общественных клубов, созданных в 1987 году в Москве (потом в 1990 гг. он ушел к экологам).

Что касается Григория Исаева, то он относился к последователям Алексея Борисовича Разлацкого посаженного КГБ в начале 1980 годов по ст.70 УК за программную работу «Второй Коммунистический манифест» и пытался работать в практической плоскости создавая Стачечный комитет Самары — больше политический орган, чем тред-юнионистский.

Владимир Гинзбург единственный пытался что-то делать в системном плане, создав Социал-демократический клуб Самары, который впоследствии должен был стать частью российской Социал-демократической партии (не такой, которую возглавлял в нулевые Титов, а независимой созданной при участии профсоюзов и рабочих).

Что объединяло всех троих — Исаева, Солонина и Гинзбурга — никто из них в 1980 годы не считал Советский Союз — социалистическим государством.

Однако все трое представляли те течения общественной мысли, которые понимали, что вслед за сломом СССР придет то, что будет уже открытым капитализмом, причем недоразвитым государственно-монополистическим со всеми его угрозами корпоративной диктатуры.

Были те кто видел угрожающие перспективы развития страны и в партийных организациях КПСС, особенно внутри заводских парторганизаций, но они боролись за поворот назад, поскольку считали систему до Горбачева социалистической. К тому же в целом КПСС партией не была — это была система власти и к разного рода политическим евреям там относились резко отрицательно, начиная от уровней аппаратов райкомов (особенно ненавидели Солонина). Ту же линию потом я видел сохранившейся и в КПРФ образца 1990-2000 гг., причем на уровне областных депутатов.

При этом да, зачастую именно евреи работали на общественных кафедрах вузов Куйбышевской области, ведя занятия по марксистко-ленинской философии, политэкономии и научному коммунизму, да еврей из Самарского государственного университета Евгений Молевич возглавлял многие идеологические комиссии при Обкоме КПСС, да секретарь обкома Евгений Муравьев сам был женат на еврейке, но целом КПСС была жестко антисемитской организацией. И поэтому никаких советов от оппозиционных евреев даже социалистических взглядов она принять не могла по определению.

Кто-то спросит меня — а как же такие известные вожаки 1980 гг. как Валерий Карлов, Владимир Белоусов, Василий Лайкин, Александр Соловых, Сергей Чичканов, Юрий Бородулин и другие? Ведь многие из них тоже в то время считались социалистами — Лайкин постоянно Ленина в областной библиотеке штудировал?

Дело в том, что на, мой взгляд, у большинства из этих людей не было стратегического понимания развития общества, куда мы придем, даже у кандидата наук Бородулина, преподававшего в вузе политэкономию социализма. Все то что они делали говоря емко можно считать тактическим и жестким противостоянием номенклатуре КПСС, которая в то время набирала льготных кредитов и создавала разные запасные аэродромы для своей мягкой посадки в капитализм.

Что будет потом со страной, как будет будут развиваться события в социальном плане никто из них не загадывал, лишь бы завалить систему.

Те же оппозиционеры которые в начале 1990 годов пришли и в представительные органы власти Самары вообще думали только о том как взять власть. Никого из них проблемы создания сильной социал-демократической партии и мощных независимых от власти отраслевых профсоюзов в Самаре не интересовала.

Там были кружки депутатов, группировавшиеся вокруг своих лидеров и занимавшиеся поиском и сливом компромата на представителей номенклатуры. Делалось это ради власти, а не какого-то абстрактного общественного блага.

В союзных республиках и автономиях России сильная общественная консолидация происходила  вокруг титульной нации, которая как в Татарстане  тоже претендовала на свою долю общественных благ, но в российских регионах государствообразующий народ оставался наполнителем — имперским народом, не думающим о построении на руинах СССР социального государства с сильной социал-демократией. Ему была нужна только империя. И рваные сапоги в Персидском заливе.

Кстати, почему именно евреи перед крушением СССР пытались создать новую социалистическую модель, идея которой была напрочь дискредитирована господствующей номенклатурой, не знаю, но де-факто тот же Израиль первым прошел трансформацию из государства социал-демократической модели во вполне себе капиталистическое и случилось это в 1970 гг. за 10 лет до нашей перестройки. Они знали как это происходит на практике.

Почему вспомнил об этом сегодня? Ни у кого и в современной российской оппозиции нет понимания и проговоров насчет того, что будет потом — они опять решают только тактические задачи, получить свой кусочек власти.

А новых Гинзбургов, Солониных и Исаевых на горизонте не видно. Не видно даже Карловых и Белоусовых. Разве что социолог Владимир Звоновский, чем-то на молодого Евгения Молевича смахивает, но правда он не вхож в отличие от последнего в кабинеты власти.

Кстати, вторым эшелоном во власть пошли уже такие прожженые представители еврейской диаспоры как Анатолий Чубайс в Москве и Лев Хасис в Самаре. Их интересовало уже только быстрейшее сворачивание социальной повестки в планах государства.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s