Отец Иоанн. 9 дней. Начали разговор о ситуации в самарской епархии

Сегодня 9 дней, как отец Иоанн ушел. Вспомнил, как и когда впервые познакомился с ним — это было в 1981 году, когда мы накануне Пасхи 26 апреля оставили молодежное кафе на проспекте Ленина и всей компанией отправились в Покровский собор. В тот вечер милиция поставила плотное оцепление перед храмом и вообще не пускала в него молодежь, потом какие-то кадры в штатском начали снимать молодых (а их собралось свыше сотни), но это никого не испугало и ребята начали демонстративно позировать перед объективами, присаживались в два ряда — ситуация накалялась и тогда Иоанн вышел из церкви, и на улице перед  рядом силовиков обратился к собравшимся молодым, поздравил их с наступающим праздником.

-Христос воскрес!

Толпа нестройными голосами ответила: Воистину воскрес!

Иоанн работал на перспективу и видел в церкви не храмы, расставленные на каждом углу, а людей с христианским мировосприятием, он не боялся, что вызовет раздражение чиновников — напомню, что тогда, в 1981 году в соседней Польши католические священники шли в авангарде борьбы общества с тоталитаризмом.

В России за прошедшие после ухода Иоанна 9 дней на федеральных православных ресурсах появились материалы по протоирею, в которых впервые ставится вопрос о тех гонениях, которые обрушились на него после середины 1990-х годов, ничего не пишу на эту тему, просто перепащиваю этот текст:

Пастырь самарской интеллигенции: памяти протоиерея Иоанна Гончарова

1 ОКТЯБРЯ 2020 ВЛАДИМИР ВОЛГИН

29 сентября 2020 года на 75-м году жизни преставился ко Господу клирик Вознесенского собора г. Самары протоиерей Иоанн Гончаров.

Отец Иоанн — знаковая фигура в жизни Самарской епархии. Именно благодаря его приходу в качестве настоятеля Покровского кафедрального собора в середине 80-х гг. ХХ в. отмечалось заметное оживление в деятельности церквей г. Куйбышева. Уполномоченный по делам религий отмечал в своем отчете, что приход отца Иоанна «оказал воздействие на окружающих, в куйбышевских церквах больше стали просматриваться лица среднего возраста и молодежь. Из 4-х жителей области, поступающих в духовные семинарии в 1987 г., 2 имели высшее светское образование и оба они были подготовлены и рекомендованы настоятелем Покровского собора протоиереем Иоанном Гончаровым». Именно Иоанн Гончаров вместе со своим духовным наставником архиепископом Иоанном Снычевым сделали Покровский кафедральный собор центром подготовки будущих священников в то время, когда в епархии еще не было духовной семинарии. Благодаря отцу Иоанну в соборе появилась воскресная школа — первая с дореволюционных времен.

В 1987 г. в Куйбышевской епархии началась подготовка к празднованию тысячелетнего юбилея крещения Руси. Несмотря на официально еще атеистическую государственную идеологию, органами власти было оказано содействие архиепископу Куйбышевскому Иоанну Снычеву и протоиерею Иоанну Гончарову во встречах с журналистами и писателями, посвященных предстоящему торжеству.

Протоиерей Иоанн Гончаров, единственный из священнослужителей епархии, был избран делегатом на юбилейный Поместный собор Русской Православной Церкви, который проходил 6-9 июня 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре.

Именно благодаря отцу Иоанну в Самаре появилась целая плеяда священнослужителей из интеллигенции, многие с учеными степенями. Он одним из первых в епархии сумел преодолеть барьер между церковью и обществом, в конце 80-х-начале 90-х гг. был частым гостем на радио и телевидении, на научных конференциях и семинарах, умел ярко, образно и понятно высказать свои мысли. В кафедральный собор многие ходили только чтобы послушать проповедь отца Иоанна. В начале 90-х гг. ХХ в. протоиерей Иоанн возглавил отдел религиозного образования и катехизации епархии, создал все предпосылки для того, чтобы в епархии появилось духовное училище, а затем и семинария.

9 дней спустя

Будучи простым, доступным в общении человеком, не терпел лести, лицемерия, мог сказать то, что думал, и прихожанину, и правящему архиерею, с достоинством и без подобострастия. Из-за своей прямолинейности, неумения льстить, был удален в отдаленный сельский приход, в Новый Буян, где, словно в насмешку над отцом Иоанном и его паствой, кроме спиртзавода и строящегося храма ничего и не было… Почитатели отца Иоанна помогли ему расписать сельский храм, украсить его иконами. Самарская интеллигенция, прихожане отца Иоанна из кафедрального собора ездили туда на службы целыми автобусами…

Сам отец Иоанн перенес инсульт, инфаркт, основательно и без должной медицинской помощи подорвал свое здоровье. В последние два года своей жизни вернулся в Самару, был за штатом. До конца своих дней имел большое количество почитателей среди самарской интеллигенции и ученых, почитатели выставляли его проповеди в ютубе.

Его проповеди и книги о христианских и моральных ценностях, о месте человека в этом мире, заставляли людей задуматься о вечном…

Незаурядных людей не любят, и сами незаурядные не всегда адекватно себя ведут (в соответствии с установившимися традициями, нормами и нравами в этом социуме). А церковь, помимо сакрального, еще и социальный институт. Все это в совокупности и вызвало «нелюбовь» церковного начальства к отцу Иоанну. Однако там, где теперь будет обитать его душа, разберутся объективно с тамошними правилами и воздадут по заслугам

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s