Московская империя на марше. Мои предки в XV — XVII веках

Елене Авачевой здесь 53 года

У моей бабушки — по линии отца, в девичестве жительницы села Мало-Малышевка Самарской губернии Елены Яковлевны Авачевой был очень тяжелый характер. Раньше в семье это объясняли тем, что на ее долю в этой жизни много пришлось — голод начала 1920 годов, потом девушку из семьи, где выросло три невесты, выдали замуж за вдовца с маленьким ребенком, затем через 5 лет после брака большинство родственников мужа в 1930 году разогнали по сталинским концлагерям и тюрьмам, следом ей самой с тремя детьми и мужем побросав все имущество пришлось ночью бежать из кинельской Грачевки в Куйбышев, скрываясь от репрессий, потом мужа все-таки нашли и на несколько лет посадили, затем начало войны и уход мужа на фронт, потом единственного сына отправляют на учебу в военный лагерь Суслонгер в лесах Удмуртии, где большинство призывников умирало от голода и болезней, не доехав до фронта, ей пришлось продать свой дом в Куйбышеве и, скорее всего, дать взятку, чтобы над ним в Суслонгере перестали измываться — тут было с чего закаменеть — к 50 годам у нее с дочерью даже не было своего угла…

Однако от отца слышал и другую версию — бабушка всегда по жизни была такой. Прямоходящей.

Не понимал этого раньше, а теперь когда сел за материалы по ее семье и родославной Левашовых — Ивачевых — Авачевых — и все стало понятно: исследователи прямо писали, что именно женщины в семьях однодворцев из поколения в поколение несли родовой фамильный геном, а вот мужчины не выдерживали давления внешней среды и упрощались, не выделяясь среди окружавших их крестьян. Об этом, к примеру, говорил известный российский общественный деятель и юрист Я. Л. Тейтель еще в 1870 году: «…мужчины большею частию теряли свой дворянский облик, среди женщин же попадались лица, свидетельствовавшие о расе и дворянском происхождении…»

Видимо точка зрения верующих евреев — иудеев, о том что именно мать в семье является тем звеном, по которому определяется национальность ребенка является правильной — женщина самая сильная часть семьи при передачи наследственности. И не только по национальному признаку.

Причем Левашовы — Ивачевы — Авачевы опрощались столетиями, иначе как объяснить, что некогда принадлежащие к младшим ветвям родовой знати Московии фамилии в XX веке не помнили о своем происхождении и только их потомки, начав в XXI столетии копать свою генеалогию с изумлением обнаружили чудовищную деградацию бывших детей боярских, некогда имевших отношение к созданию и росту Московской империи (правда не все поисковики придерживаются одинаковых версий).

Когда в молодости погружался в сагу — фэнтези Эн Меккефри о драконах — помощниках людей, где описывалась деградация человечества колонизировавшего планету Перн, никак не мог представить, что читаю почти что историю своей семьи, что нечто подобное проходило в XVI-XX веках и на планете по названию «Россия».

Где по-моему те реперные точки истории, в которых принимали участие Левашовы — Ивачевы — Авачевы?

1485 год — присоединение к Великому княжеству Московскому Великого княжества Тверского, мои предки по этой линии, как часть тверской знати входят в элиту нового государства без особых потрясений, их в отличие от новгородской знати даже не трогают с места.  Как пишет историк Михаил Бенцианов «На особом положении после присоединения к Москве находились тверские и рязанские бояре. В Тверской и Рязанских землях не проводились крупномасштабные конфискации и почти не практиковались «выводы». Московское правительство предпочитало проводить здесь политику сотрудничества с местной знатью….Статус дворовых детей боярских приобрели практически все видные фамилии из этих княжеств…».

Васнецов, Московский застенок, конец 17 века

Итак, начиналось все лояльно, но хорошее кончилось по восшествии на престол Ивана IV Грозного — род Левашов с многочисленной родней попал в опалу, несмотря на свое активное участие в Ливонской и Первой черемисской войнах.     

Фактическим поводом стали дальние родственные связи Левашовых с некогда близкими к царю боярами Адашевыми, а спусковым крючком послужила гибель конюшего и начальника казенного приказа И. П. Челяднина-Фёдорова, описанная в балладе Алексея Толстого «Старицкий воевода».

