Рисунок Самары 1730-х годов выполнен агентом короля Великобритании?

Самара — очень странный город. Иногда, когда он хочет казаться очень важным населенным пунктом, он на десятилетия становится закрытым мегаполисом, не пуская к себе даже граждан союзных государств. Но вот передо мной одна из первых гравюр Самары начала 18 века, ее автор гамбургец, художник Джон Кэстль, участник Оренбургской экспедиции Ивана Кирилова.

Немец, участник географической экспедиции, обещавший правительству Российской империи подготовить трех художников.… Однако профессор Нью — Йоркского штатовского университета Алтон Стюарт Доннелли в своей книге Завоевание Башкирии Россией, опубликованной в 1968 г. в издательстве Йельского Университета утверждал, что на самом деле Кэстль (Кастл) был секретным агентом Великобритании, которая в то время активно искала пути из Европы в Индию. В том числе и через Россию….

…..Стремление России содействовать развитию торговли со Средней Азией и Индией было усилено в результате обнаружения аналогичных интересов Великобритании. В 1732 году русский посол в Лондоне Антиох Кантемир докладывал, что англичане намереваются заняться поисками водного пути из Архангельска в Японию, Китай, Индию и даже Америку.

В начале 1733 года представитель некой английской компании представил королю проект установления транзитной торговли с Персией через Россию. Русское правительство, будучи сильно озабочено в 30-ые годы XVIII века польскими делами, турецкой войной и выступлениями башкир, в 1734 году заключило договор и предоставило англичанам необычайно широкие привилегии. Некоторые британские агенты обратили свои взоры на юго-восток России в надежде открыть краткий путь в Среднюю Азию и Индию.

Джон Кастл как раз и являлся одним из этих англичан.

В своих дневниках Кастл, художник Оренбургской экспедиции, сам поведал об этих событиях. Он описал запланированное им 14 дневное путешествие из Оренбурга в Индию через Аральское море и реки Аму— и Сыр —Дарью. Ввиду выгодного местоположения Аральского моря он считал его важнейшим пунктом для развития торговли и использования богатств прилегающего региона. Англичане не были одиноки в своих устремлениях. Эти мысли высказывались ранее Кириловым, конечно же независимо от англичан. Он вызвал из Астрахани в Уфу индийского купца по имени Марави, чтобы тот ознакомил его с путями, ведущими в Индию, и с возможностями организации там торговли. Марави утверждал, что существует несколько путей в Индию, как через Персию, так и через Среднюю Азию, однако трудности путешествия через эти области, заметил он,  мешают развитию торговли. Если бы можно было открыть безопасный и менее обременительный маршрут через Бухару в Индию, он полагал, что число индийских купцов было бы значительно больше. В феврале 1736 года Санкт — Петербург рекомендовал Кирилову отправить Марави чрез Бухару в Индию с копией письма о торговых привилегиях, предоставляемых купцам в Оренбурге.

Устав Оренбурга, который был издан сразу же после учреждения экспедиции, разрешал селиться в новом городе всем людям, за исключением беглых крестьян, солдат — дезертиров и крестьян, облагавшихся подушным налогом. К тому же Кирилов не был слишком строг при проверке соответствующих документов. Особой благосклонностью администрации должны были пользоваться купцы и ремесленники. Как отмечалось выше, право поселиться в городе предоставлялось людям следующих национальностей: русским, другим европейцам, грекам, армянам, индийцам, персам, бухарцам, хивинцам, казахам, ташкентцам, калмыкам, башкирам и каракалпакам. Всем им разрешалось заниматься торговлей и промышленностью, беспрепятственно путешествовать и свободно исповедовать свою религию. В течение трех лет не разрешалось взимать какие —либо пошлины. Налоги ограничивались арендной платой за пользование караван —сараями, общественными рынками, складами и несколькими небольшими акцизными сборами. Эти средства были необходимы для содержания местного административного аппарата.

Как русским, так и иностранцам разрешалось строить и эксплуатировать заводы и фабрики; земля для этих предприятий должна была предоставляться бесплатно. Городской магистрат, однако, оставлял за собой право инспектировать эти предприятия. Частные владельцы могли хранить, складировать и распоряжаться товарами согласно своему усмотрению, при этом за таможенными чиновниками оставалось право досмотра за ними и взимания причитающихся налогов. Военным чинам, членам администрации и духовенству не разрешалось заниматься торговлей. Предусматривалось быстрое рассмотрение жалоб и торговых споров. Были разрешены даже частное производство и продажа пива, вина и водки, магистрат лее при этом имел лишь право инспекции.

До отправки в Индию Марави Кирилов во время своего пребывания в Самаре встретился с Джоном Кастлом, которого ему представил бухгалтер экспедиции Рычков П.И., и попросил его сопровождать Марави в качестве представителя России. Кастл вежливо отказался, так как считал, что предложенные ему несколько сотен рублей являются явно недостаточной компенсацией за это путешествие.

В сентябре 1736 года Кастл все-таки выполнил другое поручение Кирилова, который всегда стремился к изучению обширной пограничной территории, находящейся под его контролем. Вместе с Чемодуровым и отрядом в 120 казаков он спустился вниз по реке Урал на плотах из Оренбурга в Уральск, оттуда продела путь к Самаре, и наконец, к Симбирску, куда он прибыл 13 сентября с отчетом к Кирилову.

Его дневник содержит описание региона и его населенных пунктов; в нем также рассказывается о беглых крестьянах, обосновавшихся возле реки Сакмара, содержатся подробности об Уральске и его населении, упоминается о залежах соли, рыбных запасах, странных и полудрагоценных камнях, встретившихся в пути. По другому случаю Кирилов намеревался отправить английского морского капитана Джона Элтона с караваном в Ташкент под видом купца. Элтон должен был вести наблюдение и обследовать местности, пригодные для постройки пристани и флота на Аральском море. В Оренбурге уже останавливались купцы на своем пути из средней Азии в Самару и Казань.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s