Царь «объявил его главою заговорщиков, поверив или вымыслив, что этот старец думает свергнуть царя с престола и властвовать над Россиею. Иоанн… в присутствии всего двора, как пишут, надел на Фёдорова царскую одежду и венец, посадил его на трон, дал ему державу в руку, снял с себя шапку, низко поклонился и сказал: „Здрав буди, великий царь земли Русския! Се приял ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя царем, могу и низвергнуть с престола!“. Сказав, ударил его в сердце ножом».

Черемисская война

Московский властитель любил изощренные казни, в виде театрализованных представлений. Причем это убийство он совершил за 3 года до начала официальной опричнины, потом царь убивал более «изысканно» людям отрубали конечности, забивали кнутом, сажали на кол, подвешивали за ребро, травили собаками, а не просто кололи ножом в сердце.

После убийства Челяднина-Фёдорова часть представителей рода Левашовых физически уничтожают (Адашевых истребляют всех), а часть после 1562 года высылают на Рязанщину — не следует путать этот термин с территорией, которая потом составила Рязанское воеводство, как земли это были более обширные пространства к северу от Дикого поля. Сюда отправляли не только опальных, но и служивых людей, например, известно, как немецкий пушечных дел мастер Иоган Иордан со стен Рязани языком орудий еще в 1521 году, при Василии III прекратил набег крымчаков во главе с  Мехмед Гиреем.

за родство с Адашевыми расплата продолжалась несколько веков

Именно на Рязанщине фамилия Ивачевых, начиная с XVI века часто встречается в письменных источниках, как люди несшие государеву службу за землю. Но с высылкой в Рязанщину, которая при Иване Грозном не вошла в терзаемую опричниками Земщину, моим предкам возможно даже повезло — как знать насколько мучительной была бы их кончина останься они в столице? Правда все высланные лишались своих старинных вотчин и поместий, а взамен должны были получить поместья (то есть ненаследуемые земельные держания, в отличие от вотчин, которые передавались потомкам). Конфискованные же земли и богатства пошли в царскую казну — это была своего рода первая масштабная «реприватизация» (в интересах царя). Помещение на пустынные пограничные земли было тоже наказанием -в логике того времени ценность имела не сама земля, а те, кто ее обрабатывает, даже в центре — Московской волости в 1570-х годах обрабатывалось лишь около 16% пахотных земель.

Почему высылали родами, а за Левашовыми подтянули и Ивачевых?

По мнению историка Александра Зимина в то время «не лица, не семьи, а роды составляли основные ячейки, из которых складывался класс» нетитулованной аристократии. Ивачевы относились по роду к Левашовым, произошедшей от их младшей ветви. У людей не было своей личной индивидуальной судьбы, она пришла позднее — в XVIII веке.

Тем не менее вскоре после высылки, в 1572 году 800 детей боярских из Рязанского воеводства князь Андрей Хованский привел с собой на битву при Молодях — именно там были наголову разбиты превосходящие воинские силы Крымского ханства, которые шли набегом на Москву. Думаю, что среди этих 800 человек с Рязанщины были и Левашовы — Ивачевы, местность на Рязанщине была малонаселенной и поэтому с нее собирали все, что имелось. А согласно Поручным записям 1527-1571 годов на Рязанщине мы уже видим Ивачева Семена Андреева сына

реконструкция битвы при Молодях

Между тем, само бытие рода Ивачевых в новых украинных местах начинает определяться некими правилами, если более знатные и старшие по роду Левашовы еще могли выбирать кем служить, могли находить лазейки в системе власти, то у первых особого выбора не было. В конце XVI века произошло создание единой общерусской сторожевой службы. Ее возглавил полководец М.И. Воротынский. Был создан устав сторожевой службы, где детально расписывалось поведение «сторожи» в поле. Каждый южный город выставлял определенное число сторожевых казаков и служилых людей. Они выезжали на границу и регулярно объезжали ее. Если обнаруживался след татарского отряда, то одна часть «сторожи» преследовала противника, а другая высылала гонцов в города для организации отпора. При получении известий о татарах вся система оповещения пограничных городов и столицы приходила в действие. Войска выдвигались навстречу противнику уже зная, где его искать.

Смерть царя — тирана, а затем последующая Смута негласным образом изменили правила человеческого обустройства  в Московии — одним из близких сподвижников князя Дмитрия Пожарского в 1612 году оказался столичный дворянин Федор Левашов, после Смуты пожалованный в 1618 году воеводой в город Царицын . А в 1647 году оставшиеся представители рода Левашовых из Рязанского воеводства подали царю и в Боярскую думу челобитную об опале при Иване Грозном, уже вскоре вернулись в состав привилегированных московских дворян, а затем и новой служивой знати Петра I, стали стольниками и сенаторами. Свои поместья в Рязанском воеводстве они распродавали до начала XVIII века. Так дворянин Тимофей Ржевский в 1701 году купил 60  четв. (свыше 30 га) земли у Афанасия Левашова в деревне Митякино Рязанского уезда.

А что же Ивачевы которые пострадали из-за родственных связей Левашовых с Адашевыми, попав вместе с первыми в опалу и украинную Рязанщину?

Их не забыли, нет, они ниже рангом по родовитости (дети боярские) к тому времени как-то уже обустроились на новом месте и успели даже продать в 1610 году свою треть деревни Кутуково на реке Соснице в Рязанского уезда Льву Ляпунову. Продавцами выступали Никита, Спиридон Ивачевы и племянник их — Яков.

вотчины Ивачевых в Пскове отдавали сторонникам Владислава

 

Также в списке лиц, указанных в актах служилых землевладельцев Рязанщины XV — начала XVII века. Ч.IV. М.: Древлехранилище, 2008., не включающем в себя имена холопов, крестьян и посадских людей мы находим Ивана Ивачева.

В других воеводствах Московии эту фамилию еще вычищали — так в 1612 году поместье, некогда принадлежавшее в Псковском уезде погибшему Андрону Ивачеву передали Андрею Квашнину, служившему во время Смуты польскому королевичу Владиславу

А что же Рязань, зачем надо было продавать деревни в ней?

Существует письменное упоминание, что в 1623 году к Сапожку (Рязанский уезд) пришли татары. Разграбили и сожгли многие селения и город.

белогородская черта

Следовательно на пограничном юге России — в то время военно-стратегическую оборону надо было на время сместить несколько южнее Рязани — в сторону будущего Тамбова — именно там дети боярские, казаки и прочий народ для нужд государства Московского строил крепостицы, обустраивал Белогородскую черту, заслонявшую юг молодой империи со стороны крымчаков и ногаев. Следовательно еще недавно вольница детей боярских, сопровождавшая в походах глав своих родов, начинала строится по другому принципу.

Вот как описывал списки рязанских служилых людей XVII века по материалам Разрядного приказа РГАДА Александр Игоревич Григоров в «Рязанском этнографическом вестнике» № 41/Рязань. 2010г.

— Рязанские десятни составлялись в городе Переславле-Рязанском – административном и военном центре Переславль-Рязанского уезда. В 16-нач.17вв Переславль-Рязанский – один из основных пунктов сбора полков Украинного (а потом и собственно Рязанского) разрядов. 1614г. Украинного разряда Прибылый полк на Переславль-Рязанском, в нем 975 чел. служилых рязанцев. Украинный разряд составляли пять полков: Большой, Передовой, правой и левой руки и сторожевой. Задача основная – защита от крымских татар. Рязанский полк – защита от ногайских татар. К 1638г. находились на линии Одоев — Крапивна — Тула — Венев — Мценск. В сер. 17в. – преимущественно на Белгородской засечной черте. На основе Большого Рязанского полка в сер.-кон.17в. оформился Рязанский разряд.

Вот список с Козловских строельных книг строения Самойла Биркина 146 и 147 году (1638-1639 гг.) подлинные книги в разряде. В этой книге сделаны записи о помещении новых служилых людей в Козловском
уезде. Причем появляются названия села Борец, деревни Сысоевской, села Назарьева Поляна и деревни Высокая Поляна. Как и в книге 144 и 145 годов сначала даются списки вновь помещенных людей.
На листе 208 об. запись «в борецком стану за помещики» и далее:…….№18. В деревне Сысоевской Алексей Семенов сын Ивачев (среди его соседей Василий Кирилов сын Малышев). За помещиком Алексеем Ивачевым записаны крестьяне: Ивашка Бувлов с сыном Митрофанкой да с братом Кондрашкой. У 28 помещиков в Сысоевском своих крестьян нет.

Деревня Сысовеское — первое место где отмечены помещики Ивачевы, потом их локация меняется…. Они появляются еще и в Ягодном.

 

Село Ягодное, откуда Ивачевы в начале XIX отправились за счастьем в Оренбургскую губернию и к Самаре впервые упоминается в Козловских писцовых книгах, как деревня Ягодная поляна в 1665 году. Первыми жителями новой деревни были козловские служилые люди, однодворцы — солдаты Белгородского полка. Правда по версии рязанских краеведов, изложенной книге На берегах реки Пара первое упоминание Ягодного прошло раньше в 1659 году.

Закладка нового города состоялась в воскресный день 11 октября 1635 года на Козловском урочище. По этому топониму город получил название Козлова (ныне это город Мичуринск).

Затем в  Козловском уезде в 1636. г. в уезде образовалось 5 станов и только в деревнях одного Олешинского стана в 1636 г. проживало 205 помещиков-однодворцев. имевших по 50—60 четвертей пашни (25 — 30 га). Характерно, что слово «поляна» входило в состав названий, многих деревень — деревни тогда здесь располагались в лесу.

Думаю первоначально земледелие в этих местах было подсечно-огневым — такой способ ведения хозяйства давал первые два года 60-30 сам — люди, прикладывая минимальный труд, получали богатейший  урожай, сбор которого прекратился только тогда когда вывели леса под распашку. Пожар давал удобрения и выжигал сорняки, семена же в первый год бросали прямо в золу.

Итак город-крепость Козлов — как часть Белогородской засечной черты и был окружен слободами служилых и посадских людей.Слободы различались: существовали служилые слободы (стрелецкая, сторожевая, полковая, пушкарская, казачья), ремесленные (кузнецкая, посадская), промысловые (ямская). В крепости размещался гарнизон в специальных слободах «по службам». Стрельцов в Козлове в XVII веке было около 200 человек, пушкарей было 44 человека. Сторожевая и полковая слободы получили свое название от сторожевых и полковых казаков, несущих пограничную сторожевую службу на валу и в степи.

Иванов С.В. На сторожевой московской границе. 1907

Дети боярские были посланы сюда или пришли добровольно для защиты края от нападений кочевников и вольных людей, а также для несения службы по охране порядка во вновь построенном городе Козлове. Кроме ратных дел и строительства крепости Козлов они занимались земледелием и традиционными ремеслами, чтобы прокормить свои семьи и поддерживать на необходимом уровне воинское снаряжение и боеспособность. Мехов как на Севере или в Сибири здесь не было, а поэтому новой нефтью тут выступали люди, впереди их ждал один изнурающий труд, который первоначально скрашивали какие-то преференции от государства. Среди первых обитателей рязанской украины было много ссыльных новгородцев и даже представители опальных рюриковичей.

Можно полагать, что многие из этих людей впоследствии надеялись вернуться в родные места, Новгород, Москву, после того как они или их потомки покажут себя на границе, проявят удаль — так это было заведено по старым правилам. Однако в жизни молодой империи Романовых появлялись все новые и новые регламенты, за которыми они не успевали — так еще при Алексее Михайловиче при дворе распространилось польское платье, ношение которого стало обязательным при Федоре Алексеевиче — при нем в посетителей русском платье в Кремль уже не пускали.

Это в Европе имперские амбиции таких государств как Англия, Франция, Испания двигали авантюристы из всех сословий, включая обедневших дворян, в Московии империю двигали иноземные дворяне у трона, а  опальные старинные роды, люди с Севера Московии и казаки выступали приводными ремнями, пушечным мясом. Москва никогда слезам не верила

Продолжение следует

4 responses to “Московская империя на марше. Мои предки в XV — XVII веках

  1. А мы просто в свойских отношениях с норвежским королевским домом, причем документарно.

  2. Не по крови а по браку. Жена короля сестра женатой на моем родственнике. Тесен мир.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s